Управление любой организацией определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты управляют путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс управления предполагает выполнение функций нормирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля, учета и анализа, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Кроме того, управление — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Достаточно оснований рассматривать управление как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Одной из основных составляющих системы управления организацией является управление персоналом.
На рис. 8.1 представлены основные подсистемы и функции системы управления персоналом организации. По меньшей мере в двух из них — трудовых отношений и социального развития — присутствуют функции (соответственно) управления производственными и социальными конфликтами, а также стрессами.
|
|
Следует отметить, что в России до последнего времени в системах управления организациями отсутствовали работники-конфликтологи, а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции предупреждения и разрешения конфликтов не значились. В их обязанность входило создание лишь «нормального морально-психологического климата», это на деле означало маскировку наличия неизбежных в коллективе противоречий и конфликтных столкновений.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ | |||||||||||
ПОДСИСТЕМА ОБЩЕГО И ЛИНЕЙНОГО РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИЕЙ | |||||||||||
Функциональные | подсистемы | ||||||||||
Подсистема планирования и маркетинга персонала | Подсистема найма и учета персонала | Подсистема трудовых отношений | Подсистема условий труда | Подсистема развития персонала | Подсистема мотивации поведения персонала | Подсистема социального развития | Подсистема развития оргструктур управления | Подсистема правового обеспечения | Подсистема информационного обеспечения | ||
Разработка кадровой политики. Разработка стратегии управления персоналом. Анализ кадрового потенциала. Анализ рынка труда. Организация кадрового планирования. Планирование и прогнозирование потребности в персонале. Организация рекламы. Поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами | Организация найма персонала. Организация собеседования, оценки отбора и приема персонала. Учет приема, перемещений, поощрений и увольнений персонала. Профессиональная ориентация персонала. Организация рационального использования персонала. Управление занятостью персонала. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом | Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений. Анализ и регулирование отношений руководства. Управление производственными конфликтами и стрессами. Социально-психологическая диагностика. Соблюдение этических норм взаимоотношений. Управление взаимодействием с профсоюзами | Соблюдение требований психофизиологии труда. Соблюдение требований эргономики труда. Соблюдение требований технической эстетики. Охрана труда и техника безопасности. Охрана окружающей среды. Военизированная охрана организации и отдельных должностных лиц | Обучение персонала. Переподготовка и повышение квалификации персонала. Введение в должность и адаптация новых работников. Оценка кандидатов на вакантную должность, текущая периодическая оценка кадров. Организация рационализации и изобретательства. Рационализация деловой карьеры и слу-жебно-профес-сионального продвижения. Организация работы с кадровым резервом | Управление мотивацией трудового поведения. Нормирование и тарификация трудового процесса. Разработка систем оплаты труда. Разработка форм участия персонала в прибылях и капитале. Разработка форм морального поощрения персонала. Организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом | Организация общественного питания. Управление жилищно-бытовым обслуживанием. Развитие культуры и физического воспитания. Обеспечение здравоохранения и отдыха. Обеспечение детскими учреждениями. Управление социальными конфликтами и стрессами Организация социального страхования. Организация продажи продуктов питания и товаров народного потребления | Анализ сложившейся оргструктуры управления. Проектирование новой оргструктуры управления. Разработка штатного расписания. Формирование новой оргструктуры управления. Разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства | Решение правовых вопросов трудовых отношений. Согласование распорядительных документов по управлению персоналом. Решение правовых вопросов хозяйственной деятельности. Проведение консультаций по юридическим вопросам | Ведение учета статистики персонала. Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом. Обеспечение персонала научно-технической информацией. Организация патентно-лицензионной деятельности. Организация работы органов массовой информации организации | ||
Рис. 8.1. Место управления конфликтами и стрессами
|
|
в системе управления персоналом организации
Там, где конфликты возникали, их разрешение возлагалось, как правило, на профсоюзные и другие общественные организации. Улаживать конфликты приходилось и руководителям. Тот или иной исход вмешательства зависел от личного опыта и интуиции руководителя.
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты. Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
|
|
В настоящее время службы управления персоналом, как видно на рис. 8.1, наряду с другими выполняют следующие функции:
• социально-психологическую диагностику;
• 'анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководства;
• управление производственными и социальными конфликтами и стрессами.
В условиях командно-административной системы перечисленные функции рассматривались как второстепенные. При переходе к рынку они выдвинулись на первый план. В их эффективном осуществлении заинтересована каждая организация.
Функции управления производственными и социальными конфликтами, а также стрессами должны выполняться не только руководителями, но и специалистами-конфликтологами и специально созданными подразделениями. На многих крупных и средних предприятиях они, в частности, возлагаются на вновь созданные отделы трудовых отношений.
Так, в акционерном обществе «Москвич» в отделе трудовых отношений (ОТО) работает шесть человек: менеджер по конфликтам — начальник отдела, менеджер по конфликтам — заместитель начальника отдела, конфликтолог, психолог, социолог и секретарь. Оперограмма процесса управления конфликтами этого отдела (табл. 8.1) фиксирует их соответствующие функции. Представление же об информационных связях отдела трудовых отношений с другими подразделениями организации в части управления конфликтами дает состав основных документов, которыми они обмениваются между собой (табл. 8.2).
Примером научно обоснованного подхода к организации процессов управления конфликтами может служить и московская фирма «ФОБОС». Здесь сложилась система управления конфликтами с конкретно поставленными целями (рис. 8.2), сделан выбор направлений профилактики конфликтных ситуаций (рис. 8.3).
Таблица 8.1