Школа — это социальная система, которая включает в себя несколько социальных групп. Как и в любой социальной системе, в школе могут возникать разного рода межличностные конфликты. Наибе. iee распространены и типичны для школы личностные конфликты между учениками, педагогические и личностные конфликты между учителями, учителями и руководством, между учителем и учеником (группой учеников), между родителями и учителями, между родителями учеников.
Конфликты между учениками. Наиболее типичными в этой группе являются конфликты лидерства. Их суть сводится к противостоянию, борьбе нескольких (двух-трех) групп за лидирующее положение в классе. Для средних классов характерны половые конфликты — противостояние между мальчиками и девочками. Также возникают конфликты между одним или несколькими подростками и остальным классом. Основой такого рода конфликтов во многих случаях являются особенности подростковой психики и личности подростка — они в гораздо большей степени подвержены групповому инстинкту и чувству «мы», поэтому травля, борь-
|
|
ба с теми, кто выбивается из группы или не соответствует ее стандартам и требованиям, порой бывает очень жестокой.
Сильная немотивированная агрессия, а также высокая конфликтность школьников часто обусловливаются неправильной социализацией личности, а также дефектами семейного воспитания, общей семейной ситуацией — частыми и глубокими конфликтами родителей, отсутствием взаимопонимания между членами семьи, физическим насилием и т. п. Также может произойти закрепление агрессивной модели достижения целей, если такая модель была закреплена в прошлом, когда с помощью агрессивного, конфликтного поведения ребенка подросток достигал своих целей и реализовывал собственные интересы.
Некоторые личностные особенности могут спровоцировать изменение значимости агрессии в поведении, когда агрессия становится не средством достижения цели, а самой этой целью, самостоятельным мотивом поведения.
Большое влияние на возникновение конфликта между подростками оказывают их возрастные особенности, в частности развитие своей системы морально-нравственных критериев оценки сверстников, которые и лежат в основе требований, предъявляемых подростком к поведению ев' их сверстников.
Конфликты между учителем и учеником. В этой группе могут присутствовать следующие виды конфликтов: конфликт деятельности; конфликт поведения и поступков; конфликт отношений.
Конфликт деятельности связан с уровнем успеваемости ученика. Выражением этого конфликта является отказ или плохое выполнение учеником задания. Причинами такого конфликта могут стать: утомление, трудности при усвоении учебного материала, поведение учителя, когда он может сделать неудачное замечание ученику, небольшой срок контакта учителя и ученика из-за непродолжительности данного учебного курса, предъявление учителем завышенных требований к ученику, неучитывание его индивидуально-психологических особенностей и способностей, использование учителем отметок как средство воздействия и наказания за плохую дисциплину.
|
|
Конфликт поведения и поступков возникает тогда, когда происходит нарушение учеником принятых в школе правил поведения. Конфликт развивается из-за неправильной интерпретации и оценки учителем совершенного учеником поступка, когда не были выявлены и поняты мотивы, цели и причины действий, учителю не хватило информации, чтобы сделать правильный вывод. В случае несправедливых обвинений и неправомерной оценки ученик часто протестует, используя для этого конфликтные способы.
Конфликт отношений основан на эмоционально-личностных отношениях ученика и учителя, и часто сам учитель не умеет разрешить возникшую проблемную ситуацию, не может сдержать своих негативных эмоций. Такие конфликты могут носить затяж-
ной характер, оказывают негативное влияние на взаимоотношения ученика и учителя, нарушают их взаимодействие. Часто причиной отсутствия, нарушения взаимопонимания может послужить:
1) разница в возрасте, когда учитель зачастую не может встать
на позицию ребенка и посмотреть на ситуацию его глазами, так
же это обусловливает различное понимание событий и причин,
их вызвавших;
2) разные социальные статусы, которые во многом определя
ют особенности конфликтного поведения участников.
Учитель в силу своей профессиональной позиции обязан первым проявить инициативу по разрешению возникшего конфликта, а также помнить о том, что на первом месте должны стоять интересы ученика, так как его личность находится в процессе развития. Особенностью педагогического конфликта является то, что его легче предупредить, чем разрешить.
Конфликты в коллективе между учителями. Этот тип конфликтов гораздо более сложен, чем конфликты со школьниками. Этот тип конфликтов предполагает две разновидности: конфликты между рядовыми учителями, т. е. горизонтальные, и конфликты между учителем и руководителем (директором, завучем и т. п.), т. е. конфликты вертикальные. Оба этих типа можно отнести к организационным конфликтам, и, следовательно, они имеют те особенности, характер и динамику протекания, к ним применимы те же правила профилактики и урегулирования.
Однако конфликты к педагогическом коллективе имеют и свои отличительные особенности.
1. Конфликты между учителями во многом определяются са
мим содержанием, характером педагогической деятельности, ког
да результаты и характер работы одного педагога могут влиять на
результаты другого.
2. Преимущественно женский состав педагогического коллек
тива откладывает определенный отпечаток на специфику таких
конфликтов, и это обусловлено особенностями женской психо
логии, в частности их большая по сравнению с мужчинами эмо
циональность в оценке тех или иных поступков. Зачастую конф
ликты между педагогами основываются на их эмоциональном
отношении друг к другу, т. е. они связаны в первую очередь с при
чинами личного характера.
3. Современный уклад жизни и особенности общей социаль
но-экономической ситуации развития страны.
4. Индивидуально-психологическое особенности личности
учителей, профессиональные успехи в педагогической деятельно
сти, стаж работы.
5. Неудобства, связанные с организацией рабочего времени,
например неудобное расписание уроков.
|
|
6. Отношение самих учителей к конфликтам, восприятие их
как деструктивных или конструктивных явлений.
Какова стратегия предупреждения конфликтного поведения школьников?
Конфликты в школе между учениками, в частности между подростками, не поддаются полному искоренению в силу особенностей психики этого возраста, но возможно изменение частоты их возникновения и интенсивности протекания. Это становится возможным в том случае, если социализация ребенка в школе проходит успешно, если ему прививаются необходимые духовные и нравственные ценности.
Дисциплина оказывает сильное влияние на предотвращение конфликтов. В данном случае дисциплина в школе должна строиться таким образом, чтобы дать ребенку возможность действовать свободно в рамках разумного подчинения порядку, когда это не мешает свободному и естественному процессу развития его личности.
Важнейшим фактором, оказывающим непосредственное влияние на конфликтное поведение школьников, является личность учителя. Воздействие личности учителя на ребенка имеет два аспекта. В первую очередь это стиль общения с ребенком. Стиль общения выполняет для школьников роль модели построения отношений со сверстниками, родителями. Бесконфликтные взаимоотношения учителя со школьниками обусловливаются стратегией сотрудничества. Усилению напряженности в межличностных отношениях учителей с учениками способствуют поведенческие тактики опеки и диктата, а авторитарный стиль взаимодействия обусловливает возникновение и развитие конфликтов, особенно часто в старших классах.
Также учитель должен регулировать конфликты, возникающие между учениками. Однако он не должен применять тактику подавления, а действовать соответственно ситуации. Иногда для разрешения конфликта нельзя обойтись без вмешательства администрации, а иногда хватает простого совета. Вовлечение конфликтующих между собой школьников в совместную деятельность, привлечение к разрешению конфликта лидеров класса также может стать конструктивным способом разрешения конфликта между ними.
|
|
Действия учителя в конфликте между ним и учеником (несколькими учениками) должны строиться на основе определенных правил и рекомендаций.
1. Необходимо правильно определить свою позицию в конфликте. Если на стороне учителя большинство, а то и весь класс, то в этом случае ему будет легче найти оптимальное решение возникшей проблемы. Когда класс находится на стороне нарушителя дисциплины или зачинщика конфликта, то это повышает риск возникновения негативных последствий, например такое конфликтное взаимодействие может стать постоянным.
2. Важное значение имеют взаимоотношения педагога с ро
дителями ребенка.
3. Умение учителя быть гибким в отношениях и общении с уче
никами на разных возрастных этапах их развития. Учитель должен
строить свою тактику общения с учетом возрастных особенно
стей учеников и происходящих изменений, а не применять те спо
собы воздействия и общения, которые он использовал в начале
своего знакомства с данными учениками. Важно, чтобы учитель
был психологически готов перейти к новым способам общения и
взаимодействия.
4. Необходимо контролировать свои эмоции и всегда давать
ученику возможность объясниться и аргументировать свою по
зицию, объяснить свой поступок, дать свою версию происшедшего.
5. Нельзя приписывать ученику свое понимание ситуации и
свою точку зрения, необходимо использовать «Я-высказывания».
6. Категорический запрет на оскорбление ученика, унижение
его человеческого достоинства, затрагивание и негативная оцен
ка его личности в целом, особенностей его национальной принад
лежности, семьи и т. п.
7. Надо оценивать не личность ученика в целом, а его конкрет
ные действия и поступки.
8. Умение не отвечать агрессией на агрессию.
9. Нельзя забывать, что каждый человек имеет право на ошиб
ку, в том числе и ученик, и учитель.
10. Важно не разрушить взаимоотношения с ребенком, выра
зить ему свое расположение, даже если разрешение конфликта не
принесло желаемых результатов или не было достигнуто вовсе.
11. Не стоит бояться возникшего конфликта, надо взять на
себя инициативу по его разрешению.
12. Необходимо помнить о том, что зачастую дети гораздо боль
ше взрослых склонны идти на контакт и искать компромиссы.