Под коммуникацией понимается информационное взаимодействие партнеров, которое характеризуется суверенитетом участников взаимодействия и их ценностей, интересов и мотивов; независимостью их представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью равноправного информационного обмена и уровня информационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия1.
На основе коммуникативной направленности конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные. В первом случае участники конфликта не находятся друг у друга в подчинении, а во втором — между ними существует связь на основе подчинения. В случае вертикального конфликта ситуация подчинения выражает неравенство оппонентов в возможностях и применении силы. Различия в таком конфликте построены по иерархическому принципу на основе уровня и степени влияния. Например, такова ситуация при конфликтном взаимодействии руководителя и подчиненного, работодателя и работника. Неодинаковый статус, ранг участников может иметь разную силу, и это, естественно, не может не оказать определенного влияния на ход и развязку конфликта.
|
|
Коммуникативный конфликт может возникнуть в следующих случаях:
1) в результате действия таких факторов, которые способству
ют росту напряжения в общении и совместной деятельности. К по
добным факторам относятся: перебивание партнера; приниже
ние партнера и негативная оценка его личности; подчеркивание
разницы между собой и партнером; преуменьшение вклада парт
нера в общее дело и преувеличение своего; резкое убыстрение
темпа беседы; избегание пространственной близости и контакта
глаз с партнером; обвинения, угрозы, наказания; принижение,
отрицание значимости проблемы;
2) в результате использования деструктивного стиля взаимо
действия, спора и как следствие негативного исхода спора. Дест
руктивными характеристиками стиля спора являются: обобще
ние, когда поведение называется «типичным»; ссылка на про
шедшие или не имеющие отношения к делу события; один из
участников не задействован или находится в стороне от споря
щих; преждевременное прекращение, отказ от спора одного из
участников; малое внимание к доводам оппонента; скрытые при
знаки непонимания, указывающие на укрытие за другими; аргу-
1 Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М: Экзамен, 2005. С. 79.
менты, не относящиеся к предмету спора; аргументы, нацеленные на чувствительное, слабое место оппонента;
3) в результате применения таких коммуникативных техник, которые способствуют возникновению конфликта1.
|
|
На процесс коммуникации влияет негативное эмоциональное состояние, которое может усугублять конфликт. Таким образом, коммуникация может влиять на конфликт. Конструктивное разрешение конфликта возможно в том случае, если оппоненты смогут выстроить эффективную коммуникацию и контролировать свое поведение, однако в негативном эмоциональном состоянии это не всегда возможно. Это состояние не дает возможности четко изложить свою позицию и выслушать и принять позицию другого. В результате нарушения технологии эффективного общения, отсутствия рационального поведения и склонности идти на поводу у своих негативных эмоций и происходит развитие конфликтов, которых часто можно было бы избежать.
Коммуникации, выраженные через целевые установки оппонентов, в конфликте имеют важное значение. В самом начале конфликтного общения возникает существенное противоречие, которое выражается в том, что, с одной стороны, оппонентам необходимо правильно понять друг друга, а с другой — отсутствие необходимого уровня доверия между ними затрудняет это взаимопонимание. Недоверие и закрытость вызваны самозащитой сторон в конфликте, которая может использоваться осознанно или неосознанно. Конструктивное общение в конфликте и, следовательно, его благополучное разрешение возможны только на основе доверия и целевой установки на сотрудничество, а это — важная характеристика коммуникации.
Возникающее в процессе общения напряжение, которое часто является основой будущего конфликта, можно снизить при помощи следующих приемов:
— предоставление партнеру возможности выговориться;
— вербализация эмоционального состояния обеих сторон,
что приводит к высвобождению негативных эмоций, подпитыва
ющих напряжение;
— подчеркивание сходства, а не противоположности с партне
ром на основе выявления общих интересов, мнений, целей и по
ложения;
— проявление интереса к проблемам партнера;
— подчеркивание и демонстрация партнеру его значимости;
— предложение искать выход из создавшегося положения вмес
те, сообща или предложение конкретного выхода и решения про
блемы;
1 Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Экзамен, 2005. С. 79-80.
— обращение к фактам;
— демонстрация сочувствия и психологической поддержки.
Ведение спора может осуществляться разными способами —
конструктивными и деструктивными. Стиль конструктивного ведения спора можно охарактеризовать следующим образом:
1) наличие конкретного предмета спора, а действия осуществ
ляются в пространстве «здесь и теперь» без оглядки на прошлые
события, недочеты и т. п.;
2) коммуникация открытая, каждый из участников говорит от
своего имени и только за себя, обдумывает высказывание; пред
полагается возможность ответа, т. е. существует обратная связь;
3) честность и открытость, корректность спора, когда воздей
ствие носит открытый характер, не допускается применение зап
рещенных, недостойных методов и приемов.
В случае применения данной методики спор может иметь следующие конструктивные результаты:
— получение информации и нового опыта, формирование и
закрепление новых конструктивных способов взаимодействия и
разрешения спорных ситуаций;
— выход негативных эмоций и выяснение взаимных претен
зий, что ведет к снижению напряжения, агрессии, злобы;
— сближение, возникшее в результате познания другого и
взаимопонимания;
— общее улучшение в решении возникшей проблемы: полное
урегулирование противоречия или создание совместного плана
действий по его урегулированию.