Изгоняется в божественных формах, то возрождается в де-

монических образах. С этих позиций теолог предпринимает

тотальную критику современной технической цивилизации

как лишенной средоточия жизни и смысла. Другой видный те-

олог Д. Бонхёффер (погиб в фашистском концлагере в 1945 г.)

выдвинул лозунг «безрелигиозного христианства». Хотя сам

254 ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение?

Бонхёффер не разработал целостной теологической концеп-

ции, он тем не менее стал знаменем тех, кто после его смерти

обратился к доктрине «христианского атеизма» («светского

атеизма»). Жизненный принцип Д. Бонхёффера — «жить, как

будто бы Бога не было» — определяет облик последующих те-

ологических исканий.

До сих пор, подчеркивал немецкий теолог, Церковь основыва-

ла свою проповедь Евангелия на обращении к религиозному

опыту, потребности в какой-либо форме религии, которую

в глубине души ощущает каждый человек. Но что произой-

дет, если люди почувствуют, что прекрасно могут обойтись

без религии, без чувства греховности, вообще без всякой

нужды в «этой гипотезе»? По мнению Бонхёффера, Бог наме-

ренно призывает нас к такой форме христианства, которая

не зависит от отношения к религии, как апостол Павел при-

зывал людей первого века к форме христианства, не завися-

щей от отношения к обрезанию.

Бонхёффер полагал, что люди уже не могут быть просто нере-

лигиозными. «Наши общие христианские возвещение и тео-

логия, насчитывающие 1900 лет, — писал он, — опираются

на «априорную религиозность» людей. «Христианство» все-

гда было одной из форм (вероятно, истинной формой) «рели-

гии». Если же в один прекрасный день окажется, что этой

«априорности» вообще не существует, что это была времен-

ная, исторически обусловленная форма самовыражения че-

ловека, если, таким образом, люди в самом деле станут ради-

кально безрелигиозными — а я думаю, что в большей или

меньшей степени это уже имеет место (по какой, например,

причине эта война, в отличие от всех предыдущих, не вызы-

вает «религиозной» реакции? — что это будет значить для

«христианства»? (Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность

(Письма и заметки из тюремной камеры). //Вопросы фило-

софии. 1989, № 11, с. Ш).

Протестантские теологи считают, что функция богослужения —

сделать нас более чувствительными к глубинам жизни, сосре-

доточить, обострить и углубить наши отношения к миру и дру-

гим людям, вывести эти отношения за пределы ближайшей за-

интересованности к всеобъемлющему участию. Традиционная

духовность, подчеркивал он, придавала первоочередное зна-

чение «внутренней жизни», которая рассматривалась как ду-

ховное ядро человека.

Глава XVI. Кризис религии или религиозное возрождение? 255


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: