Ко выполнять полуосознанные операции, но и придавать

смысл всей деятельности*. Этим его деятельность и отличает-

ся от инстинктивных реакций, скажем, муравья. Но тут мы стал-

киваемся с удивительным фактом: оказывается, первоначаль-

но смысл был непосредственно связан с тем, что в человеческой

культуре называется сакральным, божественным, культовым.

Желание человека гармонизировать свои отношения с приро-

дой, понять их скрытое значение стало причиной появления ре-

лигиозного сознания.

На это указывал П.А. Флоренский, производивший слово «куль-

тура» от слова «культ» — поклонение богам. Об этом же гово-

рит и миф о Прометее: в нем культура имеет божественное

Глава IV. Культура как поиск смысла 57

происхождение. Конечно, не надо понимать это так, будто все

сделал Бог — и небо, и землю, и культуру. На самом деле все

значительно сложнее. Вникая в смысл своей деятельности, че-

ловек каждый раз как бы приподнимается над ней, т.е. тянет-

ся к преодолению своей «сращенкости» с природой. Эта спо-

собность человека уникальна и поистине божественна.

Чтобы проникнуть в тайну культуры, надо выйти за ее преде-

лы и отыскать критерии, которые находятся вне ее. И здесь

не следует впадать в крайности. Занимаясь жизнеустроением,

человек далеко не всегда задается вопросом о предназначенно-

сти бытия и своей собственной судьбы. Иногда его активность

лишена творческого начала, уподобляется инстинктивным реак-

циям. Когда в культуре иссякает живой творческий дух, она

превращается в цивилизацию, т.е. воспроизводит орудия тру-

да, машины, механизмы и т.д. примерно так, как происходит

в действиях муравья, — в виде копии,.репродукции.

Деятельность человека разнообразна, и многообразны результа-

ты, продукты человеческой активности. Но именно те деяния

человека, которые содержат в себе напряженный творческих*

прыжок, прорыв в новое духовное пространство, вычитывание

смысла в окружающем, непременно рождает святыни, ценнос-

ти. Это прежде всего мы и определяем как культуру. А ее ре-

зультаты, уже «материализованные» в конкретных механизмах,

памятниках, сооружениях, орудиях труда и т.д., мы обычно от-

носим к цивилизации, хотя такого абсолютного их разделения

в реальной жизни, конечно же, не существует.

Относится ли топор к культуре? Является ли создание плуга ак-

том культуры? Цель и идея его создания, план конкретных

действий, расчеты материалов и т.д. — это элементы работы

человеческого разума и души, сам же готовый плуг есть досто-

яние цивилизации. Данную мысль как раз и разъяснял в русской

философии П.А. Флоренский, а в европейской философии —

0. Шпенглер. Кроме того, есть такие деяния, которые не содер-

жат в себе священного смысла, не вызывают горения челове-

ческого духа. В таком случае правильно говорить не о тво-

рении, а о повторном воспроизведении однажды найденного,

воплощенного в чем-то конкретном, так, например, как в на-

шем примере: идея плуга и его проработка — это культура,

сам плуг — цивилизация. Разумеется, такое разграничение,

повторим еще раз, условно, но в научном плане оно предельно

важно для определения культуры.

58 Глава IV. Культура как поиск смысла


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: