Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга

Существенный вклад в завершение формирования конфликтологии в качестве самостоятельной научной дисциплины внес еще один аме­риканский социолог – Кеннет Боулдинг. Автор выдвигает предположение о том, что человеку свойственно стремление к борьбе, конкуренции с другими людьми, но важно уметь преодолевать, ограничивать возникающие в связи с этим конфликты.

В своей книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1963) он попытался, опираясь на имеющие­ся достижения в исследовании конфликтов, изложить общую теорию конфликтного взаимодействия.

Автор рассматривает конфликт как всеобщую категорию, которая присутствует как в живой, так и в неживой природе. Эта категория используется при анализе процессов, происходящих в социальной, физической, химической и биологической среде, поэтому конфликт имеет здесь широкое применение. Для всех существующих конфликтов характерно наличие общих элементов, функций, свойств, тенденций, образцов возникновения, протекания и разрешения. Поэтому изучение и понимание любого специфического конфликта невозможно без знания этих общих аспектов. Это – основное методологическое положение теории.

Основой этих общих представлений о конфликтах, происходя­щих как в обществе, так и в природе, является описание двух их ос­новных моделей: статической и динамической.

Статическая модель рассматривает конфликт как специфическую систему, первым элементом которой являются стороны (люди, живот­ные, объекты, теории), а вторым – отношения между этими сторо­нами. Конфликт определяется К. Боулдингом как конкурентная ситуа­ция, в которой стороны стремятся занять позицию, несовместимую с желаниями другой стороны.

Динамическая модель строится на известной современной психо­логической концепции бихевиоризма, или поведенческой психологии, согласно которой человек ведет себя по принципу «стимул-реакция», постоянно реагируя на импульсы окружающей среды. Динамика кон­фликта и есть одно из проявлений общих поведенческих реакций че­ловека в условиях противоборства.

Сложный характер мотивов, вызывающих конфликт, объясняет­ся наличием в них не только явных, но и скрытых моментов. Ключ к природе любой ситуации находится в самосознании сторон, будь то отдельные личности или социальные организации.

Тем не менее существует единый, универсальный источник кон­фликта – несовместимость сторон при ограниченных возможностях их удовлетворения.

Следует подчеркнуть, что достаточно четко сформулированный К. Боулдингом принцип «скэрсити» (от англ. – scarcity), т.е. ограни­ченности, дефицита, нехватки каких-либо ресурсов и благ, матери­альных или духовных, стал активно развиваться во многих последую­щих работах западных и отечественных конфликтологов.

Подводя итог всему сказанному, констатируем, что в истории изучения конфликта в западной социологии выделяются три этапа:

• вторая половина XIX в. – социал-дарвинизм (Г. Спенсер и др.), описавший проявления социальной борьбы при столкновении интересов, унаследован­ные нормы и новых идеи, привлекшие внимание к проблеме конфликта, и марксистская теория где классовый конфликт рассматривался без теоре­тического анализа его разнообразных поведенческих форм;

• первая половина XX в. – функциональная теория конфликта (Г. Зиммель) и структурный функционализм (Т. Парсонс), ставивший задачу найти эф­фективные методики разрешения конфликтных ситуаций в организациях, на производстве, при этом конфликты оценивались как негативные процес­сы, сдерживающие развитие общества;

• вторая половина XX в. – теория позитивно-функционального конфликта
(Л. Козер), конфликтная модель общества (Р. Дарендорф), общая теория конфликта (К. Боулдинг), рассматривавшая конфликт в виде всеобщей ка­тегории, присущей всему живому и неживому миру, служащей базой для анализа любых процессов.

Соответственно, можно констатировать три этапа в развитии конфликтологических идей:

1) этап накопления эмпирических знаний до середины XIX века;

2) этап монодисциплинарный, развитие конфликтологических идей внутри других дисциплин (социологии, политологи, психологии и т.д.), формирование концептуальных взглядов на конфликт, состязание двух школ равновесной и конфликтной до середины XX века;

3) этап полидисциплинарный развитие конфликтологии на собственной основе, как самостоятельной научной дисциплины (связан с именами Ральфа Дарендорфа и Льюиса Козера) и конфликтологической практики с середины XX века по настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: