Результатов, составные элементы которой разделяются

и передаются членами данного общества». Подобно всем оп-

ределениям, оно нуждается в некоторых пояснениях и уточне-

ниях. Термин «конфигурация» подразумевает, что различные

проявления поведения и его результаты, составляющие культу-

ру, образуют структурное целое. Это свойство культуры связано

с рядом проблем. Выражение «условное поведение» ограничи-

вает сферу деятельности, которая должна рассматриваться как

часть любой культурной конфигурации, деятельностью, формы

которой определяются процессом обучения. Это ограничение

существует давно. Инстинктивное поведение, основные потреб-

Гяава III. Феномен культуры 51

ности и напряженность, являющиеся источником конечной моти-

вации индивида, никогда не считались составными частями куль

туры, несмотря на явное воздействие на нее. Исключение этих фе-

номенов из понятия культуры составляет в ее пределах достаточ-

но широкую область. Как уже отмечалось, у человека, вероятно,

очень мало безусловных рефлексов, не связанных с биологичес-

кими процессами. Например, когда человек ест, он удовлетворяет

личную потребность в пище, но то, как он ест, зависит от того, как

его научили. В предложенном нами определении термин «поведе-

ние» нужно понимать в самом широком смысле, включая любую

деятельность индивида, явную или скрытую, физическую или пси-

хологическую. Так, согласно данному определению, обучение, мы-

шление и т.п. следует считать такими же формами поведения, как

мышечные движения, участвующие в технологических процессах.

Слова «результаты поведения» относятся к явлениям двух совер-

шенно разных порядков — психологического и материально-

го. Первый включает в себя те результаты поведения, которые

представлены психологическими состояниями индивида. Так,

под эту рубрику попадут знания, взгляды и системы ценнос-

тей. Возможно, классификация этих явлений как результатов

поведения покажется кому-то натянутой, однако они несомнен-

но возникают в результате взаимодействия индивида с окруже-

нием и последующего обучения.

В то же время их нельзя классифицировать как поведение, усво-

енное в процессе обучения, ибо им недостает динамики, кото-

рую подразумевает этот термин. Подобно реалиям окружаю-

щей среды, они оказывают целенаправленное воздействие на

развитие моделей поведения. Так, сталкиваясь с новой ситуа-

цией, индивид реагирует не только, исходя из объективной ре-

альности, но и в зависимости от усвоенных в прошлом ценно-

стей, взглядов и знаний. Туземец, впервые встретив белого че-

ловека, может воздать ему почести как богу, принять его как

почетного гостя или напасть на него. Его линия поведения це-

ликом зависит от вышеуказанных факторов.

Включение материальных результатов поведения в сферу явле-

ний, относящихся к понятию культуры, вызывает споры. Однако

око не противоречит антропологической традиции, столь же

древней, как и само понятие культуры. В антропологии предме-

ты, которые изготавливались и использовались членами общест-

ва, всегда определялись как «материальная культура» и рассма-

тривались как составная часть культурной конфигурации. В дан-

52 Глава III. Феномен культуры

ном случае проблема состоит в том, нужно ли рассматривать са-

ми предметы как часть культуры, или же содержание культурной

конфигурации следует свести к психологическим элементам, ко-

торые соответствуют этим предметам.

Иными словами, спрашивает Р. Линтон, — следует ли включать

в культуру топор или же только представления членов общест-

ва о том, как он должен выглядеть и какими качествами обла-

дать? Включение в культуру материальных объектов мешает

тем исследователям, которые пытаются использовать понятие

культуры в определенных целях. Однако для.тех, кто изучает

личность, исключение материальной культуры является скорее

потерей, чем выигрышем.

Окружение, в котором формируется и действует индивид, всегда

включает в себя множество различных, созданных человеком

предметов, соприкосновение с которыми оказывает значительное

влияние на развитие личности. Так, материальный аспект окруже-

ния может поощрять или подавлять развитие навыка пользовать-

ся правой рукой или даже основные свойства личности, например,

гордость или уверенность в себе. Ранний опыт ребенка, который

растет в доме, набитом хрупкими безделушками или сложной ап-

паратурой, сильно отличается от опыта ребенка, живущего там,

где он ничего не может сломать и ничто не может причинить ему

вред. Даже наш обычай сидеть или лежать на приподнятой над по-

лом мебели связан для ребенка с целым рядом опасностей, кото-

рых нет в обществах, где люди просто сидят или лежат на полу.

Слова «разделяются и передаются» еще больше ограничивают со-

держание культурной конфигурации. В данном случае слово

«разделяются» означает, что та или иная модель поведения, точ-

ка зрения или знание характерны по меньшей мере для двух

членов общества. Отсюда не следует никаких предположений

о совместной деятельности или общем владении. Любое поведе-

ние, свойственное только одному члену общества, не считается

частью общественной культуры. Однако индивидуальные осо-

бенности со временем могут стать ее частью. Обычно культур-

ные новации предлагаются либо человеком, либо узкой группой

людей. Так, новая техника плетения корзин не будет рассматри-

ваться как часть культуры, пока ею владеет один человек. Когда

же ее усвоят другие индивиды, она станет считаться таковой.

Культуры меняются и развиваются, утрачивая в ходе истории одни

элементы и приобретая другие. В результате содержание и мо-

дели культуры, которая существует достаточно долго и подвер-

Глава Ш. Феномен культуры 53

гается серьезным испытаниям, могут претерпеть значительные

элементы. Так в мире есть немало мест, где современное населе-

ние, согласно антропологическим свидетельствам, представля-

ет прямых потомков тех, кто жил там еще во времена неолита,

причем их культурная и социальная традиция никогда не пре-

рывалась. Однако жизнь потомков почти ничем не напоминает

жизнь предков.

Термин «передаются» также требует некоторого обсуждения. Что-

бы разделять элементы поведения, необходимо передавать их от

одного индивида к другому посредством обучения и подражания.

Эти процессы протекают во времени, и большинство элементов

культурной конфигурации, которые передаются от поколения

к поколению, сохраняются значительно дольше, чем может про-

должаться жизнь любого члена общества. С точки зрения индиви-

да, культура общества, в котором он воспитывался, представляет

его социальное, в отличие от биологического, наследие. Оно по-

могает ему адаптироваться к окружению, в котором приходится

жить и действовать. Виды адаптации, присутствующие в моделях

поведения, были выработаны прежними членами общества на

собственном опыте и переданы потомкам в процессе обучения.

Они позволяют успешнее приспособиться к окружающей среде,

избавляя от необходимости проходить порой болезненный опыт.

Преемственность поведенческой адаптации во многом осуще-

ствляется параллельно структурной и физической адаптации,

приобретенной предками в ходе мутаций и естественного отбо-

ра. Так, в негритянских обществах Западной Африки культурная

техника добывания пищи в джунглях, выработанная предшест-

вующими поколениями, осваивается индивидами через обуче-

ние. А иммунитет к малярии, также выработанный прошлыми

поколениями, передается по наследству. И то, и другое необхо-

димо для выживания в местных условиях.

Заключение

Понятие культуры охватывает явления по меньшей мере трех по-

рядков: материального, т.е. предметы производства; кинетичес-

кого, так как открытое поведение всегда включает движение,

и психологического, т.е. знания, взгляды и ценности, разделяе-

мые членами общества. Явления первых двух порядков могут

быть рассмотрены как открытый аспект культуры. Явления треть-

его, психологического порядка составляют скрытый аспект куль-

S4 /лава III. Феномен культуры

туры. Оба эти аспекта одинаково реальны и важны для понимания

человеческого поведения. Открытый аспект любой культуры кон-

кретен и осязаем. Он поддается прямому наблюдению и регистра-

ции. Регистрация фактов скрытой культуры представляет пробле-

му совсем иного рода. Этот аспект затрагивает психологические

состояния, о природе и даже о налмчии которых можно судить

лишь на основе вызванного ими открытого поведения. Итак, куль-

тура — это деятельность. Но это еще не все содержание культуры.

Вопросы:

1. Можно ли назвать культуру совокупностью всех представлений?

2. Действительно ли культура только рациональна?

3. Почему некоторые феномены культуры трудно назвать ра-

циональными?

4. Кто определил культуру как «вторую натуру»?

5. Есть ли культура у животных?

6. Каков философский смысл мифа о Прометее?

7. Почему культура не рождается вне природы?

8. Кто дал Большой Медведице ее название?

9. Относится ли топор к феноменам культуры?

10. Что такое образ жизни?

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда.

Вып. 2,1992.

2. Гуревич П.С. Человек и культура. М„ 2001.

3. Джеймс Уильям. Воля к вере. М., 1997.

4. Ктони М. Эзотерика основ культуры. М., 1995.

5. Линтон Р. Культурные основания личности // Человек и социальная

среда. Вып. 2, М., 1992.

Темы рефератов:

1. Многозначность понятия культуры.

2. Культура как деятельность.

3. Культура как образ жизни.

4. Духовная и материальная культура: опыт обсуждения.

5. Культура как историческая целостность.

Глава IV


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: