Очертаний реальной действительности виртуальностью

т.е. созданным миром. В результате человек часто оказывает-

ся в мире иллюзорном, не позволяющим ему сознательно управ-

лять своей жизнью. Происходит наложение различных картин

мира, которые существуют одновременно и создают причудли-

вую, эксцентричную смесь в сознании людей. Свобода, как мы

уже говорили выше, оказывается бременем для человека.

Проект свободы человека в обезбоженном мире обрисован в со-

чинениях Ф. Ницше и Н.А. Бердяева. Немецкий философ счи-

тал, что в мире, где нет Бога, для человека открываются воз-

можности полной свободы самоутверждения. Человек может

сам стать Богом. Что же касается Н.А. Бердяева, то он убеди-

тельно показывает, что, отвергнув Бога, человек обрекает себя

на различные формы рабства.

Опыт обмирщения теологии.

В самой протестантской религии возникает попытка теологиче-

ского обновления. Каковы типологические черты протестан-

тизма, которые сформировались в процессе его исторического

развития? Прежде всего, это обмирщение теологии, т.е. при-

ближение ее к переживаниям и чувствованиям конкретного

человека. В этом контексте религия становится «чисто субъ-

ективной», вера приобретает глубоко индивидуализирован-

ный характер. Протестантская теология раскрывает содержа-

ние веры как отношение между человеком и Богом. Непосред-

DiaeaXVi. Кризис религии или религиозное возрождение? 253

ственное, личностно окрашенное чувство поэтизируется. Для

всей протестантской традиции характерно также различение

веры и религии. Первое выступает как нечто, присущее чело-

веческой природе, отражающее субъективность личности, ее

богатый, внутренний мир. Религия же оценивается как прехо-

дящий, необязательный комплекс идей и ритуалов, нередко

подменяющих незамутненную веру. Отсюда возможность хри-

стианства без религии.

Известный философ культуры, немецко-американский теолог

Пауль Тиллих (1886-1965) критикует процесс рационализа-

ции мира. Протестантские теологи пытаются раскрыть значе-

ние термина «секуляризация» в соответствии со своей верой.

Само это слово, считают они, возникло во времена религиоз-

ных войн и означало выведение земли или собственности из-

под контроля церковных властей. Оно указывало на отделение

церкви от политики, на сокращение влияния институциональ-

ной церковной власти, ее вытеснение в сферу частной жизни.

Когда священник стал сам отвечать за свой приход, это перво-

начально и называлось «секуляризацией». Данный процесс,

по словам Д. Робинсона, не был сопряжен со снижением влия-

тельности религии. Напротив, он демонстрировал возросший

религиозный энтузиазм.

Досекулярный человек, по мнению Д. Робинсона, жил в заколдо-

ванном лесу. Но с появлением христианства началось обмирще-

ние жизни. Ценности сакрального человека лишились покрова

священности и уже не могли восприниматься окончательными

и совершенными. Секуляризация, как отмечает П. Тиллих, свер-

гла с трона церковь, которая утверждала себя силой угнетения

и предрассудка. Она освятила и наполнила смыслом повседнев-

ную жизнь и труд. Но постепенно значение термина расшири-

лось и, наконец, стало обозначать вытеснение религиозных

смыслов из сферы культуры. Было разрушено чувство неисчер-

паемой таинственности жизни, устранено проникновение в ко-

нечный смысл существования.

По мнению Тиллиха, таинство мира нельзя устранить. Если оно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: