Технология принятия решения (1. Диагностика проблемы. 7. Контроль над исполнением решения)

Технология – совокупность знаний, умений и навыков, определяющих способ получения воспроизводимого результата, заданного нормами или управляющими программами в условиях, адекватных целям деятельности.

В понятие «технология принятия решения» входят следующие элементы: зачем делать (идея, цель); что делать (количество и качество объекта); с какими затратами (ресурсы); как делать (по какой технологии); кто должен делать (исполнители); когда делать (сроки); для кого делать (потребители); где делать (место); что это даст (экономический, социальный, экологический, технический эффект).

Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Технология принятия решения может быть таковой: 1. Диагностика проблемы. Существуют два способа понимания проблемы: а) ситуация, когда поставленные цели не достигнуты; 2) потенциальная возможность. Первая фаза в диагностировании сложной проблемы - осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей: низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты в организации и большая текучесть кадров. 2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы, которые менеджер не в силах изменить. Необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы. Ограничения сужают возможности принятия решений. 3. Определение альтернатив. Из-за недостатка времени и информации руководитель ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными. 4. Оценка альтернатив. Исследования показали, что как количество, так и качество альтернативных идей растет, когда начальное определение альтернатив отделено от оценки окончательной идеи. Это означает, что только после составления списка всех идей, следует переходить к оценке каждой альтернативы. 5. Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, принять решение сравнительно просто: выбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями. 6. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. Реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей. 7. Контроль над исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.

Технологии принятия решений предполагают выбор метода или группы методов, позволяющих оптимизировать процесс выработки решения. К методам относят: моделирование, экстраполяцию (перенос знаний из одной сферы в другую), экспертную оценку, дерево решений, принцип безубыточности, метод Дельфи, линейное программирование, деятельностную игру, фокус-группу и др.

Оригинальная классификациятехнологий принятия решенийв зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений, была предложена Врумом и Йеттоном. Согласно этой классификации, имеется пять стилей руководства, которые может использовать менеджер:

- Вы сами решаете проблему и принимаете решения, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.

- Вы получаете необходимую информацию от подчиненных, и сами решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать, или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема.

- Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого она не касается, выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.

- Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.

- Вы излагаете проблему группе подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с ролью председателя собрания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: