Божье, обнаруживает вложенную в него божественную мощь.
По словам Н.А. Бердяева, идея Творца о человеке головокру-
жительно высока и прекрасна. Так высока и прекрасна боже-
ственная идея человека, что творческая свобода, свободная
мощь открывать себя в творчестве заложена в человеке, как
печать его богоподобия (там же, с. 113).
64 ГлаваIV. Культура как поиск смысла
Творческая тайна сокрывается от человека и открывается чело-
веком. Творческие порывы сопровождают всю историю чело-
века. Он совершенно свободен в откровении своего творчест-
ва. Мы стоим перед неизбежностью оправдать себя творчест-
вом, а не оправдать свое творчество.
С этих позиций Н.А. Бердяев критикует современную ему науку
о познании — гносеологию. По его мнению, критическая гко-.
сеология обостряет кризис культуры и творчества, обнажает
антагонизм между культурой и творчеством. Критическая гно-
сеология обосновывает и оправдывает все виды творчества
дифференцированной культуры, но этим не раскрывает, а за-
|
|
крывает творческую природу человека. Творческий акт оказы-
вается изъятым из первичного бытия и переносится во вторич-
ную сферу сознания... Творчество обращено к иной стороне
двойственной природы человека и из иной стороны рождается.
По мысли Н.А. Бердяева, от творчества нельзя ждать прироста,
восхождения бытия, откровения человека. Творчество в немец-
кой философии оказывается не раскрытием природы человека,
а прикрытием ее (там же, с. 127).
Н.А. Бердяев считал, что творчество болезненно и трагично в су-
ществе своем. Цель творческого порыва — достижение иной
жизни, иного мира, восхождение в бытии, Во всяком творче-
ском акте есть абсолютная прибыль, прирост. Тварность бытия,
совершающийся в нем прирост, достигнутая прибыль без вся-
кой убыли говорят о творящем и его творчестве. Творчество
в мире возможно лишь потому, что мы обладаем такой способ-
ностью. Человек обязан обогатить саму божественную жизнь.
Творческий акт присущ лишь лицу как свободной и самостоя-
тельной мощи. Творчество человека подобно творчеству Бога,
не равно, не тождественно, но подобно. Человек не есть абсо-
лютное и потому не может обладать абсолютной мощью. В сво-
ем творчестве он связан с другими людьми и всем миром су-
ществ, но он не всесилен. Познание творческой эпохи — ак-
тивное, не пассивное, оно предполагает творческое усилие.
Творческие порывы человека являются симптомом нарождения
нового бытия и нового познания.
Н.А. Бердяев отмечает, что творчество неотрывно от свободы.
Пишь свободный творит. Творчество рождается из свободы.
Творчество необъяснимо. Творчество — тайна. Тайна творчест-
|
|
ва есть тайна свободы. Тайна свободы бездонна, и неизъяснима
тайна творчества..«Творец может быть демоничен, и демонизм
Глава IV. Культура как поиск смысла 65
3 Культурология
его может отпечатлеться на его творении. Но не может быть де-
монично великое творение, творческая ценность и породивший
ее творческий экстаз. Я думаю, что в природе Леонардо да Вин-
чи был демонический яд. Но в творческом акте сгорел демонизм
Леонардо, претворился в иное, в свободное от «мира» бытие.
В Джиоконде, в Вакхе, в Иоанне Крестителе просвечивает демо-
низм леонардовской природы. Но обречены ли сгореть в адском
огне великие творения леонардовского гения? Нет, в этих тво-
рениях уже сгорело зло леонардовской природы, и демонизм
его претворился в иное бытие, пройдя через творческий экстаз
гения. В Джиоконде есть вечная красота, которая войдет в веч-
ную божественную жизнь. Творческая жизнь есть жизнь вечная,
а не тленная» (там те, с. 167).
По словам Бердяева, творчество антагонистично, с одной сторо-
ны, совершенству человека, с другой — совершенству культу-
ры. Лишь творческая религиозная эпоха, как полагает фило-
соф, выйдет из тисков личного совершенства и совершенства
ценностей культуры...
Определение культуры
Итак, в нашем распоряжении все слагаемые, чтобы дать опреде-
ление культуры. «Что такое культура? — задавал вопрос вели-
кий гуманист прошлого века Альберт Швейцер (1875-1965)
и удивлялся. — Этот вопрос должен был бы давно волновать
человечество, считающее себя культурным человечеством.
Но, как ни странно, в мировой литературе никто до сих пор,
собственно, не ставил такого вопроса и тем более не пытался
ответить на него. Считалось, что незачем определять сущест-
во культуры, поскольку она сама налицо. Когда же этот вопрос
все-таки затрагивался, то его со ссылкой на историю и совре-
менность объявляли уже давно решенным. Однако сегодня,
когда сами события с неумолимостью ведут нас к сознанию
того, что мы живем в условиях опасного смешения элементов
культуры и бескультурья, нам надлежит — хотим мы того или
нет — попытаться определить сущность культуры» (Швейцер А.
Культура и этика. М„ 1973, с. 51).
В этимологическом значении понятие культуры восходит к ан-
тичности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древ-
него Рима. Слово «cultio» означающее «возделывание», «обра-
ботка», как и слово «культ», происходит из того же источника.
66 Глава IV. Культура как поиск смысла
Этимологически в латыни более древним источником слова
«культура» считается глагол colere — в первоначальном значе-
нии «возделывать», «обрабатывать» и лишь в позднейшем —
«почитать», «поклоняться».
Понятие «культура» в переносном значении (и производное от
него понятие «культ») аналогично понятию «хозяйство» и из-
начально соотносилось с культурой чего-то: культура души,
культура разума, культ богов или культ предков. Такие сочета-
ния существовали в течение многих столетий, пока в странах,
говорящих по-латыни, не стал входить в употребление термин
«цивилизация» (лат. civilis — гражданский, государственный).
Он охватывал совокупность социального наследия в области
техники, науки, искусства и политических учреждений.
Если попытаться перевести с латыни название трактата о земле-
делии, который написал римский государственный деятель
и писатель Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), то получи-
лось бы, вероятно, слово «агрикультура». Речь идет не просто
об обработке земли, а, главным образом, об уходе за участком.
Возделывание почвы, как утверждает автор, вообще невоз-
можно без особого душевного настроя. Без предельного инте-
реса к участку не будет и культуры, иначе говоря, должного
|
|
возделывания.
Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно метафо-
рически соотносится с разумностью. Римский оратор и философ
Марк 1улий Цицерон (106-43 до н.э.), говоря о возделывании,
уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о необхо-
димости культуры души и духа, считая таковой философию.
«В основном все историки культуры, — подчеркивает современ-
ный российский ученый В.И. Полищук, — сходятся на том, что
подразумевается воздействие философии на ум с целью его
обработки, воспитания, развития умственных способностей.
Но если вспомнить Катона, то здесь можно обнаружить и дру-
гой смысл. Философия — это не только обработка или обра-
зование ума, но и его почитание, уважение и поклонение ему.
И действительно: философия родилась из предпочтения ду-
ховного начала в человеке, из почтения к этому началу».
К понятию культуры близок и термин «оккультизм» (лат. occultis
— тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин «культу-
ра» Вэнь, означавший «культурность», «цивилизованность»,
«письменность», «гражданственность» и др., был одним из
центральных. В учении древнекитайского философа Конфу-
Глава IV. Культура как поиск смысла ' 67
ция (551-479 до н.э.) обосновывалась сущностная роль языка
в познании и принятии правильных решений. Духовный, со-
кровенный, тайный аспект понятий культуры развертывается
и таким образом: мистика, магия, мистерия.
В античном сознании понятие культуры отождествляется с по-
нятием «пайдейя», т.е. «образованность». Пайдейя, по оп-
ределению Платона, означает руководство к изменению чело-
века, всего его существа.
В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем
«культура». Оно выражало способность человека раскрыть
собственный творческий потенциал в любви к Богу. С непо-
средственно религиозной точки зрения совокупный порядок
бытия воссоздается в культе. Здесь в каждый данный истори-
ческий момент и как бы заново совершаются в символической
форме все вечно значимые события священной истории. Рож-
|
|
дается представление о рыцарстве как своеобразном культе
доблести, чести и достоинства.
В эпоху Возрождения воскрешается античное представление
о культуре. Оно выражает прежде всего активное творческое
начало в человеке, который тяготеет к возвышенному, гармо-
ничному развитию. В современном значении слово «культу-
ра» стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельно-
го око появилось в трудах немецкого юриста и историографа
Самуэля Пуфендорфа (1632-1694).
Ситуация радикально меняется в XVIII в.. Здесь рождается мощная
традиция осмысления культуры. Слово «культура» воспринима-
ется как центральная категория философии, которая понимает-
ся как «история духа», духовного развития человечества. Куль-