смысл всей деятельности*. Этим его деятельность и отличает-
ся от инстинктивных реакций, скажем, муравья. Но тут мы стал-
киваемся с удивительным фактом: оказывается, первоначаль-
но смысл был непосредственно связан с тем, что в человеческой
культуре называется сакральным, божественным, культовым.
Желание человека гармонизировать свои отношения с приро-
дой, понять их скрытое значение стало причиной появления ре-
лигиозного сознания.
На это указывал П.А. Флоренский, производивший слово «куль-
тура» от слова «культ» — поклонение богам. Об этом же гово-
рит и миф о Прометее: в нем культура имеет божественное
Глава IV. Культура как поиск смысла 57
происхождение. Конечно, не надо понимать это так, будто все
сделал Бог — и небо, и землю, и культуру. На самом деле все
значительно сложнее. Вникая в смысл своей деятельности, че-
ловек каждый раз как бы приподнимается над ней, т.е. тянет-
ся к преодолению своей «сращенкости» с природой. Эта спо-
собность человека уникальна и поистине божественна.
|
|
Чтобы проникнуть в тайну культуры, надо выйти за ее преде-
лы и отыскать критерии, которые находятся вне ее. И здесь
не следует впадать в крайности. Занимаясь жизнеустроением,
человек далеко не всегда задается вопросом о предназначенно-
сти бытия и своей собственной судьбы. Иногда его активность
лишена творческого начала, уподобляется инстинктивным реак-
циям. Когда в культуре иссякает живой творческий дух, она
превращается в цивилизацию, т.е. воспроизводит орудия тру-
да, машины, механизмы и т.д. примерно так, как происходит
в действиях муравья, — в виде копии,.репродукции.
Деятельность человека разнообразна, и многообразны результа-
ты, продукты человеческой активности. Но именно те деяния
человека, которые содержат в себе напряженный творческих*
прыжок, прорыв в новое духовное пространство, вычитывание
смысла в окружающем, непременно рождает святыни, ценнос-
ти. Это прежде всего мы и определяем как культуру. А ее ре-
зультаты, уже «материализованные» в конкретных механизмах,
памятниках, сооружениях, орудиях труда и т.д., мы обычно от-
носим к цивилизации, хотя такого абсолютного их разделения
в реальной жизни, конечно же, не существует.
Относится ли топор к культуре? Является ли создание плуга ак-
том культуры? Цель и идея его создания, план конкретных
действий, расчеты материалов и т.д. — это элементы работы
человеческого разума и души, сам же готовый плуг есть досто-
яние цивилизации. Данную мысль как раз и разъяснял в русской
философии П.А. Флоренский, а в европейской философии —
0. Шпенглер. Кроме того, есть такие деяния, которые не содер-
|
|
жат в себе священного смысла, не вызывают горения челове-
ческого духа. В таком случае правильно говорить не о тво-
рении, а о повторном воспроизведении однажды найденного,
воплощенного в чем-то конкретном, так, например, как в на-
шем примере: идея плуга и его проработка — это культура,
сам плуг — цивилизация. Разумеется, такое разграничение,
повторим еще раз, условно, но в научном плане оно предельно
важно для определения культуры.
58 Глава IV. Культура как поиск смысла