Что такое каналы коммуникации?

Коммуникация означает обмен и передачу информации субъек­тами друг другу. Для передачи информации существует мно­жество каналов, которые и называются каналами коммуникации. Канал включает в себя передатчик и пункт конечного назначе­ния. В качестве передатчика информации может выступать: че­ловек, какое-либо техническое устройство (телефон, интернет, факс, радиосвязь и т. п.); химическое или физическое состоя­ние среды. Послания, или сигналы, могут иметь различные фор­мы передачи: слова, речь, текст, рисунок, изображение, улыб­ку и т. д.

Начало передачи информации по каналу коммуникации озна­чает, что данный процесс уже не может контролироваться челове­ком или иным средством передачи информации, так как это от­правленное послание не может быть возвращено обратно. Прием изначальной информации не осуществляется в том случае, если в процессе передачи изменились ее носители или формы.

К формам передачи информации относятся межличностные и организационные коммуникации.

Межличностные коммуникации. К ним относятся устная и пись­менная форма передачи информации. Устная форма предполага­ет обсуждение, диалог, телефонный разговор, т. е. любую ком­муникацию, где символом кодирования информации выступает слово. Преимуществами этой формы передачи информации яв­ляются простота и доступность использования, а также возмож­ность получения обратной связи. Недостатки этой формы — не­возможность хранения информации, а также возникновение оши­бок, неточностей и непонимания при ее передаче. Конфликт между двумя людьми или группой при использовании данной формы передачи информации может возникнуть по следующим при­чинам:


ошибки и неточности передачи и восприятия информа

— различие в восприятии информации, возникающее и И'
разных целей, установок, мотивов, черт характера, манеры по
дения людей, участвующих в процессе коммуникации; Ве"

— барьер непонимания, когда одна и та же информация во
принимается партнерами по-разному в силу личностных психС
логических причин и объективных внешних условий. °"

Письменная форма передачи информации осуществляется в вил отчета, доклада, письма, сообщения по Интернету и т. п. Ее до^ тоинством является большая точность и сохранение большего количества данных при передаче, а также возможность хранения информации. Важной характеристикой этой формы передачи ин­формации является то, что она в меньшей степени, чем устная способствует возникновению конфликта. Недостатком этой фор­мы является отсутствие обратной связи взаимного обмена мнени­ями, большее количество времени и большие усилия и затраты.

Организационные коммуникации. Эта форма имеет следующие разновидности: внешняя, вертикальная, горизонтальная, нефор­мально-информационные сети, коммуникативная сеть.

Внешняя форма может выражаться следующим образом: через достижение организацией поставленных перед ней целей и за­дач; через межорганизационную деятельность; через взаимоот­ношения правительства, власти и общественности.

Вертикальная форма происходит между руководителем и под­чиненным по нисходящей и восходящей линиям. Вероятность искажения информации повышается с увеличением количества уровней прохождения, что повышает вероятность возникнове­ния внутриорганизационного конфликта.

Горизонтальная форма предполагает передачу информации меж­
ду различными подразделениями одного уровня. Эта форма пере­
дачи информации выполняет следующие цели: координация
кооперация работь! подразделений, а также разрешение внут­
ренних проблем. Возникший конфликт может носить хак^0,
целевого, когда цели нескольких отделов, подразделении не
гласуются между собой. ы.

Неформально-информационные сети являются неофициал ми каналами связи, соединяющими всех сотрудников орга ции. Обычно это простой случай обмена информацией. А^гУ терной чертой этой формы передачи информации являю Т ^ называемые слухи, которые могут включать в себя инФороналз о кадровых перестановках, предстоящем сокращении пер изменениях в правилах трудового распорядка и т. п.

Коммуникативная сеть представляет собой определенн му посредничества, через которую осуществляется ве^ информацией. Это происходит с помощью соединения У нИы ков коммуникации, которое основывается на инФорМдВОй к°н потоках. В таких группах может возникать внутригрУ1111


т на который могут повлиять происходящие в них произ-ФлИ тВ'енные эмоциональные и социальные процессы. Типичным ^Аликтом в подобной группе является столкновение, проти-К° ечия между отдельными или всеми членами данной группы, В°о негативно влияет на динамику и результаты работы группы. ЧТ Возможность возникновения конфликта может присутство-ть на разных уровнях передачи информации — как на уровне Сдельных индивидов или малой группы, так и на общеорганиза-"шонном уровне. Конфликты, возникшие на разных уровнях, ' едполагают использование разных методов и стилей разреше­ния


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: