В конфликте?

Часто межличностные конфликты строятся на отрицательных, негативных эмоциях противоборствующих сторон по отноше­нию друг к другу. Так, конфликты в организационной сфере ос­новываются на сбоях в коммуникативных связях при передаче и получении необходимой информации. В связи с этим формиру­ется зависимость одних работников от других. На процесс пере­дачи информации очень сильно может влиять эмоциональное

отношение.

Конфликт, основанный на эмоциональном факторе, является следствием тою, каково личностное восприятие происходящего в группе, или результатом деформации внутренних связей, взаи­модействий и отношений, а также психологической несовмести­мости. В такого рода конфликтах ведущим является не рацио­нальный, а иррациональный, эмоциональный фактор. Часто мо­тивация конфликта не осознается. К такого рода мотивам можно отнести личные проблемы, всевозможные капризы, плохое на­строение, физическое недомогание т. п. В организациях возник­новение конфликта, основанного на почве личной неприязни, несходстве темпераментов и характеров, оказывает определен­ное влияние на работников данной организации, становясь при­чиной стрессов, непонимания, обид и т. п., что в конечном счете негативно отражается на трудовой дисциплине и результатах со­вместной и индивидуальной трудовой деятельности.

Настроение человека — важный личностный фактор возник­новения конфликта. Настроение — это ситуативное понятие, оно индивидуально и зависит от актуального физического и душевно­го состояния. Постижение себя, как и оценка и понимание других, осуществляется через собственные интеллектуальные и нрав­ственные рамки. Каждый человек имеет различные способности в сдерживании обиды, самоконтроле, возмущении, гневе, прояв­лении агрессии. Низкие регулятивные способности обусловлива­ют проявление различных негативных эмоциональных и поведен­ческих реакций, которые могут спровоцировать конфликт.

Также в организационном конфликте большую роль играет личностная вариативность персонала, т. е. множество типов лич­ности, каждой из которых свойственны свои реакции, свое пове­дение. К личностным типам, которые наиболее склонны к конф­ликтам, относятся паникеры, неудачники, двуличные карьерис­ты и т. п.


К эмоциональному фактору конфликтов можно отнести:

— различные внешние характеристики и область вкусов лю­
дей, например манеру одеваться, разговорить, водить автомобиль,
принимать пищу;

— невербальные особенности;

— черты характера;

— взгляды, жизненные, моральные ценности и установки;

— возрастные особенности;

— этническую и национальную принадлежность.

На возникновение нездоровой морально-психологической об­становки в коллективе могут оказывать влияние особенности и стиль работы некоторых сотрудников, безделье, простои в работе, личностные и профессиональные качества некоторых работни­ков, например чрезмерное самомнение, завышенные професси­ональные амбиции, одержимость завистью, ожесточение, выз­ванное чьим-либо преимуществом или карьерным ростом и т. п. Следствием социально-трудовых конфликтов может стать воз­никновение различий в трудовой мотивации работников, ухуд­шение их экономического и статусного положения, снижение уровня удовлетворения совместной трудовой деятельностью.

Возникновение социально-трудовых конфликтов и связан­ной с ними фрустрации, т. е. разочарования, чаще всего наблюда­ется в тех коллективах, где нет упорядоченных и четко простроен­ных партнерских связей, единства и согласованности между ра­ботниками, нет соблюдения норм группового поведения, а также отсутствуют общие ценности и интересы.

Субъективные психологические факторы порождают следую­щие виды конфликтов:

— конфликт потребностей, который возникает из-за ограни­
ченности жизненных благ;

— конфликт интересов, который связан с отношениями лю­
дей и со стимулирующими экономическое и социальное поведе­
ние желаниями и стремлениями;

— конфликт ценностей, который возникает на основе столк­
новения противоположного понимания и интерпретации соци­
альных связей, целей и ценностей.

Возникновение любого организационного конфликта с точки зрения эмоционального фактора можно объяснить как следствие накопленной, требующей разрядки неудовлетворенности суще­ствующим положением дел, ростом противоречий, обострением социальной напряженности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: