фирма действует в очень жестких экономических рамках. Эти рамки определяются, с одной стороны, условиями продаж товаров фирмы на рынке, другой стороны, действия фирмы определяются теми затратами, с которыми она способна производить продукты или услуги. Для достижения цели каждая фирма должна:
использовать такой процесс производства, который требует применения меньшего количества факторов производства для одного и того же объёма готовой продукции;
использовать такой производственный процесс, при котором затраты на факторы производства будут минимальными.
Продавая товары (продукты и услуги) фирма получает выручку (доход) (R). Она должна обеспечить фирме возмещение затрат (С) и получение прибыли (П). Таким образом, R = (С + П). Если в цену производимого фирмой товара государство включает косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акциз и др.), то R = (С + П + косвенные налоги).
Для того, чтобы увеличить прибыль, фирма располагает двумя возможностями:
увеличение цен на производимые и продаваемые товары;
снижение затрат на производство и реализацию товаров.
Затраты на приобретение используемых факторов производства называются издержками производства. Отсюда следует, наиболее эффективным методом производства товара является такой, при котором издержки производства минимальны.
Если из выручки (R) вычесть бухгалтерские издержки (Сб), то мы получим бухгалтерскую прибыль (Пб). То есть Пб = (R - Сб).
Но кроме бухгалтерского есть и экономическое понимание издержек и прибыли.
Для определения экономической прибыли (Пэ) из полученной суммы бухгалтерской прибыли необходимо вычесть неявные вменённые издержки за используемые фирмой капитальные ресурсы, за риск предпринимателя, т.е.
Пэ = R - Сб - Св, или Пэ = Пб - Св
экономические издержки (Иэ) равны сумме бухгалтерских издержек (Иб) и вмененных издержек (Ив),
- временные издержки фирмы:Сэ = Сб + Св.
Тогда экономическая прибыль (Пэ) равна: Пэ = R - Сэ