Основные способы разрешения противоречий в социальном взаимодействии

Еще 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость урегулирования конфликтов, а не подавления их. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграциейпонималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем этот способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество».

Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным по­казало, что одна треть этих конфликтов завершается компромиссом, две трети – уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1-2 % конфликтов завершается путем сотрудничества.

Объяснение такого разброса в применении способов разрешения конфликтов по вертикали кроется в стереотипах мышления, поведения, а также особенностях этого вида конфликта. Большинство из нас ориентированы на противоборство. Десятилетия такой принцип преобладал во взаимодействии с теми, кто был не согласен с нами. Да и в конфликтах между «руководителем и подчинненным» в 60 % ситуаций начальник прав в требованиях к подчиненному. Рассмотренные способы разрешения конфликта на практике реализуются силовым подавлением одной из сторон или ненасильственным путем: переговоры (компромиссами, сотрудничество, а иногда и уступка). Силовое подавление – это продолжение применения стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона достигает своих целей, добивается от оппонента отказа от первоначальных требований. Уступившая сторона выполняет требования оппонента или приносит извинения за допущенные недостатки в деятельности, поведении или общении.Если же стороны понимают, что проблема важна для них и стоит того, чтобы ее решить с учетом обоюдных интересов, то они используют путь переговоров. Важно нормализовать отношения оппонентов в преддверии переговорного процесса. Одним из приемов, позволяющим сделать это, является техникаПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения – С. Линдскольд и др.). Метод ПРИСН предложен социальным психологом Ч. Осгудом и успешно применяется при разрешении конфликтов разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных (Б. Бетс, В. Смит). Он включает в себя следующие правила:

• делать искренние, публичные заявления о том, что одна из сторон конфлик­та хочет остановить эскалацию (развитие конфликта, нарастание его остроны и размаха) конфликта;

• объяснять, что примирительные шаги обязательно будут осуществлены; сообщить, что, как и когда будет сделано;

• выполнять обещанное;

• побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве условия выполнения собственных обещаний;

• уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного време­ни и даже в том случае, если другая сторона не отвечает взаимностью; они не должны приводить к увеличению уязвимости стороны, их осуществля­ющей;

• расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: