Коммуникация может стать источником конфликта. Одной из причин этого являются так называемые барьеры коммуникаций, которые оказывают влияние на процесс передачи и принятия информации, когда она либо искажается, либо вообще не попадает к партнеру. Коммуникативные барьеры — это явление психологическое, и оно может выражаться в различных негативных чувствах, например неприязни или недоверия к партнеру. Эти чувства естественно оказывают негативное влияние на процесс передачи информации и могут сильнейшим образом исказить ее. Существует множество барьеров коммуникаций.
Информационно-дефицитный барьер. Основой возникновения этого барьера являются механические причины, например неясность, непонятность передаваемой информации, ее разрыв.
Замещающе-искажающий барьер. Смыслы переданной и полученной информации не совпадают, так как принимающее лицо интерпретирует полученную информацию субъективно, по-своему. Причинами такой субъективной интерпретации могут быть
|
|
определенные установки, стереотипы восприятия и мышления
особенности восприятия и мышления. '
Эмоциональный барьер. Когда при получении информации на первый план выходит не ее содержание, а та эмоциональная реакция, которую данная информация вызвала у реципиента. Возникающие в данном случае эмоции, чувства и переживания могут быть вызваны ассоциациями, которые возникли у реципиента с полученной информацией.
Барьеры непонимания. Часто возникают на психологической основе или под воздействием сильных внешних раздражителей. Непонимание может быть фонетическим, когда партнеры говорят на разных языках, диалектах, имеют дефекты речи или слуха, нечеткую дикцию, когда информация произносится нечетко, быстро, скороговоркой и т. п.
Семантический барьер. Формируется в результате столкновения разных жаргонов, сленгов, языковых систем различных субкультур, существующих в рамках одной культуры и являющихся частью ее системы. Каждая из этих субкультур имеет свой взгляд и свое понимание многих проблем и использует для ее выражения свои, отличные от других языковые системы и каналы.
Стилистический барьер. К возникновению этого барьера могут привести несовпадения, несоответствия: стилей и манеры речи общающихся сторон; стиля речи коммуникатора стилю и ситуации общения; стиля разговора и актуального психологического состояния одного из партнеров по общению.
Логический барьер. Возникает при большой сложности и неверности логики рассуждения коммутатора, т. е. лица, передающего информацию. Логические барьеры приводят к различным интерпретациям одного и того же понятия, чем и создают ситуацию напряжения в общении. Могут возникать следующие логические барьеры:
|
|
— личностный, так как каждый человек имеет и использует
свою систему логических объяснений и доказательств;
— тендерный, основанный на половых различиях с системой
логических доказательств;
— социокультурный, основанный на социокультурных раз
личиях в логических.системах доказательств участников обще
ния и их установках и принципах — политических, социальных,
религиозных, профессиональных.
Приемы повышения эффективного общения и преодоления коммуникативных барьеров:
1) произнесение имени партнера вслух при общении. Это го
ворит о внимании к нему, влияет на возникновение положитель
ных эмоций, придает уверенности партнеру, что в результате фор
мирует расположение партнеров друг к другу;
2) использование улыбки, сохранение приятного дружелюб
ного выражения лица, что говорит о дружеском расположении и
способствует возникновению у партнера чувства защищенности, доверия и положительных эмоций;
3) комплименты в адрес партнера, что способствует положи
тельным эмоциям и доверию собеседника;
4) внимание и терпение при выслушивании точки зрения и
доводов партнера. Это способствует самоутверждению и форми
рованию у партнера уверенности в позитивном решении воз
никшей проблемы, а также создает доверительную атмосферу,
которая сама по себе оказывает позитивное действие на исход
спора;
5) использование информации о хобби, интересах и увлече
ниях оппонента, что дает ему возможность почувствовать заин
тересованность в нем другой стороны и настраивает на позитив
ный лад.