В православии секуляризация считается богоотступниче-

ством, которое приводит к обмирщению культуры. По

этой причине активность человека утрачивает свою связь

с Высшим Бытием. Разумеется, отсюда рождается крайне не-

гативное отношение православия к секуляризации. Поэтому

решительно осуждаются всякие попытки осовременивания

христианства.

Первоначально католические теологи тоже резко осуждали се-

куляризацию, связывая ее с распадом культуры, кризисом хри-

стианского персонализма. Однако, поскольку разрыв между

католицизмом и реальной повседневной жизнью постоянно

возрастал, католики на II Ватиканском соборе изменили свое

ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение? 249

отношение к секулярциии. Их позицию можно назвать теперь

примирительной, поскольку они видят в секуляризации «оп-

ределенную фазу культурного развития, с которой католичес-

кая церковь находится в согласии и которую считает проявле-

нием Божественной воли».

Протестантские теологи занимают сходную позицию, поскольку

они заняты реформированием христианства, надеясь на этой

основе примирить секуляризацию с христианством. В работах

таких протестантских теологов, как Т. Альтицер, Д. Бонхёф-

фер, Р. Бультман, П. Ван-Бурен, Г. Ваханян, В. Гамильтон, X. Кокс,

предпринимаются попытки сократить дистанцию между моди-

фицированным христианством и секуляризированной культу-

рой. Так, по мнению протестантов, может родиться новое хри-

стианство, которое будет учитывать реальность наступившего

века.

Наиболее ярким обнаружением секуляризации христианства

в западной культуре последнего времени оказывается преоб-

ражение ее в антропоцентрическую религию. Это можно

проследить, во-первых, в том, что человек пытается подменить

богооткровенные истины плодами собственного мышления.

Кроме того, современные католики и протестанты счита-

Ют, что человека можно рассматривать как автономное су-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: