Культура — это природа, которую «пересоздает» человек, ут-

верждая посредством этого себя в качестве человека. Опо-

средующее связующее звено между культурой как творением

человека и природой — деятельностью, т.е. разносторонняя,

свободная активность человека, дающая определенный резуль-

тат. Она, как уже отмечалось, гораздо шире, чем то, что было

«записано» в инстинкте. Разум, воля и чувства человека опре-

деляются как результат всей человеческой деятельности.

5Q Глава III. Феномен культуры

Образ жизни конкретного общества

Термин «культура», как он употребляется в научных исследова-

ниях, подчеркивает Р. Линтон, не заключает в себе никакой

оценки, свойственной обыденному употреблению. Он относит-

ся к образу жизни любого общества в целом, а не только к тем

областям, которые общество считает высшими или желательны-

ми. Итак, применительно к нашему образу жизни культура не

имеет никакого отношения к игре на фортепиано или чтению

Шекспира. Для того, кто изучает общество, подобная деятель-

ность — лишь один из элементов культуры в целом. В эту цело-

стность входят также такие прозаические занятия, как мытье

посуды или вождение автомобиля, и в исследовании культуры

они стоят рядом с «утонченными вещами». Отсюда понятно, что

не может быть некультурных обществ или даже некультурных

людей. У каждого общества есть своя культура, какой бы прими-

тивной она ни была, и каждый человек культурен в том смысле,

что участвует в той или иной культуре.

Работа исследователя должна начинаться с изучения культур, т.е.

характерных для каждого общества образов жизни. В его пони-

мании «культура» — это обобщение, основанное на наблюдении

и сравнении ряда культур. Этот термин относится к отдельным

культурам точно так же, как в биологии термин «паукообразная

обезьяна» — к множеству отдельных паукообразных обезьян,

входящих в данный вид. Когда антрополог утверждает, что куль-

туре присущи такие-то и такие-то свойства, то они характерны

для всех культур. Именно культуры представляют организо-

ванные функциональные единицы, и человека следует изучать

в связи с определенной культурой, а не культурой вообще.

«Культура — это конфигурация усвоенного поведения и его


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: