Какие существуют методы психокоррекции конфликтного поведения?

К методам психокоррекции конфликтного поведения относят­ся социально-психологический тренинг; индивидуально-психо­логическое консультирование; аутогенная тренировка; посредни­ческая деятельность психолога или социального работника; само­анализ конфликтного поведения1.

Социально-психологический тренинг. Применение данного ме­тода (СПТ) должно быть основано на соблюдении следующих

принципов:

— доверие в общении, которое должно возникать у участни­
ков друг к другу и по отношению к тренеру в процессе проведения

тренинга;

— принцип работы в ситуации «здесь и теперь», суть которого
сводится к анализу тех противоречий и ситуаций, которые возни­
кают в процессе тренинга, а не имели место в далеком прошлом;

— персонификация, адресность высказываний, означающая,
что участник должен высказывать свои претензии и негативные
чувства открыто и конкретному лицу. Это предполагает снятие
защитных реакций и выработку у участников чувства ответствен­
ности за свои действия. К тому же данный принцип может на­
учить участников позитивной стратегии открытого высказыва­
ния недовольства в процессе конфликта;

— активность, т. е. в работу на тренинге (упражнения, дискус­
сии, работа в парах и т. д.) должны быть вовлечены все участники;

— свободное выражение чувств, т. е. если участник хочет вы­
разить какое-либо свое чувство тому человеку, который его выз­
вал, он делает это в соответствии с установленными правилами,
используя высказывания и описывая это чувство, без обвинений

в адрес другого;

— конфиденциальность, предполагающая, что вся информа­
ция об участниках, полученная на тренинге, не распространяет­
ся за пределы тренингового пространства.

Социально-психологический тренинг способствует форми­рованию у участников оптимальных, конструктивных стратегий поведения в конфликте — компромиссу, избеганию и сотрудни­честву, а также снижению частоты применения стратегий откры­того соперничества.

К основным методам социально-психологического тренинга относят групповую дискуссию и игровые методы.

Групповая дискуссия — это коллективное обсуждение опреде­ленной проблемы или вопроса, целью которого служит нахожде­ние общего мнения по этому поводу. Ценность данного метода заключается в возможности для каждого участника получить

1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 455.


8. Заблаговременное информирование людей о принятых р

ях, которые каким-либо образом затрагивают их интересы ^н""'
жиданные изменения часто обусловливают негативную пря
и отрицательное отношение к их инициатору, даже если са^1110
себе не имеют негативной направленности. Срабатывает фа По
внезапности. При принятии важных решений необходимо '^
нить, в какой мере они затронут интересы других людей и т^
варительно обсудить это с ними. ' Ред~

9. Нельзя расширять сферу противодействия, увеличивать
личество обсуждаемых проблем, вовлекая все новые и новые проб
°
мы, а также не критиковать качества личности партнера В гГ
лях предупреждения возможного конфликта необходимо обсу*
дать с оппонентом только ту проблему, которая требует решения
так как одновременное обсуждение сразу нескольких проблем мо­
жет привести к рассогласованности интересов сторон. При необ­
ходимости решения сразу нескольких вопросов следует осуще­
ствлять их постепенное обсуждение, начиная с самого простого и
постепенно переходя к более существенным и сложным, принимая
решение по каждому в отдельности. Это повышает вероятность до­
стижения оптимальных условий разрешения противоречий и, сле­
довательно, снижает вероятность возникновения конфликта. По­
вышению вероятности возникновения конфликта способствует
переход на критику личности оппонента.

10. Отказ от желания публичного разоблачения оппонента в слу­
чае совершения им ошибки.
Если человек унижен, оскорблен и по­
ставлен в безвыходную ситуацию, если задето его достоинство, то
он с чистой совестью может пойти на открытое противоборство, и
в этом случае избежать конфликта будет практически невозмож­
но, а его разрешение потребует серьезных сил и вложений.

11. Установление неформального, личностного контакта с оппо­
нентом.
Возникновение конфликта более вероятно в случае де­
лового, официального характера общения, поэтому необходи­
мо в этом случае в первую очередь установить психологический
контакт с собеседником. Восприятие оппонента как личностно
значимого, а не постороннего человека, расположение к нему
снижает вероятность возникновения конфликта и является его
профилактикой. Для установления психологического контакт^
используются различные вербальные и невербальные приемы -
специальные личностно ориентированные реплики, вопрос^
активное слушание, контакт глаз, правильная дистанция и р
положение партнеров по общению, благоприятная и распола
ющая внешняя обстановка и др. og.

12. Избежание жестких и категоричных форм оценок как
суждаемой проблемы, так и позиции и личности партнера.
Ка т
ричность, безапелляционность оценок и суждений повЫжеЛа-
вероятность возникновения конфликта, так как вызывают,.
ние их оспорить, даже если по сути эти оценки являются

ми. Однако зачастую такие оценки не соответствуют реальн



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: