Что же заставляет тренера заниматься с мальчиком этой работой?

Нам необходимо побыстрее научить мальчика побеждать, обучая его приемам игры, которые дают быстрый результат. И в этой погоне за быстрым результатом, мы упускаем самое главное. Первое и, возможно, единственное, в чем действительно нуждается мальчишка, еще не знакомый с настоящим футболом, это в ответе на вопрос: что доставляет наибольшее удовольствие в игре?, в каком направлении искать его?, как научиться достигать состояния вдохновения в игре, которое, однажды почувствовав, игроки стремятся пережить снова и снова, а зрители за это готовы отдать и время и деньги? Но, если начинать с этих вопросов, то не скоро получишь от своих питомцев результат на футбольном поле. Да и ответить на эти вопросы непросто. Не говоря уже о том, чтобы терпеливо ждать, когда мальчишка найдет свое понимание удовольствия, свойственное только ему и основанное на его собственном опыте и восприятии игры. Гораздо легче не принимать во внимание "сопливую личность" c ее детским пониманием футбола, а взять и "научить" тому, что умеешь сам, а умеем мы, конечно, гораздо больше, чем 7-летний мальчишка. И результат, кстати, это дает довольно быстро. А то, что "cопливая личность ", перенимая годами наш "опыт", не раскрыла свои собственные внутренние возможности (может быть даже футбольную гениальность), так это невозможно утверждать наверняка и, тем более, проверить. Одно можно с уверенностью сказать: результат,который мы получаем, всеми правдами и неправдами обучая "футбольным победам" наших мальчишек, никого не устраивает - такое "обучение" не дает нам ни ярких игроков, ни зрелищного футбола. Наши многочисленные СДЮШОР, ДЮСШ, ЦОПы, УОРы, футбольные клубы и просто футбольные коллективы очень уверенно перемалывают огромную массу способных и талантливых 7-8 - летних мальчишек, постепенно год за годом превращая их в однообразную, безликую массу, неспособную к полету воображения и игровой фантазии, примитивно и механически выполняющую не очень интересную работу под названием "футбол".

Но вернемся к вопросу о процессе превращения наших одаренных и талантливых мальчишек (а их у нас, поверьте, очень много) в эту серую, безликую массу. Кропотливая и длительная "работа над элементами техники и развитием физических качеств" в многочисленных тренировках и эпизодических играх, требующих в свою очередь строгой игровой дисциплины, не допускающих рискованных экспериментов и, тем более, мальчишеского баловства, приводит к тому, что, постепенно, из сознания мальчика вытравливается то, за чем он первоначально пришел в футбол - желание получать удовольствие от игры. А, чтобы он не бросил занятия, удовольствие подменяется футбольной бутафорией - красивой формой, участием в составе настоящей команды в соревнованиях с настоящими судьями, призами, выездами в другие города и страны, ажиотажем родителей-болельщиков и т. д. Но мальчик не просто не находит удовольствия от того суррогата, который мы ему подсовываем вместо игры в футбол, последствия гораздо хуже - он постепенно приходит к выводу, что это и есть настоящий футбол и удовольствие получаешь только от результата - когда выиграешь. А результата, как известно, можно добиться различными способами и, если в основании отношения к футболу лежит не "удовольствие от процесса игры", а "результат на табло", то тогда сама игра, ее красота, содержание, уходит на задний план, а вперед выходят околофутбольные способы добывания очков, начиная с простого и невинного "не дай ему сыграть" и заканчивая "работой с судьями" и "договорными играми". Ну, а в промежутке - переманивание игроков и даже перевод их целыми командами из клуба в клуб, обвинение судей в причинах поражений, отказ играть с соперником, который опоздал немного больше, чем положено по регламенту, выискивание в протоколах и Положениях возможности поставить свою команду в более выгодные условия игры, а то и вовсе получить очки не играя, призывы тренеров и родителей, "сломать","убить" опасного игрока соперников и т.п. Все эти "дурно пахнущие", околофутбольные маневры невозможны были в дворовом футболе по одной простой причине - в дворовой игре в футбол всем ее участникам нужно было только одно - УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОЦЕССА ИГРЫ. Результат там был на втором плане. И именно такая расстановка обеспечивала здоровое и нормальное понимание сути футбола, отметала от игры и игроков весь околофутбольный мусор, которым сегодня мы засыпаны по самую макушку. Сегодня наши футболисты выходят на поле не получать удовольствие от игры, а работать на результат, биться за очки, потому что, пройдя многолетнее обучение в наших многочисленных футбольных школах и клубах, они так и не научились главному - получать удовольствие от игры. Мы сетуем, что мало зрителей на трибунах, ради которых и существует профессиональный футбол, предъявляем претензии организаторам, упрекая их в плохой рекламе, отсутствии пива на стадионе, шоу с девочками в перерывах и т.д., а причина этого даже не кроется от нас, она ясна, как день: удовольствие от игры наших футболистов получить очень трудно, если не сказать невозможно - они ведь и сами его получить не могут. Конечно, есть исключения. Это, прежде всего команда Константина Ивановича Бескова и Олега Романцева "Спартак" последних 20-ти лет, да, пожалуй мелькнувшее в начале 80-х, минское "Динамо" Эдуарда Малафеева. Но даже то, что сделал К.И.Бесков огромным усилием своего тренерского таланта и пониманием ключевой роли, которую играет умение игроков взаимодействовать между собой, доставляя огромное удовольствие себе и зрителям, даже его работа была бы ярче и весомее по результатам, если бы в его распоряжении были игроки, пришедшие в команду с уже найденным своим пониманием удовольствия, а не футболисты, которых пришлось "реанимировать", возвращая свойственное им от природы, но почти забытое за ненадобностью, чувство красоты игры. Сделанное К.И.Бесковым для нашего "бледного" футбола трудно переоценить. И, тем не менее, это ясное и понятное направление, подкрепленное конкретными результатами и, самое главное, зрелищной игрой, мы умудрились не заметить, как не смогли оценить в свое время призыв Эдуарда Малафеева к "искреннему футболу", футболу идущему от души, футболу, основанному на удовольствии от игры.

Вывод: удовольствие от игры, которое терпеливо и настойчиво закладывалось в основание футбольного дарования мальчика дворовым футболом, приводило его в зрелые годы к пониманию настоящей красоты игры, давало возможность делиться им с партнерами и болельщиками. Детский футбол сегодня, превратившись в подобие взрослого, лишил мальчишек возможности познать основы удовольствия от игры и сразу перескочил к результату, тем самым существенно повлияв на изменение природной, естественной схемы процесса формирования футболиста: от получения удовольствия от игры в детстве ---- через приобретение индивидуального опыта ---- к игре на результат для зрителей.

Получение удовольствия и приобретение индивидуального опыта мы свели до минимума, подменив их "работой над элементами футбола " и "передачей опыта тренерского ". А для зрителей мы уже давно не играем, даже не пытаемся, считая, что это невозможно по каким-то, ни - то экономическим, ни - то политическим, причинам, от нас, конечно, никак не зависящим. Короче говоря, схему мы здорово упростили, а заодно и футбол. Теперь схема формирования футболиста в нашем "высокоорганизованном" футболе выглядит так:

от работы над элементами футбола в детстве - через тренерский опыт -к игре на результат.

Нетрудно заметить, что в современном процессе формирования личности футболиста исчезли три понятия - "удовольствие", "индивидуальность", "зрители". Не кажется ли вам, что это, как раз то, чего так не хватает сегодня нашему футболу?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: