и передаются членами данного общества». Подобно всем оп-
ределениям, оно нуждается в некоторых пояснениях и уточне-
ниях. Термин «конфигурация» подразумевает, что различные
проявления поведения и его результаты, составляющие культу-
ру, образуют структурное целое. Это свойство культуры связано
с рядом проблем. Выражение «условное поведение» ограничи-
вает сферу деятельности, которая должна рассматриваться как
часть любой культурной конфигурации, деятельностью, формы
которой определяются процессом обучения. Это ограничение
существует давно. Инстинктивное поведение, основные потреб-
Гяава III. Феномен культуры 51
ности и напряженность, являющиеся источником конечной моти-
вации индивида, никогда не считались составными частями куль
туры, несмотря на явное воздействие на нее. Исключение этих фе-
номенов из понятия культуры составляет в ее пределах достаточ-
но широкую область. Как уже отмечалось, у человека, вероятно,
очень мало безусловных рефлексов, не связанных с биологичес-
кими процессами. Например, когда человек ест, он удовлетворяет
личную потребность в пище, но то, как он ест, зависит от того, как
его научили. В предложенном нами определении термин «поведе-
ние» нужно понимать в самом широком смысле, включая любую
деятельность индивида, явную или скрытую, физическую или пси-
хологическую. Так, согласно данному определению, обучение, мы-
шление и т.п. следует считать такими же формами поведения, как
мышечные движения, участвующие в технологических процессах.
Слова «результаты поведения» относятся к явлениям двух совер-
шенно разных порядков — психологического и материально-
го. Первый включает в себя те результаты поведения, которые
представлены психологическими состояниями индивида. Так,
под эту рубрику попадут знания, взгляды и системы ценнос-
тей. Возможно, классификация этих явлений как результатов
поведения покажется кому-то натянутой, однако они несомнен-
но возникают в результате взаимодействия индивида с окруже-
нием и последующего обучения.
В то же время их нельзя классифицировать как поведение, усво-
енное в процессе обучения, ибо им недостает динамики, кото-
рую подразумевает этот термин. Подобно реалиям окружаю-
щей среды, они оказывают целенаправленное воздействие на
развитие моделей поведения. Так, сталкиваясь с новой ситуа-
цией, индивид реагирует не только, исходя из объективной ре-
альности, но и в зависимости от усвоенных в прошлом ценно-
стей, взглядов и знаний. Туземец, впервые встретив белого че-
ловека, может воздать ему почести как богу, принять его как
почетного гостя или напасть на него. Его линия поведения це-
ликом зависит от вышеуказанных факторов.
Включение материальных результатов поведения в сферу явле-
ний, относящихся к понятию культуры, вызывает споры. Однако
око не противоречит антропологической традиции, столь же
древней, как и само понятие культуры. В антропологии предме-
ты, которые изготавливались и использовались членами общест-
ва, всегда определялись как «материальная культура» и рассма-
тривались как составная часть культурной конфигурации. В дан-
52 Глава III. Феномен культуры
ном случае проблема состоит в том, нужно ли рассматривать са-
ми предметы как часть культуры, или же содержание культурной
конфигурации следует свести к психологическим элементам, ко-
торые соответствуют этим предметам.
Иными словами, спрашивает Р. Линтон, — следует ли включать
в культуру топор или же только представления членов общест-
ва о том, как он должен выглядеть и какими качествами обла-
дать? Включение в культуру материальных объектов мешает
тем исследователям, которые пытаются использовать понятие
культуры в определенных целях. Однако для.тех, кто изучает
личность, исключение материальной культуры является скорее
потерей, чем выигрышем.
Окружение, в котором формируется и действует индивид, всегда
включает в себя множество различных, созданных человеком
предметов, соприкосновение с которыми оказывает значительное
влияние на развитие личности. Так, материальный аспект окруже-
ния может поощрять или подавлять развитие навыка пользовать-
ся правой рукой или даже основные свойства личности, например,
гордость или уверенность в себе. Ранний опыт ребенка, который
растет в доме, набитом хрупкими безделушками или сложной ап-
паратурой, сильно отличается от опыта ребенка, живущего там,
где он ничего не может сломать и ничто не может причинить ему
вред. Даже наш обычай сидеть или лежать на приподнятой над по-
лом мебели связан для ребенка с целым рядом опасностей, кото-
рых нет в обществах, где люди просто сидят или лежат на полу.
Слова «разделяются и передаются» еще больше ограничивают со-
держание культурной конфигурации. В данном случае слово
«разделяются» означает, что та или иная модель поведения, точ-
ка зрения или знание характерны по меньшей мере для двух
членов общества. Отсюда не следует никаких предположений
о совместной деятельности или общем владении. Любое поведе-
ние, свойственное только одному члену общества, не считается
частью общественной культуры. Однако индивидуальные осо-
бенности со временем могут стать ее частью. Обычно культур-
ные новации предлагаются либо человеком, либо узкой группой
людей. Так, новая техника плетения корзин не будет рассматри-
ваться как часть культуры, пока ею владеет один человек. Когда
же ее усвоят другие индивиды, она станет считаться таковой.
Культуры меняются и развиваются, утрачивая в ходе истории одни
элементы и приобретая другие. В результате содержание и мо-
дели культуры, которая существует достаточно долго и подвер-
Глава Ш. Феномен культуры 53
гается серьезным испытаниям, могут претерпеть значительные
элементы. Так в мире есть немало мест, где современное населе-
ние, согласно антропологическим свидетельствам, представля-
ет прямых потомков тех, кто жил там еще во времена неолита,
причем их культурная и социальная традиция никогда не пре-
рывалась. Однако жизнь потомков почти ничем не напоминает
жизнь предков.
Термин «передаются» также требует некоторого обсуждения. Что-
бы разделять элементы поведения, необходимо передавать их от
одного индивида к другому посредством обучения и подражания.
Эти процессы протекают во времени, и большинство элементов
культурной конфигурации, которые передаются от поколения
к поколению, сохраняются значительно дольше, чем может про-
должаться жизнь любого члена общества. С точки зрения индиви-
да, культура общества, в котором он воспитывался, представляет
его социальное, в отличие от биологического, наследие. Оно по-
могает ему адаптироваться к окружению, в котором приходится
жить и действовать. Виды адаптации, присутствующие в моделях
поведения, были выработаны прежними членами общества на
собственном опыте и переданы потомкам в процессе обучения.
Они позволяют успешнее приспособиться к окружающей среде,
избавляя от необходимости проходить порой болезненный опыт.
Преемственность поведенческой адаптации во многом осуще-
ствляется параллельно структурной и физической адаптации,
приобретенной предками в ходе мутаций и естественного отбо-
ра. Так, в негритянских обществах Западной Африки культурная
техника добывания пищи в джунглях, выработанная предшест-
вующими поколениями, осваивается индивидами через обуче-
ние. А иммунитет к малярии, также выработанный прошлыми
поколениями, передается по наследству. И то, и другое необхо-
димо для выживания в местных условиях.
Заключение
Понятие культуры охватывает явления по меньшей мере трех по-
рядков: материального, т.е. предметы производства; кинетичес-
кого, так как открытое поведение всегда включает движение,
и психологического, т.е. знания, взгляды и ценности, разделяе-
мые членами общества. Явления первых двух порядков могут
быть рассмотрены как открытый аспект культуры. Явления треть-
его, психологического порядка составляют скрытый аспект куль-
S4 /лава III. Феномен культуры
туры. Оба эти аспекта одинаково реальны и важны для понимания
человеческого поведения. Открытый аспект любой культуры кон-
кретен и осязаем. Он поддается прямому наблюдению и регистра-
ции. Регистрация фактов скрытой культуры представляет пробле-
му совсем иного рода. Этот аспект затрагивает психологические
состояния, о природе и даже о налмчии которых можно судить
лишь на основе вызванного ими открытого поведения. Итак, куль-
тура — это деятельность. Но это еще не все содержание культуры.
Вопросы:
1. Можно ли назвать культуру совокупностью всех представлений?
2. Действительно ли культура только рациональна?
3. Почему некоторые феномены культуры трудно назвать ра-
циональными?
4. Кто определил культуру как «вторую натуру»?
5. Есть ли культура у животных?
6. Каков философский смысл мифа о Прометее?
7. Почему культура не рождается вне природы?
8. Кто дал Большой Медведице ее название?
9. Относится ли топор к феноменам культуры?
10. Что такое образ жизни?
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда.
Вып. 2,1992.
2. Гуревич П.С. Человек и культура. М„ 2001.
3. Джеймс Уильям. Воля к вере. М., 1997.
4. Ктони М. Эзотерика основ культуры. М., 1995.
5. Линтон Р. Культурные основания личности // Человек и социальная
среда. Вып. 2, М., 1992.
Темы рефератов:
1. Многозначность понятия культуры.
2. Культура как деятельность.
3. Культура как образ жизни.
4. Духовная и материальная культура: опыт обсуждения.
5. Культура как историческая целостность.
Глава IV