Удовольствие игрока - основа зрелищности

Комбинационный стиль, который с успехом более двадцати лет демонстрирует московский "Спартак", раньше был более распространен в нашем футболе. Сегодня кроме "Спартака" назвать просто некого. Прямолинейность, примитивизм, скромно называемый рационализмом, стремление вместо созидания своей игры заниматься в основном разрушением игры соперника, полное отсутствие непредсказуемости в командных и групповых действиях и, как следствие, потеря зрелищности игры и пустые трибуны - это наш футбол сегодня. Почему мы к этому пришли? Вернее, как дошли до такого футбола? Самый распространенный ответ - в стране разруха, поэтому и футбол такой, дайте нам много денег и мы сделаем хороший футбол. Так ли это?

Давайте попробуем последовательно разобраться в самой природе явления нашего неинтересного футбола.

На чем основывается "интересный" футбол? На мой взгляд, основа футбола, который интересно смотреть, в непредсказуемости действий игроков. Если зритель не может или не успевает понять логическую связь происходящего в том или ином игровом эпизоде, а понимает ее только после завершения действия или эпизода - это и есть то интересное, за чем он идет на стадион. Зрителю неинтересно смотреть на то, что он и сам знает или может предвидеть. Смотреть на то, что ты и сам умеешь (а футбольный зритель измеряет зрелище не столько движением сколько представлением и предвидением действий) - неинтересно, а результат игры можно узнать и из газет. Стремление игроков к непредсказуемости и, одновременно, стремление зрителей предсказать, угадать предстоящие действия игроков создают игру между футболистами и зрителями, в которой тоже есть свой счет, но результат измеряется понятиями "интересно" - "неинтересно" и выигрывают или проигрывают здесь не игроки, и не зрители, а футбол. Вот здесь, по-моему, и кроется причина нашего глубокого кризиса. Дело в том, что за ФУТБОЛ у нас заступиться некому, и в игре, как в явлении, которое изначально призвано только к одному - к созиданию УДОВОЛЬСТВИЯ для ее участников (игроков и зрителей), у нас, к сожалению, не заинтересован никто. Очевидно, сегодня в российском футболе возможностей найти деньги, не создавая зрелища, т.е. не продавая билетов, прав на телетрансляции, рекламу, не создавая весомого имиджа своему клубу и т. д., вполне достаточно, чтобы не заниматься созиданием игры, которая может это все обеспечить. И здесь даже ярчайший пример "Спартака" не может противостоять соблазну "халявы" - этой не менее яркой особенности нашего национального характера. Коснувшись нашего менталитета, нельзя не заметить, что отказаться от нашей национальной черты попользоваться "на дармовщинку", нам все таки придется, по той простой причине, что пользоваться будет нечем. Мы уже сегодня живем за счет зарубежного футбола, используя его авторитет, его зрелищность и его финансовые успехи для воздействия на сознание людей, стоящих у финансовых "распределителей". Но вряд ли мы долго продержимся на этом ветхом фундаменте сегодняшней российской экономической неразберихи. А, когда придет порядок в экономику - никто "за красивые глаза" нам денег не даст. Нужно будет зарабатывать самим. А зарабатывать в футболе - это значит продавать зрелище. Кроме "Спартака" никто у нас этого делать не умеет и, похоже, в скором времени делать не собирается. Видимо будем, как всегда, ждать, когда "клюнет жареный петух". Жаль только, что сегодня мы безжалостно разбазариваем то, что десятилетиями бережно собиралось естественной эволюцией российского футбола и, что завтра будем горестно оплакивать, ссылаясь на независящие от нас причины катастрофы.

Но вернемся к нашему сравнительному анализу дворового и организованного футбола.

Огромный потенциал зрелищности футбола заложен во взаимодействии игроков. Еще раз сошлюсь на "Спартак" и футбольный гений К.И.Бескова, т.к. больше у нас ссылаться, с моей, провинциальной точки зрения, не на кого. Игра поставленная Бесковым в "Спартаке", построена на тонком взаимодействии игроков, направленном на введение в заблуждение соперника неожиданными, скрытыми, хитрыми, но сознательными действиями. Поставить такую игру очень непросто, более того, игроки должны обладать определенными качествами для овладения ею. В дворовом футболе рождалось много таких игроков, а такие связки, как Стрельцов - Иванов, сегодня нашему футболу и не снились. В чем же секрет развития качеств, необходимых для достижения высокого уровня взаимопонимания игроков и умения взаимодействовать между собой?

Играя в футбол во дворе только в свое удовольствие, мальчик не мог рассчитывать на то, что его будут брать в свою команду старшие ребята, а ему этого хотелось. Попадая в такую команду, он вынужден был свое личное удовольствие совмещать с тем, чтобы его игра доставляла удовольствие старшим. Тем самым обстановка толкала его к интенсивным поискам приемов взаимодействия, развивала навыки паса и стремление к пониманию, предугадыванию действий партнеров. Играя против физически и технически более сильных соперников, мальчик естественным путем приходил к необходимости взаимодействия c партнерами, прогнозированию своих и чужих действий, скрытности, хитрости и неожиданности действий. Это вело к появлению новых приемов в арсенале мальчика, расширению способов взаимодействия с партнерами, которые одновременно доставляли удовольствие и партнеру и самому игроку, а их эффективность подталкивала к поиску новых, зачастую оригинальных и зрелищных.

Таким образом в дворовом футболе переход от игры для "своего удовольствия" к "игре для партнеров" происходил естественно и органично, при этом не терялось главное - "удовольствие для себя", ибо процесс этот был со стороны мальчика "осознанной необходимостью".

В организованном детском футболе процесс обучения приемам взаимодействия игроков находится на таком низком уровне, что вернее сказать - он вообще отсутствует. Таким основополагающим моментам взаимодействия, как умению постоянно играть "на выборе", прогнозированию своих действий, действий партнеров и соперников, чувству темпа и ритма игрового эпизода, принципам взаимодействия игроков, даже просто приемам взаимодействия в парах или тройках 99 % детских тренеров (да и не только детских) вообще не учат. А у юных футболистов нет необходимости этому учиться - тренеры не требуют, а обстановка в одновозрастной команде - группе этого делать не заставляет, нет угрозы не угодить авторитетным и более опытным игрокам - таких нет.

Вывод: в дворовом футболе умение взаимодействовать с партнерами ценилось так же высоко, как и индивидуальное мастерство, ибо в нем была естественная потребность. В организованном футболе эта сторона игры явно упущена. Осмелюсь предположить, что это упущение является одной из основных причин нашего, ставшего уже хроническим в последние годы, отставания. Именно в уровне взаимодействия игроков заложен огромный потенциал интенсификации и зрелищности футбола.

10. "Трудно в ученье - легко в бою".

"Не переусердствуйте, защищая детей от жизненных проблем. Дети должны обретать жизненный опыт, чтобы потом смогли выжить и добиться успеха."Э.Кюблэр-Росс.

Есть еще, на мой взгляд, существенная особенность дворового футбола, влиявшая на формирование футбольной личности ребенка - это "плохие" условия для игры: неприспособленные маленькие площадки, плохая обувь, мячи и т. п.

На первый взгляд, все это отрицательно сказывается на приобретении футбольных навыков, но, проанализировав последствия игры в таких условиях, начинаешь понимать, что такая "необустроенность" имеет гораздо больше плюсов, чем минусов. Природа и здесь распорядилась мудро: в самом начале пути мальчику необходимо было сдать тест на преданность и верность футболу. В таких условиях не выживали случайные, не имеющие глубокого и инстинктивного предрасположения к футболу мальчишки. Необходимость приложения больших усилий в овладении элементарными приемами игры сразу же задавала определенный тон во взаимоотношениях мальчика с футболом: умение играть легко не придет, нужно будет трудиться, настойчиво и терпеливо, самому себя заставляя, спотыкаясь о кочки, бегая за неровным мячом с непредсказуемым отскоком, выслушивая нотации от родителей и т.д.

Кроме того, плохое поле заставляло "распылять" внимание, отрываясь от мяча, чтобы не споткнуться о камень, скамейку, а то и песочницу, находившиеся прямо на площадке. Это давало впоследствии неоценимое умение не концентрировать внимание только на мяче, оглядываться, оценивая ситуацию на поле. Причем, "распылять" внимание приходилось и действуя с мячом, что помогало в дальнейшем овладеть умением работать с мячом без зрительного контроля (еще одно чрезвычайно важное качество, присущее классным игрокам). Наличие "посторонних " предметов и теснота на площадке заставляли игрока, владеющего мячом, держать его близко к себе, чтобы не наткнуться на препятствие, а это готовило базу под овладение таким нужным качеством, как умение работать с мячом с высокой частотой касаний. При передачах мяча, дополнительно к определению и расчету таких параметров, как скорость и направление движения партнеров и соперников, необходимо было учесть еще и наличие естественных препятствий, что существенно влияло на исполнение ударов - обводящих, перебрасывающих и т.д.

Наш детский организованный футбол "помог" мальчишкам избавиться от трудностей и неустроенности дворовых площадок. Сегодня 7-8-ми летние мальчишки получают возможность с первых же шагов в футболе играть на идеально ровных площадках спортивных залов и манежей, одеваться в настоящие бутсы и форму. Им не мешают ни камни, ни песочницы, мячи "адидас" не прыгают, а катятся в заданном направлении, отвлекаться на посторонние предметы не нужно, как не нужно корректировать свои удары, подстраиваясь под неровности поля или мяча, в общем взрослые постарались убрать все трудности с футбольного пути начинающей "звезды". И, видимо, вместе с трудностями убрали и умения, которые вырабатываются только при наличии этих трудностей.

Вывод: нельзя с уверенностью утверждать, что плохие площадки, инвентарь, обувь играют отрицательную роль на первом этапе становления футбольной личности, как нельзя назвать разумными и дальновидными наши титанические усилия по созданию идеальных условий для мальчишек, делающих первые шаги в знакомстве с футболом (вспомним, хотя бы спортзалы наших петербургских СДЮШОР "Зенит" и "Смена", наше всеобщее стремление поскорее надеть настоящие бутсы и форму на ничего не умеющих и, по-существу, не знакомых с футболом 7-8-9-летних мальчишек). Разумнее было бы перенести знакомство с хорошим полем, настоящей футбольной обувью и формой на более поздний срок, когда ребенок превратится в "футбольную личность", которая уже сыграет в любых условиях и для которой хорошее поле, бутсы и одинаковая с партнерами, удобная форма, нужны не для "завлечения в футбол", падкого на бутафорию ребенка, а для того, чтобы дать дополнительный толчок к дальнейшему совершенствованию и проявлению качеств, приближающихся к настоящему футбольному мастерству.

К сравнительной характеристике можно добавить такие приобретенные детским футболом отрицательные черты, как переманивание игроков из клуба в клуб и из команды в команду, начиная c 7-8 летнего возраста, ведущее в конечном итоге к полной девальвации такого понятия как патриотизм; активное, даже грубое вмешательство родителей в детский игровой процесс, требующий самоуглубления и самоанализа ребенка; появление спецклассов, ставящих желание мальчишки поиграть в футбол в жесткие рамки расписания и превращающих футбол в принудительную работу, не говоря уже об огромной потере времени и сил на переезды к местам учебы и тренировки, ломки всего уклада детской жизни, что явно не способствует нормальному развитию личности ребенка и отрицательно влияет на его отношение к футболу, ведет к моральной и физической усталости от него. Об этом, кстати, говорилось на недавнем Конгрессе УЕФА по юношескому футболу. К сожалению, перечень негативных явлений, пришедших в детский футбол после нашего "позитивного" вмешательства можно продолжать еще и еще.

Попробуем сделать общий вывод из вышеизложенного. Думаю, очевидно, что он не в пользу организованного футбола. Нужно признать: структура, созданная нами взамен дворового футбола, явно не соответствует своему назначению. И результаты ее работы с каждым годом становятся все более плачевными. Наивно ждать появления высококлассных футболистов, одновременно делая все, для того, чтобы они не появились.

Ошибка заключается в том, что нарушена последовательность процесса формирования и развития личности юных футболистов. В самом начале этого процесса, когда ребенок начинает осмысливать игру и примерять ее на себя, проникая для этого в самые недоступные глубины своих, заложенных в генах, опыта и способностей, мы вмешиваемся и изменяем направление его поиска, заставляя использовать не внутренние глубоко индивидуальные, может быть даже гениальные, личные футбольные способности, а уже готовые, конкретные знания тренера. Тем самым, из процесса формирования футбольной личности мы выбрасываем фундаментальную его часть, в которой заключена перспектива дальнейшего процесса развития индивидуальности, самобытности, яркости игрока и, без которой, он не может полностью выразить себя, использовать свои, заложенные многими поколениями предков, сугубо индивидуальные, качества. Другими словами, мы не даем мальчишкам развить свое футбольное воображение, которое развивается в процессе самостоятельного заинтересованного поиска. Не давая ему возможности использовать свой потенциал, мы оставляем ему только "надстройку" - знания, передаваемые ему тренером. Но и эти знания, не дают того эффекта, который могли бы дать. Для того, чтобы семена знаний дали обильные всходы, необходимо, чтобы они упали на почву оплодотворенную богатым футбольным воображением, а его то у мальчика в 7-8 летнем возрасте нет и быть не может.

В подтверждение своих слов, хочу привести высказывание Ринуса Михелса. В интервью, напечатанном в одном из номеров еженедельника "Футбол - хоккей" в 1986 году, знаменитого тренера спросили о причинах спада в игре голландской сборной, блиставшей под его руководством на Чемпионатах мира и Европы с 1974 по 1978гг. На что он ответил:

"У нас исчез уличный футбол, мы заменили его организованным, а с ним исчезли и яркие индивидуальности. Это сейчас наша главная проблема, т.к. организованные занятия не могут компенсировать одаренности". Голландцы уже через 10 лет разобрались в своей ошибке. И не просто разобрались, но и, как мы сегодня видим, нашли выход. Мы же 40 лет кичимся "самой лучшей системой подготовки резервов", до сих пор не понимая, что идем в неверном направлении. Мне кажется, что 40 лет для того, чтобы это понять многовато, даже учитывая особенности нашего национального характера. А то ведь так скоро и африканцы с их "дикими" звездами и "диким" футболом оставят нас далеко позади (если, конечно, не пойдут по нашему пути).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: