Какие межличностные конфликты характерны для школы?

Школа — это социальная система, которая включает в себя несколько социальных групп. Как и в любой социальной систе­ме, в школе могут возникать разного рода межличностные конф­ликты. Наибе. iee распространены и типичны для школы личност­ные конфликты между учениками, педагогические и личностные конфликты между учителями, учителями и руководством, между учителем и учеником (группой учеников), между родителями и учителями, между родителями учеников.

Конфликты между учениками. Наиболее типичными в этой группе являются конфликты лидерства. Их суть сводится к про­тивостоянию, борьбе нескольких (двух-трех) групп за лидирующее положение в классе. Для средних классов характерны половые кон­фликты — противостояние между мальчиками и девочками. Также возникают конфликты между одним или несколькими подрост­ками и остальным классом. Основой такого рода конфликтов во многих случаях являются особенности подростковой психики и личности подростка — они в гораздо большей степени подверже­ны групповому инстинкту и чувству «мы», поэтому травля, борь-


ба с теми, кто выбивается из группы или не соответствует ее стан­дартам и требованиям, порой бывает очень жестокой.

Сильная немотивированная агрессия, а также высокая конф­ликтность школьников часто обусловливаются неправильной социализацией личности, а также дефектами семейного воспи­тания, общей семейной ситуацией — частыми и глубокими кон­фликтами родителей, отсутствием взаимопонимания между чле­нами семьи, физическим насилием и т. п. Также может произойти закрепление агрессивной модели достижения целей, если такая модель была закреплена в прошлом, когда с помощью агрессив­ного, конфликтного поведения ребенка подросток достигал своих целей и реализовывал собственные интересы.

Некоторые личностные особенности могут спровоцировать из­менение значимости агрессии в поведении, когда агрессия ста­новится не средством достижения цели, а самой этой целью, са­мостоятельным мотивом поведения.

Большое влияние на возникновение конфликта между подро­стками оказывают их возрастные особенности, в частности раз­витие своей системы морально-нравственных критериев оценки сверстников, которые и лежат в основе требований, предъявляе­мых подростком к поведению ев' их сверстников.

Конфликты между учителем и учеником. В этой группе могут присутствовать следующие виды конфликтов: конфликт деятель­ности; конфликт поведения и поступков; конфликт отношений.

Конфликт деятельности связан с уровнем успеваемости уче­ника. Выражением этого конфликта является отказ или плохое выполнение учеником задания. Причинами такого конфликта мо­гут стать: утомление, трудности при усвоении учебного материа­ла, поведение учителя, когда он может сделать неудачное замечание ученику, небольшой срок контакта учителя и ученика из-за не­продолжительности данного учебного курса, предъявление учи­телем завышенных требований к ученику, неучитывание его ин­дивидуально-психологических особенностей и способностей, использование учителем отметок как средство воздействия и на­казания за плохую дисциплину.

Конфликт поведения и поступков возникает тогда, когда про­исходит нарушение учеником принятых в школе правил поведе­ния. Конфликт развивается из-за неправильной интерпретации и оценки учителем совершенного учеником поступка, когда не были выявлены и поняты мотивы, цели и причины действий, учителю не хватило информации, чтобы сделать правильный вывод. В случае несправедливых обвинений и неправомерной оценки ученик часто протестует, используя для этого конфликтные способы.

Конфликт отношений основан на эмоционально-личностных отношениях ученика и учителя, и часто сам учитель не умеет раз­решить возникшую проблемную ситуацию, не может сдержать своих негативных эмоций. Такие конфликты могут носить затяж-


ной характер, оказывают негативное влияние на взаимоотношения ученика и учителя, нарушают их взаимодействие. Часто причиной отсутствия, нарушения взаимопонимания может послужить:

1) разница в возрасте, когда учитель зачастую не может встать
на позицию ребенка и посмотреть на ситуацию его глазами, так­
же это обусловливает различное понимание событий и причин,
их вызвавших;

2) разные социальные статусы, которые во многом определя­
ют особенности конфликтного поведения участников.

Учитель в силу своей профессиональной позиции обязан пер­вым проявить инициативу по разрешению возникшего конфлик­та, а также помнить о том, что на первом месте должны стоять ин­тересы ученика, так как его личность находится в процессе раз­вития. Особенностью педагогического конфликта является то, что его легче предупредить, чем разрешить.

Конфликты в коллективе между учителями. Этот тип конфлик­тов гораздо более сложен, чем конфликты со школьниками. Этот тип конфликтов предполагает две разновидности: конфликты между рядовыми учителями, т. е. горизонтальные, и конфликты между учителем и руководителем (директором, завучем и т. п.), т. е. конфликты вертикальные. Оба этих типа можно отнести к организационным конфликтам, и, следовательно, они имеют те особенности, характер и динамику протекания, к ним примени­мы те же правила профилактики и урегулирования.

Однако конфликты к педагогическом коллективе имеют и свои отличительные особенности.

1. Конфликты между учителями во многом определяются са­
мим содержанием, характером педагогической деятельности, ког­
да результаты и характер работы одного педагога могут влиять на
результаты другого.

2. Преимущественно женский состав педагогического коллек­
тива откладывает определенный отпечаток на специфику таких
конфликтов, и это обусловлено особенностями женской психо­
логии, в частности их большая по сравнению с мужчинами эмо­
циональность в оценке тех или иных поступков. Зачастую конф­
ликты между педагогами основываются на их эмоциональном
отношении друг к другу, т. е. они связаны в первую очередь с при­
чинами личного характера.

3. Современный уклад жизни и особенности общей социаль­
но-экономической ситуации развития страны.

4. Индивидуально-психологическое особенности личности
учителей, профессиональные успехи в педагогической деятельно­
сти, стаж работы.

5. Неудобства, связанные с организацией рабочего времени,
например неудобное расписание уроков.

6. Отношение самих учителей к конфликтам, восприятие их
как деструктивных или конструктивных явлений.


Какова стратегия предупреждения конфликтного поведения школьников?

Конфликты в школе между учениками, в частности между подростками, не поддаются полному искоренению в силу осо­бенностей психики этого возраста, но возможно изменение час­тоты их возникновения и интенсивности протекания. Это стано­вится возможным в том случае, если социализация ребенка в школе проходит успешно, если ему прививаются необходимые духовные и нравственные ценности.

Дисциплина оказывает сильное влияние на предотвращение конфликтов. В данном случае дисциплина в школе должна стро­иться таким образом, чтобы дать ребенку возможность действо­вать свободно в рамках разумного подчинения порядку, когда это не мешает свободному и естественному процессу развития его личности.

Важнейшим фактором, оказывающим непосредственное вли­яние на конфликтное поведение школьников, является личность учителя. Воздействие личности учителя на ребенка имеет два ас­пекта. В первую очередь это стиль общения с ребенком. Стиль общения выполняет для школьников роль модели построения отношений со сверстниками, родителями. Бесконфликтные вза­имоотношения учителя со школьниками обусловливаются стра­тегией сотрудничества. Усилению напряженности в межличност­ных отношениях учителей с учениками способствуют поведенче­ские тактики опеки и диктата, а авторитарный стиль взаимодействия обусловливает возникновение и развитие конфликтов, особен­но часто в старших классах.

Также учитель должен регулировать конфликты, возникаю­щие между учениками. Однако он не должен применять тактику подавления, а действовать соответственно ситуации. Иногда для разрешения конфликта нельзя обойтись без вмешательства ад­министрации, а иногда хватает простого совета. Вовлечение кон­фликтующих между собой школьников в совместную деятель­ность, привлечение к разрешению конфликта лидеров класса также может стать конструктивным способом разрешения конфликта между ними.

Действия учителя в конфликте между ним и учеником (несколь­кими учениками) должны строиться на основе определенных пра­вил и рекомендаций.

1. Необходимо правильно определить свою позицию в конф­ликте. Если на стороне учителя большинство, а то и весь класс, то в этом случае ему будет легче найти оптимальное решение воз­никшей проблемы. Когда класс находится на стороне нарушите­ля дисциплины или зачинщика конфликта, то это повышает риск возникновения негативных последствий, например такое конф­ликтное взаимодействие может стать постоянным.


2. Важное значение имеют взаимоотношения педагога с ро­
дителями ребенка.

3. Умение учителя быть гибким в отношениях и общении с уче­
никами на разных возрастных этапах их развития. Учитель должен
строить свою тактику общения с учетом возрастных особенно­
стей учеников и происходящих изменений, а не применять те спо­
собы воздействия и общения, которые он использовал в начале
своего знакомства с данными учениками. Важно, чтобы учитель
был психологически готов перейти к новым способам общения и
взаимодействия.

4. Необходимо контролировать свои эмоции и всегда давать
ученику возможность объясниться и аргументировать свою по­
зицию, объяснить свой поступок, дать свою версию происшедшего.

5. Нельзя приписывать ученику свое понимание ситуации и
свою точку зрения, необходимо использовать «Я-высказывания».

6. Категорический запрет на оскорбление ученика, унижение
его человеческого достоинства, затрагивание и негативная оцен­
ка его личности в целом, особенностей его национальной принад­
лежности, семьи и т. п.

7. Надо оценивать не личность ученика в целом, а его конкрет­
ные действия и поступки.

8. Умение не отвечать агрессией на агрессию.

9. Нельзя забывать, что каждый человек имеет право на ошиб­
ку, в том числе и ученик, и учитель.

10. Важно не разрушить взаимоотношения с ребенком, выра­
зить ему свое расположение, даже если разрешение конфликта не
принесло желаемых результатов или не было достигнуто вовсе.

11. Не стоит бояться возникшего конфликта, надо взять на
себя инициативу по его разрешению.

12. Необходимо помнить о том, что зачастую дети гораздо боль­
ше взрослых склонны идти на контакт и искать компромиссы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: