Куда подевались лидеры?

Подвижность и непостоянство состава команд в дворовом футболе давали возможность многим его участникам проявлять, а, значит, и развивать свои лидерские качества. Зачастую обстановка требовала проявления этих качеств даже от тех, у кого они были слабо выражены в силу возраста или особенностей характера (скромность, нерешительность и т.д.). Это давало толчок к развитию лидерских качеств, вначале эпизодически (когда отсутствовали старшие, более авторитетные игроки), а, затем, по мере накопления опыта - более часто. Это, конечно, касается тех, кто обладал задатками лидера, а именно они и становились " звездами". Кроме того, огромное количество различных команд (маленьких и больших, постоянных и случайных по составу) давало очень многим мальчишкам возможность проявлять свои лидерские качества, т.к. для каждого из них всегда находилась небольшая команда, где они реально могли быть лидерами.

Ну, а в нашем организованном футболе? Здесь все наоборот! Вместо того, чтобы создать условия для развития лидерских качеств как можно большему количеству мальчишек, имеющих задатки лидеров, мы уже в 7-8 лет лишаем их такой возможности, концентрируя их из дворовых команд в различные более и менее престижные клубы, и футбольные школы. Не трудно сообразить, что собирая потенциальных лидеров, с еще только наметившимися лидерскими качествами, в общую группу из 20-ти человек, мы оставляем возможность развивать эти качества только одному из них, теряя, таким образом, 19 потенциальных лидеров и уменьшая их количество в 20 раз! Затем, лет в 12-13, тех немногих, кто проявил в этих новых командах свои лидерские качества, снова собираем, создавая им "еще лучшие условия" в более сильных клубах или СДЮШОР, например, таких как наши петербургские "Смена " и "Зенит", снова в 20 раз сокращая возможность возникновения лидеров!. Ну, а когда лет в 14-15 те перспективные мальчишки, которых так "скрупулезно" отбирали, становятся "вдруг" бесперспективными - их меняют на тех, кто уцелел после двух предыдущих "созидательных отборов", еще раз собирая из, так называемых, "низовых коллективов", образовавшихся там новых "лидеров". Можно продолжать и дальше, но если даже ограничиться вышеизложенным, то можно сказать: сколько бы ни было у нас талантливых мальчишек - мы их все равно загубим. Ведь при такой постановке "дела" в нашем детском футболе к 16-ти годам остается, примерно, в 8 тысяч раз (!!!) меньше потенциальных лидеров, чем их было бы в дворовом футболе! Думаю, принимая во внимание такие "высокие" показатели, нам не стоит огорчаться тому, что мы не попадаем в число 16-ти лучших сборных в Европе и досрочно вылетаем из европейских кубков. Нам надо радоваться, что нас еще кое - где принимают всерьез (правда, и это - благодаря заслугам российского футбола прошлых лет).

Вывод: и в вопросе формирования лидерских качеств, " организованный футбол" явно проигрывает "дворовому". Причем проигрывает не только по количественному, но и по качественному показателю. Дворовая среда, в отличие от "организованной", неизмеримо разнообразнее и серьезнее, ситуационные эпизоды в ней не контролируются "сверху" и лидеру приходится рассчитывать только на собственные силы, а это ключевой момент в формировании настоящих лидерских качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: