Прорыв к новому

В самой культуре есть некая тайная пружина. В человеческой

деятельности многое рождается впервые как обнаружение

смысла. Но многое служит процессу тиражирования однажды

найденного. В истолковании П.А. Флоренского деятельность

обнаруживает себя во множественном числе: речь идет о де-

ятельностях — духовной и материальной. Когда мы говорим:

«орудие», то нам сразу припоминаются молоты, пилы, плуги

или колеса. Это именно материальные орудия технической

цивилизации. Для большей определенности П.А. Флорен-

ский называл их машинами или инструментами. Однако ду-

ховная деятельность, которая привела к появлению этих ин-

струментов, несомненно, заслуживает того, чтобы называть-

ся культурой.:

Создание полезных для выживания человека приспособлений

как находка мысли приобретает, по П.А. Флоренскому, сак-

ральный, т.е. культурный, смысл. Суть молота, пилы, насоса не

видна непосредственно, хотя по этим продуктам цивилизации

мы можем понять их символическое значение, реконструиро-

вать характер культуры той эпохи, в которую они появились.

И в этом смысле, пожалуй, можно согласиться с П.А. Флорен-

ским, что производство ие вещей, а символов есть сотво-

Рение культуры.

Деятельность человека многообразна — это факт известный.

Но далеко не всегда человеческая активность сопряжена

с прорывом в области духа. «Вторая природа» включает в се-

бя и акты простого воспроизведения. Копирования. Человек,

который изобрел колесо, — творец культуры. Работник, кото-

рый прилаживает колесо на оси, — человек цивилизации. Так

обнаруживает себя проблема, которая в прошлом веке полу-

чила название «проблема культуры и цивилизации». Цивили-

Зация — это, условно говоря, вещественное воплощение

Культуры.

У человека есть инстинктивная программа, но в отличие от других

живых существ, у него есть и программа социальная. Инстинкт

подсказывает, что нужно делать. Муравей вступает в бой, несет

пушинку, воспроизводит потомство. Но все это он делает не со-

знательно, а повинуясь инстинкту. В процессе эволюции полу-

чилось так, что у человека инстинкт перестал играть решаю-

щую роль в его приспособлении к природе.

Глава IV. Культура как.поиск смысла _ 59

Он пытается реализовать далеко не только те побуждения, которые

являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступа-

Ет как продукт открытой, незавершенной человеческой

природы. Пытаясь восполнить свою недостаточность для суще-

ствования в природном мире, человек обратился к творческой,

свободной деятельности. Вот почему с данной точки зрения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: