Коммуникация означает обмен и передачу информации субъектами друг другу. Для передачи информации существует множество каналов, которые и называются каналами коммуникации. Канал включает в себя передатчик и пункт конечного назначения. В качестве передатчика информации может выступать: человек, какое-либо техническое устройство (телефон, интернет, факс, радиосвязь и т. п.); химическое или физическое состояние среды. Послания, или сигналы, могут иметь различные формы передачи: слова, речь, текст, рисунок, изображение, улыбку и т. д.
Начало передачи информации по каналу коммуникации означает, что данный процесс уже не может контролироваться человеком или иным средством передачи информации, так как это отправленное послание не может быть возвращено обратно. Прием изначальной информации не осуществляется в том случае, если в процессе передачи изменились ее носители или формы.
К формам передачи информации относятся межличностные и организационные коммуникации.
|
|
Межличностные коммуникации. К ним относятся устная и письменная форма передачи информации. Устная форма предполагает обсуждение, диалог, телефонный разговор, т. е. любую коммуникацию, где символом кодирования информации выступает слово. Преимуществами этой формы передачи информации являются простота и доступность использования, а также возможность получения обратной связи. Недостатки этой формы — невозможность хранения информации, а также возникновение ошибок, неточностей и непонимания при ее передаче. Конфликт между двумя людьми или группой при использовании данной формы передачи информации может возникнуть по следующим причинам:
— ошибки и неточности передачи и восприятия информа
— различие в восприятии информации, возникающее и И'
разных целей, установок, мотивов, черт характера, манеры по
дения людей, участвующих в процессе коммуникации; Ве"
— барьер непонимания, когда одна и та же информация во
принимается партнерами по-разному в силу личностных психС
логических причин и объективных внешних условий. °"
Письменная форма передачи информации осуществляется в вил отчета, доклада, письма, сообщения по Интернету и т. п. Ее до^ тоинством является большая точность и сохранение большего количества данных при передаче, а также возможность хранения информации. Важной характеристикой этой формы передачи информации является то, что она в меньшей степени, чем устная способствует возникновению конфликта. Недостатком этой формы является отсутствие обратной связи взаимного обмена мнениями, большее количество времени и большие усилия и затраты.
|
|
Организационные коммуникации. Эта форма имеет следующие разновидности: внешняя, вертикальная, горизонтальная, неформально-информационные сети, коммуникативная сеть.
Внешняя форма может выражаться следующим образом: через достижение организацией поставленных перед ней целей и задач; через межорганизационную деятельность; через взаимоотношения правительства, власти и общественности.
Вертикальная форма происходит между руководителем и подчиненным по нисходящей и восходящей линиям. Вероятность искажения информации повышается с увеличением количества уровней прохождения, что повышает вероятность возникновения внутриорганизационного конфликта.
Горизонтальная форма предполагает передачу информации меж
ду различными подразделениями одного уровня. Эта форма пере
дачи информации выполняет следующие цели: координация
кооперация работь! подразделений, а также разрешение внут
ренних проблем. Возникший конфликт может носить х^Рак^0,
целевого, когда цели нескольких отделов, подразделении не
гласуются между собой. ы.
Неформально-информационные сети являются неофициал ми каналами связи, соединяющими всех сотрудников орга ции. Обычно это простой случай обмена информацией. А^гУ терной чертой этой формы передачи информации являю Т ^ называемые слухи, которые могут включать в себя инФороналз о кадровых перестановках, предстоящем сокращении пер изменениях в правилах трудового распорядка и т. п.
Коммуникативная сеть представляет собой определенн му посредничества, через которую осуществляется ве^ информацией. Это происходит с помощью соединения У нИы ков коммуникации, которое основывается на инФорМдВОй к°н потоках. В таких группах может возникать внутригрУ1111
т на который могут повлиять происходящие в них произ-ФлИ тВ'енные эмоциональные и социальные процессы. Типичным ^Аликтом в подобной группе является столкновение, проти-К° ечия между отдельными или всеми членами данной группы, В°о негативно влияет на динамику и результаты работы группы. ЧТ Возможность возникновения конфликта может присутство-ть на разных уровнях передачи информации — как на уровне Сдельных индивидов или малой группы, так и на общеорганиза-"шонном уровне. Конфликты, возникшие на разных уровнях, ' едполагают использование разных методов и стилей разрешения