В самой культуре есть некая тайная пружина. В человеческой
деятельности многое рождается впервые как обнаружение
смысла. Но многое служит процессу тиражирования однажды
найденного. В истолковании П.А. Флоренского деятельность
обнаруживает себя во множественном числе: речь идет о де-
ятельностях — духовной и материальной. Когда мы говорим:
«орудие», то нам сразу припоминаются молоты, пилы, плуги
или колеса. Это именно материальные орудия технической
цивилизации. Для большей определенности П.А. Флорен-
ский называл их машинами или инструментами. Однако ду-
ховная деятельность, которая привела к появлению этих ин-
струментов, несомненно, заслуживает того, чтобы называть-
ся культурой.:
Создание полезных для выживания человека приспособлений
как находка мысли приобретает, по П.А. Флоренскому, сак-
ральный, т.е. культурный, смысл. Суть молота, пилы, насоса не
видна непосредственно, хотя по этим продуктам цивилизации
мы можем понять их символическое значение, реконструиро-
вать характер культуры той эпохи, в которую они появились.
И в этом смысле, пожалуй, можно согласиться с П.А. Флорен-
ским, что производство ие вещей, а символов есть сотво-
Рение культуры.
Деятельность человека многообразна — это факт известный.
Но далеко не всегда человеческая активность сопряжена
с прорывом в области духа. «Вторая природа» включает в се-
бя и акты простого воспроизведения. Копирования. Человек,
который изобрел колесо, — творец культуры. Работник, кото-
рый прилаживает колесо на оси, — человек цивилизации. Так
обнаруживает себя проблема, которая в прошлом веке полу-
чила название «проблема культуры и цивилизации». Цивили-
Зация — это, условно говоря, вещественное воплощение
Культуры.
У человека есть инстинктивная программа, но в отличие от других
живых существ, у него есть и программа социальная. Инстинкт
подсказывает, что нужно делать. Муравей вступает в бой, несет
пушинку, воспроизводит потомство. Но все это он делает не со-
знательно, а повинуясь инстинкту. В процессе эволюции полу-
чилось так, что у человека инстинкт перестал играть решаю-
щую роль в его приспособлении к природе.
Глава IV. Культура как.поиск смысла _ 59
Он пытается реализовать далеко не только те побуждения, которые
являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступа-
Ет как продукт открытой, незавершенной человеческой
природы. Пытаясь восполнить свою недостаточность для суще-
ствования в природном мире, человек обратился к творческой,
свободной деятельности. Вот почему с данной точки зрения