Аналогичное Юнгу понимание основ культуры имеется в работах таких современных философов, как Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Леви Стросс, М. Фуко, Б. Барт и др. Всех вместе этих философов называют структуралистами, поскольку, занятые поисками единой основы культуры, они «открыли» «формы», в которых осуществляется творческая деятельность человека. Эти формы они назвали структурами, обозначив данным понятием совокупность устойчивых отношений, регулирующих всю духовно-творческую деятельность человека.
Эти универсальные структуры выявляются при изучении мифов, с интерпретацией бессознательного с точки зрения его текстуального характера, укорененного в языке.
М. Фуко (1926-1984) занимался изучением и поиском скрытых связей между идеями, обычаями и отношениями власти. Р. Барт (1915-1960) подверг критике устоявшиеся мнения в литературоведении, рассматривая теорию текста как производительность языка и порождение смысла. Каждый из структуралистов стремился определить универсальную структуру человеческой культуры.
|
|
На базе работ структуралистов появились работы таких мыслителей, как Ж. Делез и Ф. Гвттари, называемых постструктуралистами.
Они создали понятие «ризома», являющееся метафорой современной культуры с ее отрицанием упорядоченности и синхронности. Другим понятием – децентрация – постструктуралисты обозначили отказ от этноцентризма в пользу равноправия культур, внимания к «другому».
Вопросы для контроля:
1. Изложите кратко взгляды Н.А. Бердяева на культуру.
2. Объясните концепцию кризиса культуры О. Шпенглера.
3. Сравните символическую и феноменологическую концепции культуры.
4. Как объяснял происхождение культуры и антикультуры К.Г.Юнг?
5. Как вы понимаете структуралистическую концепцию?
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 2.1. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Культура первобытного общества.
2. Древний Восток: единство и многообразие.
3. Культура Древней Индии и Китая.