Под коммуникацией понимается информационное взаимодействие партнеров, которое характеризуется суверенитетом участников взаимодействия и их ценностей, интересов и мотивов; независимостью их представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью равноправного информационного обмена и уровня информационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия1.
На основе коммуникативной направленности конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные. В первом случае участники конфликта не находятся друг у друга в подчинении, а во втором — между ними существует связь на основе подчинения. В случае вертикального конфликта ситуация подчинения выражает неравенство оппонентов в возможностях и применении силы. Различия в таком конфликте построены по иерархическому принципу на основе уровня и степени влияния. Например, такова ситуация при конфликтном взаимодействии руководителя и подчиненного, работодателя и работника. Неодинаковый статус, ранг участников может иметь разную силу, и это, естественно, не может не оказать определенного влияния на ход и развязку конфликта.
Коммуникативный конфликт может возникнуть в следующих случаях:
1) в результате действия таких факторов, которые способству
ют росту напряжения в общении и совместной деятельности. К по
добным факторам относятся: перебивание партнера; приниже
ние партнера и негативная оценка его личности; подчеркивание
разницы между собой и партнером; преуменьшение вклада парт
нера в общее дело и преувеличение своего; резкое убыстрение
темпа беседы; избегание пространственной близости и контакта
глаз с партнером; обвинения, угрозы, наказания; принижение,
отрицание значимости проблемы;
2) в результате использования деструктивного стиля взаимо
действия, спора и как следствие негативного исхода спора. Дест
руктивными характеристиками стиля спора являются: обобще
ние, когда поведение называется «типичным»; ссылка на про
шедшие или не имеющие отношения к делу события; один из
участников не задействован или находится в стороне от споря
щих; преждевременное прекращение, отказ от спора одного из
участников; малое внимание к доводам оппонента; скрытые при
знаки непонимания, указывающие на укрытие за другими; аргу-
1 Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М: Экзамен, 2005. С. 79.
|
менты, не относящиеся к предмету спора; аргументы, нацеленные на чувствительное, слабое место оппонента;
3) в результате применения таких коммуникативных техник, которые способствуют возникновению конфликта1.
На процесс коммуникации влияет негативное эмоциональное состояние, которое может усугублять конфликт. Таким образом, коммуникация может влиять на конфликт. Конструктивное разрешение конфликта возможно в том случае, если оппоненты смогут выстроить эффективную коммуникацию и контролировать свое поведение, однако в негативном эмоциональном состоянии это не всегда возможно. Это состояние не дает возможности четко изложить свою позицию и выслушать и принять позицию другого. В результате нарушения технологии эффективного общения, отсутствия рационального поведения и склонности идти на поводу у своих негативных эмоций и происходит развитие конфликтов, которых часто можно было бы избежать.
Коммуникации, выраженные через целевые установки оппонентов, в конфликте имеют важное значение. В самом начале конфликтного общения возникает существенное противоречие, которое выражается в том, что, с одной стороны, оппонентам необходимо правильно понять друг друга, а с другой — отсутствие необходимого уровня доверия между ними затрудняет это взаимопонимание. Недоверие и закрытость вызваны самозащитой сторон в конфликте, которая может использоваться осознанно или неосознанно. Конструктивное общение в конфликте и, следовательно, его благополучное разрешение возможны только на основе доверия и целевой установки на сотрудничество, а это — важная характеристика коммуникации.
Возникающее в процессе общения напряжение, которое часто является основой будущего конфликта, можно снизить при помощи следующих приемов:
— предоставление партнеру возможности выговориться;
— вербализация эмоционального состояния обеих сторон,
что приводит к высвобождению негативных эмоций, подпитыва
ющих напряжение;
— подчеркивание сходства, а не противоположности с партне
ром на основе выявления общих интересов, мнений, целей и по
ложения;
— проявление интереса к проблемам партнера;
— подчеркивание и демонстрация партнеру его значимости;
— предложение искать выход из создавшегося положения вмес
те, сообща или предложение конкретного выхода и решения про
блемы;
1 Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Экзамен, 2005. С. 79-80.
— обращение к фактам;
— демонстрация сочувствия и психологической поддержки.
Ведение спора может осуществляться разными способами —
конструктивными и деструктивными. Стиль конструктивного ведения спора можно охарактеризовать следующим образом:
1) наличие конкретного предмета спора, а действия осуществ
ляются в пространстве «здесь и теперь» без оглядки на прошлые
события, недочеты и т. п.;
2) коммуникация открытая, каждый из участников говорит от
своего имени и только за себя, обдумывает высказывание; пред
полагается возможность ответа, т. е. существует обратная связь;
3) честность и открытость, корректность спора, когда воздей
ствие носит открытый характер, не допускается применение зап
рещенных, недостойных методов и приемов.
В случае применения данной методики спор может иметь следующие конструктивные результаты:
— получение информации и нового опыта, формирование и
закрепление новых конструктивных способов взаимодействия и
разрешения спорных ситуаций;
— выход негативных эмоций и выяснение взаимных претен
зий, что ведет к снижению напряжения, агрессии, злобы;
— сближение, возникшее в результате познания другого и
взаимопонимания;
— общее улучшение в решении возникшей проблемы: полное
урегулирование противоречия или создание совместного плана
действий по его урегулированию.






