Игра - благо или беда?

Игра - единственное, по - существу, что использовал дворовый футбол для подготовки игрока (эпизоды когда мальчик бил по воротам, учился водить мяч, жонглировал и т.д. были, но в 90% объема это была просто игра в двое ворот). Но это была особая игра. В ней удивительным образом сочетались элементы соревнования и тренировки, создавая особую среду, в которой у каждого игрока была возможность выбора комфортных условий участия в игре. Аморфность этой среды, необязательность участия в игре на каких - то жестких условиях, давала возможность не выкладываться и не очень жестко соблюдать игровую дисциплину. Но, одновременно, согласие принять участие в игре, накладывало негласные обязательства на игрока, даже если он не был настроен серьезно. Поэтому участие в игре, мотивом которого было желание получить удовольствие, всегда сопровождалось комфортной, или близкой к комфортной, психологической обстановкой, что чрезвычайно важно, как для укрепления желания дальнейшего участия в играх, так и создания хороших условий для формирования новых и закрепления старых игровых навыков. Игрок выбирал себе, в зависимости от настроения, самочувствия, амбиций и т.п., линию поведения на эту игру и чувствовал себя комфортно, ибо уровень его игрового психологического напряжения соответствовал уровню его притязаний. Конечно, не всегда его отношение к игре устраивало партнеров, но совместная небольшая корректировка почти всегда приводила к приемлемому результату и не ломала главного - возможности получать удовольствие от игры. В дворовом футболе потребность победить очень редко превышала внутреннюю потребность в победе конкретных игроков команды, другими словами, она была адекватна их уровню притязаний на победу. Это не создавало запредельных психологических воздействий на неокрепшую личность мальчишки и давало возможность в игровых условиях осваивать и закреплять футбольные навыки. Игра в дворовом футболе выполняла двойную функцию - она была одновременно и игрой, и тренировкой, тренировкой, максимально приближенной к игровой обстановке. Это то, к чему мы так стремимся в нашем организованном футболе, стремимся - но достичь не можем.

Если в дворовом футболе игра, по-существу, была единственной формой, в которой происходило формирование личности будущего футболиста, то в организованном футболе она приобрела, скорее, статус "исключения" из множества учебно-тренировочных занятий, причем, по своему содержанию, у нее появились четко выраженные признаки соревнования - очень высокая, не зависящая от игроков, степень психологической нагрузки, связанная с высокой ценой ошибки; повышенная потребность в победе и многократно возросшая значимость игры, как теста или контрольной работы на приобретенные в учебно-тренировочных занятиях навыки. Давайте посмотрим, в каких играх участвуют мальчишки сегодня. В 10-11 лет они уже участвуют в официальных соревнованиях, а до этого, начиная с 8-9 лет, наигрывают множество товарищеских игр и принимают участие в различных турнирах, иногда даже за границей. И во всех этих играх потребность в победе, т.е. психологическая нагрузка, уже не определяются самими игроками. Эту потребность существенно усиливают престиж клуба, в футболке которого они играют, присутствие тренера, для которого результат игры чаще всего - оценка его работы и вопрос престижа, болельщики-родители, которым поскорее хочется убедиться в талантливости своих детей. Сегодня ни о каком психологическом комфорте для ребенка в его "игре в футбол" и разговора быть не может. Это уже не его игра - ею руководят и в ней все определяют взрослые, а взрослым побыстрее хочется всех убедить, что они лучше других разбираются в футболе и именно их дети, их команда, лучше других. Сегодня детский футбол в нашей стране является площадкой для самоутверждения и компенсации неудовлетворенного самолюбия взрослых людей - тренеров, футбольных специалистов, как мы себя называем, и родителей, которые не смогли сами, но требуют неосуществленного от своих детей. О самих детях мы давно забыли. Нужно признаться себе, что детский футбол - это игра для взрослых и куклами в этой игре являются наши дети, которыми мы управляем, дергая за ниточки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: