И какие существуют способы предотвратить это?

Под коммуникацией понимается информационное взаимодей­ствие партнеров, которое характеризуется суверенитетом участни­ков взаимодействия и их ценностей, интересов и мотивов; неза­висимостью их представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью равно­правного информационного обмена и уровня информационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия1.

На основе коммуникативной направленности конфликты мож­но разделить на горизонтальные и вертикальные. В первом случае участники конфликта не находятся друг у друга в подчинении, а во втором — между ними существует связь на основе подчине­ния. В случае вертикального конфликта ситуация подчинения вы­ражает неравенство оппонентов в возможностях и применении силы. Различия в таком конфликте построены по иерархическому принципу на основе уровня и степени влияния. Например, такова ситуация при конфликтном взаимодействии руководителя и под­чиненного, работодателя и работника. Неодинаковый статус, ранг участников может иметь разную силу, и это, естественно, не может не оказать определенного влияния на ход и развязку кон­фликта.

Коммуникативный конфликт может возникнуть в следующих случаях:

1) в результате действия таких факторов, которые способству­
ют росту напряжения в общении и совместной деятельности.
К по­
добным факторам относятся: перебивание партнера; приниже­
ние партнера и негативная оценка его личности; подчеркивание
разницы между собой и партнером; преуменьшение вклада парт­
нера в общее дело и преувеличение своего; резкое убыстрение
темпа беседы; избегание пространственной близости и контакта
глаз с партнером; обвинения, угрозы, наказания; принижение,
отрицание значимости проблемы;

2) в результате использования деструктивного стиля взаимо­
действия,
спора и как следствие негативного исхода спора. Дест­
руктивными характеристиками стиля спора являются: обобще­
ние, когда поведение называется «типичным»; ссылка на про­
шедшие или не имеющие отношения к делу события; один из
участников не задействован или находится в стороне от споря­
щих; преждевременное прекращение, отказ от спора одного из
участников; малое внимание к доводам оппонента; скрытые при­
знаки непонимания, указывающие на укрытие за другими; аргу-

1 Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М: Экзамен, 2005. С. 79.





менты, не относящиеся к предмету спора; аргументы, нацеленные на чувствительное, слабое место оппонента;

3) в результате применения таких коммуникативных техник, которые способствуют возникновению конфликта1.

На процесс коммуникации влияет негативное эмоциональное состояние, которое может усугублять конфликт. Таким образом, коммуникация может влиять на конфликт. Конструктивное раз­решение конфликта возможно в том случае, если оппоненты смо­гут выстроить эффективную коммуникацию и контролировать свое поведение, однако в негативном эмоциональном состоянии это не всегда возможно. Это состояние не дает возможности чет­ко изложить свою позицию и выслушать и принять позицию дру­гого. В результате нарушения технологии эффективного обще­ния, отсутствия рационального поведения и склонности идти на поводу у своих негативных эмоций и происходит развитие конф­ликтов, которых часто можно было бы избежать.

Коммуникации, выраженные через целевые установки оппо­нентов, в конфликте имеют важное значение. В самом начале конфликтного общения возникает существенное противоречие, которое выражается в том, что, с одной стороны, оппонентам не­обходимо правильно понять друг друга, а с другой — отсутствие необходимого уровня доверия между ними затрудняет это взаи­мопонимание. Недоверие и закрытость вызваны самозащитой сторон в конфликте, которая может использоваться осознанно или неосознанно. Конструктивное общение в конфликте и, сле­довательно, его благополучное разрешение возможны только на основе доверия и целевой установки на сотрудничество, а это — важная характеристика коммуникации.

Возникающее в процессе общения напряжение, которое час­то является основой будущего конфликта, можно снизить при помощи следующих приемов:

— предоставление партнеру возможности выговориться;

— вербализация эмоционального состояния обеих сторон,
что приводит к высвобождению негативных эмоций, подпитыва­
ющих напряжение;

— подчеркивание сходства, а не противоположности с партне­
ром на основе выявления общих интересов, мнений, целей и по­
ложения;

— проявление интереса к проблемам партнера;

— подчеркивание и демонстрация партнеру его значимости;

— предложение искать выход из создавшегося положения вмес­
те, сообща или предложение конкретного выхода и решения про­
блемы;

1 Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Экзамен, 2005. С. 79-80.


— обращение к фактам;

— демонстрация сочувствия и психологической поддержки.
Ведение спора может осуществляться разными способами —

конструктивными и деструктивными. Стиль конструктивного ве­дения спора можно охарактеризовать следующим образом:

1) наличие конкретного предмета спора, а действия осуществ­
ляются в пространстве «здесь и теперь» без оглядки на прошлые
события, недочеты и т. п.;

2) коммуникация открытая, каждый из участников говорит от
своего имени и только за себя, обдумывает высказывание; пред­
полагается возможность ответа, т. е. существует обратная связь;

3) честность и открытость, корректность спора, когда воздей­
ствие носит открытый характер, не допускается применение зап­
рещенных, недостойных методов и приемов.

В случае применения данной методики спор может иметь сле­дующие конструктивные результаты:

— получение информации и нового опыта, формирование и
закрепление новых конструктивных способов взаимодействия и
разрешения спорных ситуаций;

— выход негативных эмоций и выяснение взаимных претен­
зий, что ведет к снижению напряжения, агрессии, злобы;

— сближение, возникшее в результате познания другого и
взаимопонимания;

— общее улучшение в решении возникшей проблемы: полное
урегулирование противоречия или создание совместного плана
действий по его урегулированию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: