Этические нормы в деятельности организации

Билет 9

Комплексный подход. Комплексное использование инструментов управления.

Подход в данном случае выступает как способ познания, но вместе с тем выполняет и методологические функции.

Комплекс – с лат. complexus – связь, сочетание, означает сочетание элементов составляющих одно целое. Комплексность – один из методологических принципов менеджмента. Под комплексным подходом понимается: а) наличие всех компонентов управленческого процесса (цели, содержания, методов, организационных форм), что предполагает: координированное воздействие на когнитивную, эмоциональную, волевую и прагматическую сферы личности; б) целостность процесса управления; в) единство и взаимодействие элементов системы управления как антипод односторонности, разобщенности, бессистемности, при этом интеграция рассматривается как ведущая идея комплексного подхода.

Можно выделить два направления комплексного использования методов управления: последовательное (использование разных методов на разных этапах управления) и параллельное (применение различных методов одновременно на одном и том же этапе).

В ходе своей истории человечество выработало всего лишь три принципиально различных инструмента управления. Иерархия предполагает в качестве основного средства воздействия на людей давление сверху со стороны властных структур. Культура – это вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, табу, шаблоны поведения, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Рынок – это сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле - продаже товаров и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

В живых экономических системах все три названных выше инструмента управления сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается предпочтение. Уместное интегративное использование рычагов управления и будет свидетельствовать об эффективности использования комплексного подхода в управлении.

Этические нормы в деятельности организации.

Этические нормы – это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Эти правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; возраст и т.д. Правила резко выступают против сексуальных домогательств, высмеивания работников, грубости, насилия, некорректного отношения к служащим. Этические нормы распространяются на те сферы управленческих отношений, которые не могут быть урегулированы правом. Этические нормы (правила этики) обсуждаются и принимаются на общем собрании коллектива. Коллективность восприятия и принятия снижает риск отторжения норм, отчуждения от них.

Примерная структура правил этики организации включает следующие разделы: 1. Введение. 2. Послание руководителя организации. 3. Каким должен быть работник организации. 4. Каналы связи. 5. Трудовые династии. 5. Частная жизнь работников. 6. Собственность организации. 7.Деловая репутация. 8. Отношение к законам. 9. Общественная жизнь организации. 10. Основные принципы организации. 11. Основные этические принципы организации. 12. Социальная ответственность организации. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Этические нормы регулируют, как горизонтальный уровень взаимоотношений людей, так и вертикальный уровень, задаваемый работодателем. На сегодняшний день ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности.

В нашей стране в организациях действует три вида морали + авторская Орлова: Мораль советская заключается в попытках сохранить моральные принципы прошлого (взаимовыручка, взаимопомощь, равная оплата за равный труд, товарищество). Мораль «дикого» рынка заключается в господстве закона силы, произвола (спекуляция, стремление к наживе любой ценой, безразличие к людям). Мораль собственно рыночных отношений – основана на уважении прав и свобод другого лица, признании его равным себе, отказе от нарушения прав работников. Эта мораль все больше завоевывает мир. Все в большей степени в деловых отношениях получает распространение этика ответственности.

Наряду с перечисленными видами морали В. Орлов выделяет в качестве четвертого вида маргинальную мораль (фр. marginal край, граница). Это мораль людей, оказавшихся вне своей социальной среды, вне определенной культуры, часто вне общества, приближаясь к его низам (например, бродяги, бомжи, оппозиционеры всего и др.).

В организациях разрабатываются этические кодексы. Они необходимы для определения целей организации, служат ориентиром этичного поведения для сотрудников. В некоторых организациях предусмотрены дисциплинарные взыскания для нарушителей правил этического кодекса. Наряду с этическими кодексами разрабатываются карты этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого её сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: