В творчестве сам человек раскрывает в себе образ и подобие

Божье, обнаруживает вложенную в него божественную мощь.

По словам Н.А. Бердяева, идея Творца о человеке головокру-

жительно высока и прекрасна. Так высока и прекрасна боже-

ственная идея человека, что творческая свобода, свободная

мощь открывать себя в творчестве заложена в человеке, как

печать его богоподобия (там же, с. 113).

64 ГлаваIV. Культура как поиск смысла

Творческая тайна сокрывается от человека и открывается чело-

веком. Творческие порывы сопровождают всю историю чело-

века. Он совершенно свободен в откровении своего творчест-

ва. Мы стоим перед неизбежностью оправдать себя творчест-

вом, а не оправдать свое творчество.

С этих позиций Н.А. Бердяев критикует современную ему науку

о познании — гносеологию. По его мнению, критическая гко-.

сеология обостряет кризис культуры и творчества, обнажает

антагонизм между культурой и творчеством. Критическая гно-

сеология обосновывает и оправдывает все виды творчества

дифференцированной культуры, но этим не раскрывает, а за-

крывает творческую природу человека. Творческий акт оказы-

вается изъятым из первичного бытия и переносится во вторич-

ную сферу сознания... Творчество обращено к иной стороне

двойственной природы человека и из иной стороны рождается.

По мысли Н.А. Бердяева, от творчества нельзя ждать прироста,

восхождения бытия, откровения человека. Творчество в немец-

кой философии оказывается не раскрытием природы человека,

а прикрытием ее (там же, с. 127).

Н.А. Бердяев считал, что творчество болезненно и трагично в су-

ществе своем. Цель творческого порыва — достижение иной

жизни, иного мира, восхождение в бытии, Во всяком творче-

ском акте есть абсолютная прибыль, прирост. Тварность бытия,

совершающийся в нем прирост, достигнутая прибыль без вся-

кой убыли говорят о творящем и его творчестве. Творчество

в мире возможно лишь потому, что мы обладаем такой способ-

ностью. Человек обязан обогатить саму божественную жизнь.

Творческий акт присущ лишь лицу как свободной и самостоя-

тельной мощи. Творчество человека подобно творчеству Бога,

не равно, не тождественно, но подобно. Человек не есть абсо-

лютное и потому не может обладать абсолютной мощью. В сво-

ем творчестве он связан с другими людьми и всем миром су-

ществ, но он не всесилен. Познание творческой эпохи — ак-

тивное, не пассивное, оно предполагает творческое усилие.

Творческие порывы человека являются симптомом нарождения

нового бытия и нового познания.

Н.А. Бердяев отмечает, что творчество неотрывно от свободы.

Пишь свободный творит. Творчество рождается из свободы.

Творчество необъяснимо. Творчество — тайна. Тайна творчест-

ва есть тайна свободы. Тайна свободы бездонна, и неизъяснима

тайна творчества..«Творец может быть демоничен, и демонизм

Глава IV. Культура как поиск смысла 65

3 Культурология

его может отпечатлеться на его творении. Но не может быть де-

монично великое творение, творческая ценность и породивший

ее творческий экстаз. Я думаю, что в природе Леонардо да Вин-

чи был демонический яд. Но в творческом акте сгорел демонизм

Леонардо, претворился в иное, в свободное от «мира» бытие.

В Джиоконде, в Вакхе, в Иоанне Крестителе просвечивает демо-

низм леонардовской природы. Но обречены ли сгореть в адском

огне великие творения леонардовского гения? Нет, в этих тво-

рениях уже сгорело зло леонардовской природы, и демонизм

его претворился в иное бытие, пройдя через творческий экстаз

гения. В Джиоконде есть вечная красота, которая войдет в веч-

ную божественную жизнь. Творческая жизнь есть жизнь вечная,

а не тленная» (там те, с. 167).

По словам Бердяева, творчество антагонистично, с одной сторо-

ны, совершенству человека, с другой — совершенству культу-

ры. Лишь творческая религиозная эпоха, как полагает фило-

соф, выйдет из тисков личного совершенства и совершенства

ценностей культуры...

Определение культуры

Итак, в нашем распоряжении все слагаемые, чтобы дать опреде-

ление культуры. «Что такое культура? — задавал вопрос вели-

кий гуманист прошлого века Альберт Швейцер (1875-1965)

и удивлялся. — Этот вопрос должен был бы давно волновать

человечество, считающее себя культурным человечеством.

Но, как ни странно, в мировой литературе никто до сих пор,

собственно, не ставил такого вопроса и тем более не пытался

ответить на него. Считалось, что незачем определять сущест-

во культуры, поскольку она сама налицо. Когда же этот вопрос

все-таки затрагивался, то его со ссылкой на историю и совре-

менность объявляли уже давно решенным. Однако сегодня,

когда сами события с неумолимостью ведут нас к сознанию

того, что мы живем в условиях опасного смешения элементов

культуры и бескультурья, нам надлежит — хотим мы того или

нет — попытаться определить сущность культуры» (Швейцер А.

Культура и этика. М„ 1973, с. 51).

В этимологическом значении понятие культуры восходит к ан-

тичности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древ-

него Рима. Слово «cultio» означающее «возделывание», «обра-

ботка», как и слово «культ», происходит из того же источника.

66 Глава IV. Культура как поиск смысла

Этимологически в латыни более древним источником слова

«культура» считается глагол colere — в первоначальном значе-

нии «возделывать», «обрабатывать» и лишь в позднейшем —

«почитать», «поклоняться».

Понятие «культура» в переносном значении (и производное от

него понятие «культ») аналогично понятию «хозяйство» и из-

начально соотносилось с культурой чего-то: культура души,

культура разума, культ богов или культ предков. Такие сочета-

ния существовали в течение многих столетий, пока в странах,

говорящих по-латыни, не стал входить в употребление термин

«цивилизация» (лат. civilis — гражданский, государственный).

Он охватывал совокупность социального наследия в области

техники, науки, искусства и политических учреждений.

Если попытаться перевести с латыни название трактата о земле-

делии, который написал римский государственный деятель

и писатель Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), то получи-

лось бы, вероятно, слово «агрикультура». Речь идет не просто

об обработке земли, а, главным образом, об уходе за участком.

Возделывание почвы, как утверждает автор, вообще невоз-

можно без особого душевного настроя. Без предельного инте-

реса к участку не будет и культуры, иначе говоря, должного

возделывания.

Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Оно метафо-

рически соотносится с разумностью. Римский оратор и философ

Марк 1улий Цицерон (106-43 до н.э.), говоря о возделывании,

уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о необхо-

димости культуры души и духа, считая таковой философию.

«В основном все историки культуры, — подчеркивает современ-

ный российский ученый В.И. Полищук, — сходятся на том, что

подразумевается воздействие философии на ум с целью его

обработки, воспитания, развития умственных способностей.

Но если вспомнить Катона, то здесь можно обнаружить и дру-

гой смысл. Философия — это не только обработка или обра-

зование ума, но и его почитание, уважение и поклонение ему.

И действительно: философия родилась из предпочтения ду-

ховного начала в человеке, из почтения к этому началу».

К понятию культуры близок и термин «оккультизм» (лат. occultis

— тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин «культу-

ра» Вэнь, означавший «культурность», «цивилизованность»,

«письменность», «гражданственность» и др., был одним из

центральных. В учении древнекитайского философа Конфу-

Глава IV. Культура как поиск смысла ' 67

ция (551-479 до н.э.) обосновывалась сущностная роль языка

в познании и принятии правильных решений. Духовный, со-

кровенный, тайный аспект понятий культуры развертывается

и таким образом: мистика, магия, мистерия.

В античном сознании понятие культуры отождествляется с по-

нятием «пайдейя», т.е. «образованность». Пайдейя, по оп-

ределению Платона, означает руководство к изменению чело-

века, всего его существа.

В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем

«культура». Оно выражало способность человека раскрыть

собственный творческий потенциал в любви к Богу. С непо-

средственно религиозной точки зрения совокупный порядок

бытия воссоздается в культе. Здесь в каждый данный истори-

ческий момент и как бы заново совершаются в символической

форме все вечно значимые события священной истории. Рож-

дается представление о рыцарстве как своеобразном культе

доблести, чести и достоинства.

В эпоху Возрождения воскрешается античное представление

о культуре. Оно выражает прежде всего активное творческое

начало в человеке, который тяготеет к возвышенному, гармо-

ничному развитию. В современном значении слово «культу-

ра» стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельно-

го око появилось в трудах немецкого юриста и историографа

Самуэля Пуфендорфа (1632-1694).

Ситуация радикально меняется в XVIII в.. Здесь рождается мощная

традиция осмысления культуры. Слово «культура» воспринима-

ется как центральная категория философии, которая понимает-

ся как «история духа», духовного развития человечества. Куль-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: