ством, которое приводит к обмирщению культуры. По
этой причине активность человека утрачивает свою связь
с Высшим Бытием. Разумеется, отсюда рождается крайне не-
гативное отношение православия к секуляризации. Поэтому
решительно осуждаются всякие попытки осовременивания
христианства.
Первоначально католические теологи тоже резко осуждали се-
куляризацию, связывая ее с распадом культуры, кризисом хри-
стианского персонализма. Однако, поскольку разрыв между
католицизмом и реальной повседневной жизнью постоянно
возрастал, католики на II Ватиканском соборе изменили свое
ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение? 249
отношение к секулярциии. Их позицию можно назвать теперь
примирительной, поскольку они видят в секуляризации «оп-
ределенную фазу культурного развития, с которой католичес-
кая церковь находится в согласии и которую считает проявле-
нием Божественной воли».
Протестантские теологи занимают сходную позицию, поскольку
они заняты реформированием христианства, надеясь на этой
|
|
основе примирить секуляризацию с христианством. В работах
таких протестантских теологов, как Т. Альтицер, Д. Бонхёф-
фер, Р. Бультман, П. Ван-Бурен, Г. Ваханян, В. Гамильтон, X. Кокс,
предпринимаются попытки сократить дистанцию между моди-
фицированным христианством и секуляризированной культу-
рой. Так, по мнению протестантов, может родиться новое хри-
стианство, которое будет учитывать реальность наступившего
века.
Наиболее ярким обнаружением секуляризации христианства
в западной культуре последнего времени оказывается преоб-
ражение ее в антропоцентрическую религию. Это можно
проследить, во-первых, в том, что человек пытается подменить
богооткровенные истины плодами собственного мышления.
Кроме того, современные католики и протестанты счита-
Ют, что человека можно рассматривать как автономное су-