Трайс и Бейер выделяют три типа организационных символов

1). Естественные объекты и предметы, произведённые человеком. Примерами этого типа символов служат флаги, сертификаты, униформа.

2). Окружающая обстановка. Главным образом этот тип символов составляют интерьер и экстерьер зданий организации.

3). Исполнители и должностные лица.

Язык представляет собой разделяемую систему голосовых звуков, письменных знаков или жестов, используемых членами культуры для передачи друг другу смыслов. Правила использования языка позволяют сочетать слова и жесты множеством способов, передавать смыслы более сложным и совершенным образом, чем это возможно с помощью простого группирования символов.

Трайс и Бейер выделяют следующие языковые формы, используемые представителями организационных культур:

1). Жаргон и сленг. Жаргон представляет собой специализированный язык, который используется людьми одной профессии и образа жизни. Сленг отличается от жаргона тем, что он не употребляется формально.

2). Жесты, сигналы и знаки. В данный подраздел включены невербальные средства коммуникации: звуки (напр., звонок, удар гонга), визуальные сигналы и знаки (напр., взмах флагом), жесты (напр., подмигивание, поклон, рукопожатие).

3). Песни. Добавление музыки к словам, бесспорно, изменяет их смысл.

4). Юмор, шутки, сплетни и слухи. Юмор и шутки помогают уменьшить напряжение, давая людям возможность выражать негативные эмоции способом, который оценивается как менее враждебный или агрессивный, чем более прямое выражение. Юмор не ограничивается сферой вербальной коммуникации.

Сплетня представляет собой неформальный разговор среди друзей и коллег о других людях, которых они знают, и о недавних связанных с ними событиях. Хотя такой разговор часто вызывает смех, он имеет и серьёзную сторону, так как часто касается негативных аспектов поведения и жизни других людей.

Сплетня часто начинается с того, что один человек говорит другому что-то, в чём он полностью не уверен, однако после того как это сообщение будет повторено несколько раз, оно получает ауру достоверности.

Отличие слуха от сплетни заключается в том, что слух «фокусируется на группе или индивиде, которые незнакомы рассказчику» [TB, p. 96].

5). Метафоры (напр., компания – большая семья).

6). Пословицы и девизы. Пословицы являются краткими популярными формулировками народной мудрости. Они выражают что-то, во что люди в организации глубоко верят. Девизы - это краткие высказывания, которые являются призывами к определённому поведению.

Следующей категорией культурных форм организации, выделяемой Трайсом и Бейер, являются повествования. Повествования можно определить как словесные изложения каких-либо событий. Данные организационные культурные формы используются членами организации для выражения и передачи смыслов, которые слишком сложны для того, чтобы быть выраженными словом или кратким высказыванием.

Согласно Трайсу и Бейер существует следующие типы повествований: мифы, саги, легенды и истории.

Мифы представляют собой повествования о вымышленных событиях, обычно используемые для объяснения происхождения или преобразования чего-нибудь. Они имеют дело с вопросами, которые очень серьёзны для представителей культуры.

Саги отличаются от мифов тем, что они базируются на правдивом описании событий. Они являются основанными на реальных фактах повествованиями, которые описывают уникальные достижения и убеждения организаций и их лидеров. Не все детали саги обязательно являются исторически достоверными, некоторые эпизоды могут быть приукрашены и искажены. В отличие от истории и легенды сага не описывает отдельное событие, а освещает целый период из истории организации, включает описание определённой последовательности событий.

Легенды также основаны на исторических фактах. Их отличием от саг и историй является изображение чудесных событий, т.е. событий, которым невозможно дать рациональное объяснение (например, при праздновании годовщины компании солнце внезапно вышло из облаков в очень дождливый день; это счастливое событие было интерпретировано участниками как очередное проявление удачи, сопутствующей этой компании).

Истории являются самыми распространенными повествованиями в организационных культурах. В отличие от легенд они описывают более ординарные события. Они обычно рассказывают об одном событии, часто несерьёзно и иронично. Истории кратки и язвительны. Многие истории являются сильно искажёнными описаниями истинных событий. Иногда они полностью выдуманы.

Последней категорией культурных форм организации, выделяемой Трайсом и Бейер, являются практики, определённые последовательности действий.

Трайс и Бейер выделяют четыре типа практик: ритуалы, табу, обряды и церемонии.

Ритуал является самым простым типом практик. Он представляет собой стандартизированную последовательность действий, которая часто осуществляется без особого раздумья и имеет относительно короткую продолжительность (например, мытьё рук хирургами перед операцией).

Табу представляют собой поступки, которые запрещены для представителей культуры (например, среди траурных служителей существует табу на несерьёзное, ветреное поведение на людях).

«Обряды являются яркими спланированными последовательностями действий, осуществляемыми для публики» [TB, p.80]. Обряд объединяет несколько отдельных организационных культурных форм в единое публичное представление. Церемония представляет собой систему нескольких обрядов, соединяет несколько обрядов в одно событие.

В отличие от ритуалов исполнение обрядов и церемоний требует предварительного планирования. Обряды и церемонии, как и мифы, часто имеют качество священности. Некоторые обряды тесно связаны с мифами. Трайс и Бейер предполагают, что, возможно, наиболее распространены обряды, используемые для ознаменования перехода людей из одного статуса в другой (напр., инаугурация).

Два последних типа практик – обряды и церемонии - представляют собой самые сложные и детально разработанные из всех культурных форм организации, выделенных в рамках подхода Трайса и Бейер.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: