double arrow

Разновозрастность и непостоянство состава команд в дворовом футболе

Еще одной важной особенностью дворового футбола была "разновозрастность" дворовых команд. Игра в такой команде, где собирались игроки разного возраста и различного уровня исполнительского мастерства, давала возможность непосредственно в игре учиться у более старших и более умелых и, в то же время, пробовать свои приемы на младших и более слабых игроках. Кроме того, эмоциональная окраска игры с участием игроков разного возраста стимулировала младших, стремившихся показать себя перед старшими, а старшим давала возможность в борьбе с более слабым противником достичь состояния "куража", исполнить, не боясь ошибиться, самые рискованные приемы, да еще с особым блеском, получая при этом не только удовольствие, но и результат. (" Кураж "- это настолько значимое для проявления запредельных возможностей игрока состояние, что возможность его испытать трудно переоценить. Умение вводить себя в состояние " куража" дано не каждому и, по-видимому, прямо зависит от настоящего игроцкого таланта и мастерства.). В такой обстановке легко появлялись новые приемы работы с мячом, порождаемые "выкрутасами" и фантазией более сильных игроков, а стремление младших к подражанию и копированию давало возможность им тут же пробовать и " примерять" на себя технически и координационно сложные приемы.

В организованном детско-юношеском футболе разновозрастных команд нет. Кроме организационных удобств никаких плюсов от этого мы не приобрели. Зато потери очевидны. Помимо вышеназванных мы теперь получили проблему "липачей" по возрасту, в которой даже подделка свидетельств о рождении стала обычным делом. Естественно, что это ухудшает и без того сложную моральную обстановку в нашем детском футболе, т.к. все эти "околофутбольные дела", лишний раз показывают мальчишкам, что мастерство - не главное в нашем футболе.

В командах, где собраны мальчишки одного возраста, по-существу, учиться не у кого, единственным человеком, у которого можно чему-либо научиться, является тренер, но и он не всегда способен и может участвовать в играх, где только и можно увидеть полноценное исполнение приема.

В дворовом футболе не было постоянных команд. Были "команды - однодневки" (а, бывало, составы менялись по нескольку раз в день), игра в которых не ложилась тяжким бременем ответственности за результат на хрупкие плечи ребенка, хотя и не была абсолютно безразличной. Количество игроков в командах также не было постоянным: от 2-х до 11-ти, в зависимости от числа имеющихся на данный момент игроков и размеров площадки. Это приучало мальчишек к игре с партнерами, обладающими совершенно разными характерами и уровнем мастерства, заставляло их оценивать возможности того или иного партнера и, соответственно, выбирать способы взаимодействия с ним, заставляло приспосабливаться к игровой обстановке, т.е. развивало его воображение, прогнозирование, расширяло его игровой кругозор, требовало вариативности поступков и игровых приемов. И, в то же время, прививало такие качества, как готовность играть в любой команде, с любыми партнерами и играть всерьез, не тушуясь и не боясь результата, а выкладываясь до конца. Различное количество игроков в командах тоже ставило различные требования перед мальчишками. Способы взаимодействия в 2-х, 3-х, 4-х и т.д. отличаются друг от друга и требуют существенного напряжения интеллектуальных, физических и технических возможностей.

Вывод: мы организовали (вернее, заорганизовали) свой футбол таким образом, что лишили мальчишек возможности наблюдать и общаться, непосредственно в игре, с более опытными игроками, перенимая у них интересные приемы игры, и, в то же время, отняли у них возможность пробовать и шлифовать свои приемы, используя младших, как спарринг - партнеров. Кроме того, имеющееся сегодня, искусственное разделение футбола "по возрастам" и скороспелое создание команд (по-существу, с первых же шагов ребенка в футболе), исказило саму суть процесса познания игры. Ведь, для начала, ребенку необходимо познакомиться с игрой, примерить ее на себя, найти в ней свой интерес и только с этим интересом, получая удовольствие от "игры в мяч ногами", двигаться дальше в своем личном и глубоко индивидуальном направлении получения этого удовольствия. Наши действия лишают его этой возможности. Мы и здесь торопимся, превращая детскую игру в подобие профессионального взрослого футбола. Дошли уже до детского профессионализма! Мы хотим, чтобы цыплята не проходили стадию высиживания яйца, а выпрыгивали прямо из курицы. Конечно же, курица своими куриными мозгами не смогла додуматься до этого, то ли дело мы... Беда только в том, что то, что выпрыгивает прямо из курицы совершенно непохоже на ожидаемое нами, но мы с упорством, продолжаем верить, что следующий миллион цыплят будет таким, как мы задумали. Хотя "цыплята" становятся все хуже и хуже.

5. Нужен ли футболу "отбор"?

"Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере - ребенок."А.Шопенгауэр.

Дворовый футбол не делал отбора - он брал всех: "способных" и "неспособных", хулиганов и "маменькиных сынков", худых и толстых, быстрых и медленных, умных и глупых. Всем им в дворовом футболе находилось место. Больше того, каждый был нужен, каждый играл в нем свою роль: один был нужен для того, чтобы его обыгрывали, как "стойку", другой чтобы у него можно было подсмотреть хитрый прием, третий - чтобы научиться убирать ноги от его ударов, четвертый - чтобы было над кем по-футбольному "покуражиться" и т.д. Критерием отбора для дворового футбола был один показатель - желание играть. Не учиться играть в футбол, а просто в него играть. Удивительная привлекательность и популярность футбола в том и состоит, что в него не нужно учиться играть - в него может играть любой, и любому игроку всегда находилось место в нашем дворовом футболе, как оно находится любому бразильскому мальчишке на пляже Копакобаны. И лишить футбол возможности участвовать в нем всех желающих - это значит лишить его корней, той основы, на которой держится его популярность, и, самое главное, питательной среды, микроклимата, дающего начало, толчок участию любого мальчишки в самой демократичной игре в мире.

Но мы умудрились и здесь вмешаться в естественный ход развития футбола и " улучшить" его путем "обрезания" этих самых корней, конечно же, из благих побуждений - ведь мы хотели как лучше! Правда, получилось - как всегда. В нашем, организованном футболе вопрос: играть или не играть? сегодня решает не игрок, а тренер, который уже в 7 -летнем возрасте определяет тех, кто может, а кто не может играть в футбол, ибо не имеет перспективы стать профессиональным футболистом. Итогом такого искусственного отбора становится ошибочное отлучение огромного количества способных мальчишек от игры, посредством навешивания ярлыка "неспособного" и одновременное уничтожение питательной футбольной "мальчишеской массы", чрезвычайно важной для формирования индивидуальности будущих футбольных звезд и звездочек. В результате появления фигуры тренера, детский футбол превратился из доступной и привлекательной игры "для всех", в игру " для избранных", для тех, кого "возьмут в футбол" и из кого " будут делать профессиональных футболистов".

Но на этом негативные последствия такого отбора мальчишек в организованные футбольные структуры не заканчиваются. Самая большая беда в том, что мы не только лишаем "отобранных " нами наиболее одаренных мальчишек необходимой для формирования их футбольной личности питательной среды, но и оставляем во дворах, где живут эти мальчишки "выжженную землю", уничтожая основу дворового футбола. Потому, что именно те мальчишки, которых мы забираем, вырастая и становясь игроками, являлись тем стержнем, на котором и держался дворовый футбол. Уходя за тренерами в ДЮСШ, СДЮШОР и т.п., с их ежедневными тренировками, фактически круглогодичными соревнованиями, тратя огромное количество времени на ежедневные переезды и не меньшее количество нервной энергии и физических сил, мальчишка уже не в состоянии выходить во двор, ему некогда, да и желания, чаще всего, нет - объем принудительной футбольной работы дает о себе знать. Лишившись лидеров, "заводил" и "звезд" местного масштаба, дворовый футбол прекращает свое существование, в лучшем случае, держась на случайных энтузиастах, к сожалению, не делающих "погоды". Подрубленные нами под корень, многолетние традиции " дикого" футбола, с его разновозрастными стержнями и стерженьками, сегодня почти захирели и плодов, как раньше, дать не могут. Зато мы пожинаем плоды, созданного своими руками "организованного" футбола, с его многочисленными ДЮСШ, СДЮШОР, ЦОП, УОР и т.д. Чего мы только не напридумывали в своем неуемном и неумном стремлении "управлять футболом". И, нужно признать - нам это удалось. Иначе, чем объяснить столь разительное отличие результатов, достигнутых "диким" футболом, от результатов, достигнутых под нашим энергичным руководством? Остается только надеяться, что достигнутые на этом поприще "грандиозные успехи", заставят нас опуститься с "высоты" 33-го места на эту "выжженную землю" и покаяться. Пока мы не "взлетели " еще " выше ".

Вывод: вмешательство в естественный ход развития футбола путем организации "отбора" с целью повышения качества приходящего в футбол "мальчишеского материала", привело к возникновению проблемы формирования личности "будущих звезд" и исчезновению дворового футбола. А, вместе с ним исчезла и среда, в которой естественно и очень разумно сочетались возможность получать удовольствие и, одновременно, трудиться "в поте лица", незаметно и настойчиво двигаясь к "большому футболу". Помимо этого, мы оттолкнули от футбола большую массу мальчишек и вскоре нам пришлось решать проблему "отвлечения их от улицы " в масштабах страны. Во многом потому, что дворовая среда превратилась без лучших своих представителей в вотчину хулиганов и алкоголиков, им- то исчезновение "здоровой "части дворовой среды, каким был дворовый футбол, было только на руку.

Дворовый футбол, беря всех желающих, действовал безошибочно - в нем никто не пропадал из тех, кто по-настоящему любил футбол и готов был прежде всего "отдавать ", а не " потреблять". Мы же, стремясь побыстрее получить "звезду" и, путем отбора, отбрасывая большую часть мальчишек, другими словами - "сливая ненужную воду", вместе с нею выплеснули и ребенка - эту самую "звезду", которую хотели получить побыстрее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: