Какие выделяются типы конфликтных личностей?

Конфликтный тип личности — это такое сочетание характеро­логических особенностей, при котором конфликтное поведение и реагирование на внешние раздражители являются доминирующи­ми. Конфликтному типу личности свойственны определенные особенности: вспыльчивость, несдержанность, импульсивность, высокая критичность и требовательность по отношению к окру­жающим, неадекватные самооценка и уровень притязаний (завы-

' Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Экзамен, 2005. С. 65.


шенные или заниженные), грубость, агрессивность, упрямство. Вы­сокая конфликтность в данном случае является стереотипной мо­делью поведения, что и отличает личность конфликтную от не­конфликтной. Факторами формирования конфликтного типа личности выступают: стереотипы и условия воспитания, генети­ческие особенности, психические заболевания и отклонения. Ча­сто конфликтный тип личности формируется на фоне неврозов. Существует несколько конфликтных, или «трудных», типов

личности.

«Грубиян». Для этого типа не существует преград, он действует напролом, при этом его цель — изложить свою точку зрения, не интересуясь при этом, что думает собеседник. Наиболее опти­мальная стратегия ведения беседы с данным типом — молчали­вое выслушивание с редкими лаконичными репликами, а также использование приемов, которые каким-то образом привлекут его внимание. Такими приемами могут быть фразы и действия, например обращение к собеседнику по имени, тактильный кон­такт, визуальный контакт. Следует соглашаться с ним во всем, в чем только возможно, и стараться идти на уступки, сохраняя при этом спокойствие. В лучшем случае стоит избегать разговоров с таким типом.

«Грубиян-крикун». Для него характерен постоянно повышен­ный тон голоса, он срывается на крик по малейшему поводу, но при ответном повышении голоса может очень сильно обидеться. Его эмоциональные взрывы могут быть редкими, но очень силь­ными. Причиной такого поведения является субъективное ощу­щение утраты контроля над ситуацией. Таким образом, с данным типом следует говорить вежливо, спокойно, без повышенных ин­тонаций, с сочувствием даже в том случае, если он кричит.

«Привычный крикун». Данному типу свойственно грубое обще­ние по причине его жизненного сценария. Обычно этот тип по­ведения формируется в том случае, если такое поведение демон­стрировали близкие люди. Тогда крик становится привычной и приемлемой формой реагирования на противоречия и раздражи­тели, так как другого сценария и стратегии поведения в конфлик­те данный индивид не видел и потому не знает.

«Всезнайка». Этот тип считает себя компетентным специалис­том во всем, поэтому всегда очень остро реагирует на критику, несогласие со своим мнением и выражение любых сомнений по поводу его компетентности и знаний. В спорах такой тип всегда ведет себя агрессивно. С таким типом может применяться стра­тегия «мнимого подчинения», когда собеседник делает вид, что соглашается с ним, дабы не развивать ситуацию до состояния конфликта.

«Пессимист». Для этого типа характерна неспособность найти решение возникшей проблемы из-за того, что все его внимание сосредоточено на проблемах и неприятностях, вызванных воз-


никновением данной проблемы, и из-за этого он не может уви­деть ее позитивные стороны и конструктивные решения. Это наиболее безобидный из трудных типов, так как на него можно воздействовать и использовать его способность вскрывать недо­статки и негативные стороны проблемы, принимая их во внима­ние при поиске решения.

«Пассивно-агрессивный». Этот тип наиболее часто встречается при столкновении с конфликтными типами личности. Враждеб­ность у него не явная, а скрытая, и проявляется в том, что он не успевает, забывает или некачественно делает порученное ему за­дание. При этом свои неудачи он всегда оправдывает и склонен перекладывать ответственность за них на других людей. Наиболее трудными для выполнения для него являются четко поставленные задачи в числительной форме. Работу этого типа необходимо по­стоянно контролировать. Успешным способом воздействия явля­ется четкое обрисовывание санкций в случае невыполнения им данной работы при четком указании сроков. Общение с этим ти­пом должно носить открытый характер, в нем не должно присут­ствовать интриг.

«Сверхпокладистый». Характерной чертой данного типа, ко­торая и формирует конфликтное поведение, является стремле­ние понравиться всем и каждому. Он хочет помочь всем и потому не может помочь никому. Сильно реагирует на критику, вплоть до гипертрофированного чувства обиды. Стратегия общения с ним предполагает понимание его реальных возможностей и обещаний, отсутствие давления, а также привлечение его самого к выбору и определению поля работы и тех обещаний, которые он на самом деле может выполнить.

Помимо типов личности, которые своим поведением непос­редственно провоцируют конфликт, также существуют и типы, поведение и действия которых могут способствовать его возник­новению.

«Жалобщики». Этот тип всегда проявляет недовольство, но при этом не предпринимает никаких действий для решения возник­шей проблемы.

«Молчуны». Так как эти люди немногословны, скрытны и час­то проявляют отчужденность в общении, это может создать опре­деленное напряжение в процессе общения и взаимодействия.

«Нерешительные». Этот тип не может принять никаких реше­ний по конкретной проблеме, так как больше всего боится со­вершить ошибку и принять неправильное решение.

«Максималисты». Ориентированы на получение всего и сразу, поэтому могут создавать определенное напряжение в общении.

«Невинные лгуны». Используют ложь для оправдания соб­ственных неудач, прикрывая ее тем, что хотели сделать только благо. Впоследствии они испытывают определенные трудности в отграничении правды от лжи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: