Модель качества

При рассмотрении принципа обеспечения качества продукции была отмечена необходимость 3 основных факторов: материальной базы, заинтересованного и квалифицированного персонала и организации работ.

Смысл модели качества заключается в следующем: материальная база предприятия и персонал определяют основные условия производства и служат базой качества (рис. 3). Если предприятие имеет хорошую материальную базу и квалифицированный персонал, это означает, что имеется благоприятная основа для выпуска продукции высокого качества (необходимая база качества).

Влияние базы качества изображают в виде вектора качества. Для реализации этой возможности кроме базы необходима четкая организация управления качеством, которое направляет деятельность работников на создание продукции требуемого качества. Если на предприятии будет четко организовано управление качеством, то при положительном воздействии базовых факторов петля качества превращается в восходящую спираль и качество продукции повышается до требуемого уровня после каждого цикла управления.

Если на предприятии нет необходимой материальной базы или квалифицированных работников, это означает, что нет той основы, которая требуется для создания высококачественной продукции. При этом вектор качества будет равен нулю, и восходящая спираль превратится в плоскую петлю, т.е. работа по управлению качеством будет происходить вхолостую, без повышения качества продукции.

Подобная модель обладает широкими возможностями и может применяться не только в области качества. Так такая модель используется как модель эффективности для рассмотрения принципа эффективности управления предприятием.

 
 

1.4. Анализ процессного подхода к управлению качеством

Реализация рассмотренных функций и составляет содержание процесса управления качеством в рамках предприятия, когда осуществляется воздействие системы качества на производственный процесс. В этом и заключается суть процессного подхода к управлению качеством как он понимается в науке управления. Следует иметь в виду, что управление качеством может быть обеспечено только при выполнении всех рассмотренных нами функций. Невыполнение любой из этих функций остановит процесс управления качеством.

Для реализации конкретных функций требуется применение разных подходов к управлению, известных в науке управления. Среди них административный, комплексный, ситуационный подходы, подходы с точки зрения человеческих отношений и науки о поведении людей, подход с применением количественных методов и др. Каждый подход помогает решать свою задачу, занимает свое место в науке управления. А вот процессный подход к управлению качеством организует процесс управления, выстраивая в логической последовательности функции управления, реализация которых возможна без применения других подходов к управлению.

Принципиальное отличие процессного подхода от функционального заключается в том, что основное внимание менеджмента концентрируется не на функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленных на конечные результаты деятельности организации. При этом главное внимание обращается не на вертикальные (иерархические) связи в организационной структуре, которые традиционно хорошо отлажены, а на горизонтальные (связи между функциональными подразделениями), являющиеся наиболее слабыми и потому представляющими реальную опасность для прочности организационной структуры и надлежащего функционирования системы менеджмента (вспомним, что слабости такого рода связей отражены в таких известных наблюдениях, как «одежда чаще всего рвется по швам», «рельсы чаще стучат в местах их соединений»). Определяющее методологическое достоинство процессного подхода заключается, прежде всего, в неразрывности менеджмента на стыках деятельности подразделений и должностных лиц.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: