Факторы, влияющие на прибыль. Распределение и использование прибыли

Таблица 13.1 Себестоимость, валовой доход и прибыль предприятия

Материальные затраты Валовой доход
оплата труда прибыль
Издержки производства (себестоимость) Чистый доход
Объем реализации  

Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы — умения создавать выгодные условия для реализаций! своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовывать рекламу, сбыт, формировать ценовую и товарную политику и т.д.

Уровень издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую балансовую прибыль. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукций без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы поценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшие продукции, на содержа­ние законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового ре­зультата от операций с основными фондами (средствами), нематери­альными активами и иным имуществом.

Валовая прибыль предприятия может отличаться от балансовой прибыли в силу ряда причин:

• валовая прибыль увеличивается для предприятий, осущест­вляющих прямой обмен или реализацию продукции по ценам не выше себестоимости;

• при осуществлении прямого обмена по основным средствам и иному имуществу или реализации этих видов имущества по ценам ниже их балансовой стоимости сумма сделки определяется по рыноч­ной стоимости имущества за вычетом остаточной стоимости реализо­ванного или выбывшего имущества;

• выручка в валюте пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов для налогообложения прибыли

по этим операциям;

• налогообложению подлежат денежные средства, получаемые безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной дея­тельности;

• по имуществу, полученному безвозмездно, его стоимость оце­нивается не ниже балансовой, по которой оно числится у передающе­го предприятия;

• валовая прибыль учитывает также уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пеней, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды),

Исчисленная в установленном выше порядке валовая (общая) прибыль является базой для определения налогооблагаемой (расчет­ной) прибыли, расчет которой производится в следующем порядке.

Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (при­были);

• доходы от долевого участия в деятельности других предприя­тий; дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и дру­гим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; от про­ведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах; от работы казино, видеосалонов, игровых автома­тов. Эти виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятель­ного обложения налогом;

• доходы от сдачи в аренду и других видов использования иму­щества, а также от посреднических операций и сделок. Расчет налога по этим видам доходов осуществляется в ином порядке;

• доходы юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также доходы от оказа­ния услуг по их размещению. Эти виды доходов вообще не подлежат обложению налогом;

• суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы.

После всех перечисленных корректировок валовой прибыли оста­ется налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.

В соответствии с законодательством валовая прибыль за выче­том всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяй­ственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остает­ся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской дея­тельности.

По своей величине чистая прибыль представляет собой часть ба­лансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства (рис. 13.1). Чистая прибыль — единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

Чистая прибыль направляется:

• на финансирование производственного развития предприятия;

• удовлетворение потребительских и социальных нужд;

• финансирование социально-культурной сферы;

• отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы;

• благотворительные нужды, оказание помощи театральным кол­лективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Однако не вся чистая прибыль используется предприятием по собственному усмотрению. За счет чистой прибыли уплачиваются не­которые виды сборов и налогов (например, налог на имущество пред­приятий, сбор за право торговли и др.); штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, а также в случае утаивания прибыли от налогообложе­ния и другие платежи.

На некоторых предприятиях и в акционерных обществах чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд; фонд социальной сферы; фонд валютных отчислений; прибыль к распределению между учре­дителями (акционерами) и т.п. Нераспределенная прибыль присоеди­няется к уставному капиталу предприятия.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремить­ся если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы не только прочно удер­живать позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производства в условиях конку­ренции. В конечном итоге это предполагает знание источников фор­мирования прибыли и нахождение методов оптимального их исполь­зования.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются два основных источника получения прибыли.

Первый источник — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или по уникальности выпускаемого продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимоно­польную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предприниматель­ской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производ­ства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

• от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующих­ся стабильным и высоким спросом);

• создания конкурентоспособных условий продажи своих това­ров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупате­лей, послепродажное обслуживание и т.д.);

• объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

• ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вло­женный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие предпринимательской прибыли, кото­рая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банке.

По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяй­ственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для оп­ределения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического метода лежат приемы матема­тической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного от­клонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности: рентабельности производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.).

Полностью избежать риска в предпринимательской деятельно­сти практически невозможно, но существует система методов смягче­ния его отрицательных последствий. К ним относятся самострахова­ние (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.

Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. По­этому доминирующей проблемой для предприятия является макси­мизация прибыли, что означает разработку стратегии по систематическому увеличению прибыли и минимизации издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует сис­темного подхода.

Для принятия решений часто требуется знать сумму прибыли, которую получает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом.

Основными методами планирования прибыли являются:

• метод прямого счета;

• аналитический;

• метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляет­ся как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью:

П = (О х Ц) - (О х С),

где П — плановая прибыль;

О — объем выпуска товарной продукции за планируемый период в натураль­ном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль от реализуемой продукциирп) рассчитывается по формуле

Прп= Врп - Срп

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах

(без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереали­зованной продукции на начало планируемого периода (Пн) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Пта) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в. кон­це периода (Пк). Плановая прибыль от реализации продукции рассчи­тывается по формуле

Прп= Пн + Птп + Пк

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли.

'Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в опре­делении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При ана­литическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпус­каемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Метод совмещенного расчета включает элементы первого и вто­рого способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планиру­емого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассор­тимента, цен, и др. выявляется с помощью аналитического метода.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем виде это могут быть следующие мероприятия:

• увеличение выпуска продукции;

• улучшение качества продукции;

• продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

• снижение себестоимости продукции за счет более рациональ­ного использования материальных ресурсов, производственных мощ­ностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

• диверсификация производства;

• расширение рынка продаж и др.

Для всех предприятий обязательным условием деятельности яв ляется максимизация прибыли: прибыль максимальна в пределах между точкой безубыточности и точкой, в которой предельный доход равен; предельным издержкам.

Правило максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась; долговременным предельным издержкам. При этом предельные издер­жки представляют собой дополнительные переменные издержки, связанные с производством и реализацией каждой дополнительной единицы продукции. Предприятия, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Предприятия, работающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из перво-1 степенных значений.

Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием разнообразных факторов, оказывающих на них как положительное, та и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико.

Всю совокупность факторов можно разделить на внутренний и внешние. Они тесно связаны между собой.

К внутренним факторам, влияющим на прибыль и рентабельное! относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), внедрение современной техники и технологии на предприятии, уровень хозяйствования, компетент­ность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда.

Предприятия не могут работать изолированно. Они постоянно находятся во взаимоотношениях с внешней средой: покупателями, производителями и продавцами товаров; инвесторами; кредиторами; общественными организациями и государственными учреждениями. Совокупность этих отношений непосредственным образом влияет на Эффективность работы предприятий, сумму их прибыли, рентабель­ность деятельности.

К внешним факторам, которые не зависят от деятельности пред­приятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляе­мые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения.

Основные факторы роста прибыли представлены в табл. 13.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: