Какие существуют методы ихокоррекции конфликтного поведения?

тодам психокоррекции конфликтного поведения относят-

пиально-психологический тренинг; индивидуально-психо-

сЯ ческое консультирование; аутогенная тренировка; посредни-

Л°ГИ я деятельность психолога или социального работника; само-

Ч2из конфликтного поведения1.

Социально-психологический тренинг. Применение данного ме-(СПТ) должно быть основано на соблюдении следующих

ПрИ~ доверие в общении, которое должно возникать у участни-друг к другу и по отношению к тренеру в процессе проведения

тренинга;

—принцип работы в ситуации «здесь и теперь», суть которого
сводится к анализу тех противоречий и ситуаций, которые возни­
кают в процессе тренинга, а не имели место в далеком прошлом;

—персонификация, адресность высказываний, означающая,
что участник должен высказывать свои претензии и негативные
чувства открыто и конкретному лицу. Это предполагает снятие
защитных реакций и выработку у участников чувства ответствен­
ности за свои действия. К тому же данный принцип может на-

чить участников позитивной стратегии открытого высказыва-шя недовольства в процессе конфликта;

—активность, т. е. в работу на тренинге (упражнения, дискус-
ии, работа в парах и т. д.) должны быть вовлечены все участники;

—свободное выражение чувств, т. е. если участник хочет вы­
шить какое-либо свое чувство тому человеку, который его выз­
вал, он делает это в соответствии с установленными правилами,
гепользуя высказывания и описывая это чувство, без обвинений
' адрес другого;

—конфиденциальность, предполагающая, что вся информа-
шя об участниках, полученная на тренинге, не распространяет­
ся за пределы тренингового пространства.

Социально-психологический тренинг способствует форми-'ованию у участников оптимальных, конструктивных стратегий введения в конфликте — компромиссу, избеганию и сотрудни-1еству, а также снижению частоты применения стратегий откры­ло соперничества.

К основным методам социально-психологического тренинга вносят групповую дискуссию и игровые методы.

>Al"<ynoeA. Я., ШипияовА. И. Указ. соч. С. 455.

'Рупповая дискуссия — это коллективное обсуждение опреде-
енн°й проблемы или вопроса, целью которого служит нахожде-
"е °бщего мнения по этому поводу. Ценность данного метода
юч в возможности для каждого участника получить


8. Заблаговременное информирование людей о принятых п

ях, которые каким-либо образом затрагивают их интересы иНи
жиданные изменения часто обусловливают негативную оея
и отрицательное отношение к их инициатору, даже если са К1*И10
себе не имеют негативной направленности. Срабатывает сЬМИ По
внезапности. При принятии важных решений необходимо
нить, в какой мере они затронут интересы других людей и
варительно обсудить это с ними. '

9. Нельзя расширять сферу противодействия, увеличивать
личество обсуждаемых проблем, вовлекая все новые и новые проб°
мы, а также не критиковать качества личности партнера
В г"6"
лях предупреждения возможного конфликта необходимо обсуж
дать с оппонентом только ту проблему, которая требует решения
так как одновременное обсуждение сразу нескольких проблем мо­
жет привести к рассогласованности интересов сторон. При необ­
ходимости решения сразу нескольких вопросов следует осуще­
ствлять их постепенное обсуждение, начиная с самого простого и
постепенно переходя к более существенным и сложным, принимая
решение по каждому в отдельности. Это повышает вероятность до­
стижения оптимальных условий разрешения противоречий и, сле­
довательно, снижает вероятность возникновения конфликта. По­
вышению вероятности возникновения конфликта способствует
переход на критику личности оппонента.

10. Отказ от желания публичного разоблачения оппонента в слу­
чае совершения им ошибки.
Если человек унижен, оскорблен и по­
ставлен в безвыходную ситуацию, если задето его достоинство, то
он с чистой совестью может пойти на открытое противоборство, и
в этом случае избежать конфликта будет практически невозмож­
но, а его разрешение потребует серьезных сил и вложений.

11. Установление неформального, личностного контакта с оппо­
нентом.
Возникновение конфликта более вероятно в случае де­
лового, официального характера общения, поэтому необходи­
мо в этом случае в первую очередь установить психологический
контакт с собеседником. Восприятие оппонента как личностно
значимого, а не постороннего человека, расположение к нему
снижает вероятность возникновения конфликта и является его
профилактикой. Для установления психологического контакт^
используются различные вербальные и невербальные приемы -~
специальные личностно ориентированные реплики, вопрос •
активное слушание, контакт глаз, правильная дистанция и р
положение партнеров по общению, благоприятная и распола
ющая внешняя обстановка и др.

12. Избежание жестких и категоричных форм оценок
суждаемой проблемы, так и позиции и личности партнера. №• ^
ричность, безапелляционность оценок и суждений повЫжеЛз-
вероятность возникновения конфликта, так как вызывают (
ние их оспорить, даже если по сути эти оценки являются в^
ми. Однако зачастую такие оценки не соответствуют реаль



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: