т.е. созданным миром. В результате человек часто оказывает-
ся в мире иллюзорном, не позволяющим ему сознательно управ-
лять своей жизнью. Происходит наложение различных картин
мира, которые существуют одновременно и создают причудли-
вую, эксцентричную смесь в сознании людей. Свобода, как мы
уже говорили выше, оказывается бременем для человека.
Проект свободы человека в обезбоженном мире обрисован в со-
чинениях Ф. Ницше и Н.А. Бердяева. Немецкий философ счи-
тал, что в мире, где нет Бога, для человека открываются воз-
можности полной свободы самоутверждения. Человек может
сам стать Богом. Что же касается Н.А. Бердяева, то он убеди-
тельно показывает, что, отвергнув Бога, человек обрекает себя
на различные формы рабства.
Опыт обмирщения теологии.
В самой протестантской религии возникает попытка теологиче-
ского обновления. Каковы типологические черты протестан-
тизма, которые сформировались в процессе его исторического
развития? Прежде всего, это обмирщение теологии, т.е. при-
|
|
ближение ее к переживаниям и чувствованиям конкретного
человека. В этом контексте религия становится «чисто субъ-
ективной», вера приобретает глубоко индивидуализирован-
ный характер. Протестантская теология раскрывает содержа-
ние веры как отношение между человеком и Богом. Непосред-
DiaeaXVi. Кризис религии или религиозное возрождение? 253
ственное, личностно окрашенное чувство поэтизируется. Для
всей протестантской традиции характерно также различение
веры и религии. Первое выступает как нечто, присущее чело-
веческой природе, отражающее субъективность личности, ее
богатый, внутренний мир. Религия же оценивается как прехо-
дящий, необязательный комплекс идей и ритуалов, нередко
подменяющих незамутненную веру. Отсюда возможность хри-
стианства без религии.
Известный философ культуры, немецко-американский теолог
Пауль Тиллих (1886-1965) критикует процесс рационализа-
ции мира. Протестантские теологи пытаются раскрыть значе-
ние термина «секуляризация» в соответствии со своей верой.
Само это слово, считают они, возникло во времена религиоз-
ных войн и означало выведение земли или собственности из-
под контроля церковных властей. Оно указывало на отделение
церкви от политики, на сокращение влияния институциональ-
ной церковной власти, ее вытеснение в сферу частной жизни.
Когда священник стал сам отвечать за свой приход, это перво-
начально и называлось «секуляризацией». Данный процесс,
по словам Д. Робинсона, не был сопряжен со снижением влия-
тельности религии. Напротив, он демонстрировал возросший
|
|
религиозный энтузиазм.
Досекулярный человек, по мнению Д. Робинсона, жил в заколдо-
ванном лесу. Но с появлением христианства началось обмирще-
ние жизни. Ценности сакрального человека лишились покрова
священности и уже не могли восприниматься окончательными
и совершенными. Секуляризация, как отмечает П. Тиллих, свер-
гла с трона церковь, которая утверждала себя силой угнетения
и предрассудка. Она освятила и наполнила смыслом повседнев-
ную жизнь и труд. Но постепенно значение термина расшири-
лось и, наконец, стало обозначать вытеснение религиозных
смыслов из сферы культуры. Было разрушено чувство неисчер-
паемой таинственности жизни, устранено проникновение в ко-
нечный смысл существования.
По мнению Тиллиха, таинство мира нельзя устранить. Если оно