Объект и предмет исследования

Понятие объект исследования нетождественно понятию «объек­тивная реальность» или понятию «объектная область исследова­ния». В качестве объекта познания выступают связи, отношения; свойства реального объекта, которые включены в процесс позна­ния. Объект исследования — это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного.

Объект исследования в педагогике и психологии — это не­кий процесс, некоторое явление, которое существует незави­симо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов вос­питывающих отношений, на процесс становления новой обра­зовательной системы, на эффективность определенной техно­логии. Вот почему не совсем корректно называть объектом ис-

; следования, например, начальную школу или подростковые клубы. Это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой подлежат изу­чению в данной работе.

Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему со­держанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В пред-

'

мет включаются только те элементы, связи и отношения объек­та, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому опре­деление предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане по­ставленной проблемы связях, и допущение возможности их вре­менного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важ­нейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Предмет исследования — это своего рода ракурс, точка обо­зрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный ас­пект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты. Скажем, при создании и экспериментальной проверке проекта социаль­но-педагогического комплекса в качестве относительно само­стоятельных предметов исследования могут быть выделены: оп­ределение функциональных направлений и приоритетов в дея­тельности комплекса (целевой аспект), уточнение видов услуг и направлений работы (содержательный аспект), способы со­здания условий социальной реабилитации, комфортного обще­ния, полноценного образования и развития, удовлетворения интересов детей, подростков (деятельностно-операционный аспект).

Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, формирование единого коллектива взрос­лых и детей в совместной деятельности, педагогизация социаль­ной среды, связи между факторами, влияющими на образование и развитие детей, и полученными результатами (например, влия­ние среды на развитие познавательных интересов или характера общения на самооценку и уровень притязаний воспитанников; зависимость эффективности запоминания языкового материала от организации познавательной деятельности; специфика и динами­ка решения интеллектуальных задач партнерами в условиях ин­теллектуально-игрового противоборства). Предмет психолого-пе­дагогического исследования непременно должен включать связи воспитательного института с внешней средой, собственно педа­гогические, социальные и психологические факторы и связи в их сцеплении и взаимодействии.

Предмет исследования, таким образом, формируется на объек­тивной основе самим исследователем, придающим ему опреде­ленную логическую форму выражения. Сделать это можно, толь­ко опираясь на определенные исходные положения, на некото­рую, пусть приблизительную, гипотетическую концепцию изуча­емого.

Приступая, скажем, к разработке проблемы разновозраст­ного сотрудничества в объединениях по месту жительства, ис­следователь должен опираться на положения об определяющей роли деятельности в формировании личности, о ведущей роли отношений сотрудничества в совместной деятельности, о реша­ющей роли мотивации и целеполагания и на ряд других положе­ний, а также учитывать потребность подростков в самоопреде­лении.

Если речь идет о создании школы здорового образа жизни, то за исходные могут быть приняты следующие положения.

1. Здоровье — высшая человеческая ценность как для обще­
ства, так и для каждого индивида.

2. Ребенок почти каждый день проводит значительную часть
времени в школе. От режима дня, психологической атмосферы,
нагрузок, питания и других факторов школьной жизни во мно­
гом зависит здоровье школьников. Школа призвана растить здо­
ровое поколение и при всех условиях делать все от нее завися­
щее, чтобы обеспечить полноценное физическое развитие и пси­
хическое здоровье учащихся. Пока школа этой функции не вы­
полняет.

3. Необходимо обеспечить воспитание у каждого школьника
культуры здоровья, умения ценить, охранять и укреплять свое
здоровье и здоровье других.

4. Школа должна бороться за здоровый образ жизни воспиту-
емых.

5. Все основные ориентиры в данной работе дают медицина —
наука о профилактике и лечении заболеваний — и валеология —
учение о здоровье.

Таким образом, выделение одного или нескольких предметов исследования — это уже начало теоретического анализа, опреде­ления некоторых оснований и целевых установок последующей исследовательской работы. ''


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: