Какие существуют барьеры коммуникаций и какие есть приемы их преодоления?

Коммуникация может стать источником конфликта. Одной из причин этого являются так называемые барьеры коммуника­ций, которые оказывают влияние на процесс передачи и принятия информации, когда она либо искажается, либо вообще не попа­дает к партнеру. Коммуникативные барьеры — это явление пси­хологическое, и оно может выражаться в различных негативных чувствах, например неприязни или недоверия к партнеру. Эти чувства естественно оказывают негативное влияние на процесс передачи информации и могут сильнейшим образом исказить ее. Существует множество барьеров коммуникаций.

Информационно-дефицитный барьер. Основой возникновения этого барьера являются механические причины, например неяс­ность, непонятность передаваемой информации, ее разрыв.

Замещающе-искажающий барьер. Смыслы переданной и полу­ченной информации не совпадают, так как принимающее лицо интерпретирует полученную информацию субъективно, по-сво­ему. Причинами такой субъективной интерпретации могут быть


определенные установки, стереотипы восприятия и мышления
особенности восприятия и мышления. '

Эмоциональный барьер. Когда при получении информации на первый план выходит не ее содержание, а та эмоциональная ре­акция, которую данная информация вызвала у реципиента. Воз­никающие в данном случае эмоции, чувства и переживания мо­гут быть вызваны ассоциациями, которые возникли у реципиен­та с полученной информацией.

Барьеры непонимания. Часто возникают на психологической основе или под воздействием сильных внешних раздражителей. Непонимание может быть фонетическим, когда партнеры гово­рят на разных языках, диалектах, имеют дефекты речи или слуха, нечеткую дикцию, когда информация произносится нечетко, быст­ро, скороговоркой и т. п.

Семантический барьер. Формируется в результате столкнове­ния разных жаргонов, сленгов, языковых систем различных суб­культур, существующих в рамках одной культуры и являющихся частью ее системы. Каждая из этих субкультур имеет свой взгляд и свое понимание многих проблем и использует для ее выраже­ния свои, отличные от других языковые системы и каналы.

Стилистический барьер. К возникновению этого барьера мо­гут привести несовпадения, несоответствия: стилей и манеры речи общающихся сторон; стиля речи коммуникатора стилю и ситуации общения; стиля разговора и актуального психологи­ческого состояния одного из партнеров по общению.

Логический барьер. Возникает при большой сложности и не­верности логики рассуждения коммутатора, т. е. лица, передаю­щего информацию. Логические барьеры приводят к различным интерпретациям одного и того же понятия, чем и создают ситуа­цию напряжения в общении. Могут возникать следующие логи­ческие барьеры:

— личностный, так как каждый человек имеет и использует
свою систему логических объяснений и доказательств;

— тендерный, основанный на половых различиях с системой
логических доказательств;

— социокультурный, основанный на социокультурных раз­
личиях в логических.системах доказательств участников обще­
ния и их установках и принципах — политических, социальных,
религиозных, профессиональных.

Приемы повышения эффективного общения и преодоления ком­муникативных барьеров:

1) произнесение имени партнера вслух при общении. Это го­
ворит о внимании к нему, влияет на возникновение положитель­
ных эмоций, придает уверенности партнеру, что в результате фор­
мирует расположение партнеров друг к другу;

2) использование улыбки, сохранение приятного дружелюб­
ного выражения лица, что говорит о дружеском расположении и



способствует возникновению у партнера чувства защищенности, доверия и положительных эмоций;

3) комплименты в адрес партнера, что способствует положи­
тельным эмоциям и доверию собеседника;

4) внимание и терпение при выслушивании точки зрения и
доводов партнера. Это способствует самоутверждению и форми­
рованию у партнера уверенности в позитивном решении воз­
никшей проблемы, а также создает доверительную атмосферу,
которая сама по себе оказывает позитивное действие на исход

спора;

5) использование информации о хобби, интересах и увлече­
ниях оппонента, что дает ему возможность почувствовать заин­
тересованность в нем другой стороны и настраивает на позитив­
ный лад.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: