Вопрос 3. Субъективные составляющие конфликтной ситуации

Субъективное восприятие конфликта участниками влияет на его специфику. Субъективное восприятие основано на сознательном образе конфликтной ситуации, или его субъективной картине, которая складывается в психике участников конфликта. Субъективную картину конфликтной ситуации составляют следующие представления:

- о собственных целях, мотивах, ценностях и возможностях;

- о целях, мотивах, ценностях и возможностях противостоящей стороны;

- каждого участника о том, как его воспринимает другая сторона;

- о среде, в которой развивается конфликт.

Важность при анализе конфликтного поведения оппонентов видеть мотивационный план их практических шагов. Подробный анализ в этой связи мотивации участников конфликта: позиция каждой из сторон → цели, которые они преследуют → их интересы (то, что стороны действительно хотят) → обусловливающие их потребности → базовые системы ценностей + опасения («исторические травмы» или коллективные фобии).

В качестве важнейших психологических элементов конфликта выступают мотивы и устремления сторон, стратегии и тактики (поведенения, а также особенности восприятия ситуации конфликта его участниками.

Мотивы, потребности, цели и ценности участников конфликта формируют их активность и направленность деятельности. Под мотивами конфликта понимаются определенные побуждения к вступлению участника в конфликт, которые направлены на удовлетворение его потребностей. Истинные мотивы ча­ще выявляются в процессе конфликта.

Потребности – это основной побудитель активности участников конфликта. В данном случае под потребностью понимается особое состояние, которое возникает от нужды в определенных объектах, испытываемой субъектом. Наличие у субъекта этих объектов является важной частью его существования и развития.

Те или иные причины поведения сторон – участниц конф­ликта основаны на их стремлении удовлетворить свои интересы. Интерес – это осознанная потребность, которая формирует направленность субъекта на объект конфликта и обеспечивает реализацию им конфликтного поведения. В конфликте оппоненты отстаивают свои ценности, которые также могут быть его причиной. К таким ценностям относятся общечеловеческие и личностные ценности. Мотивы и ценности могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Возникновение мотивов обусловлено определенными условиями, ситуацией. Общественное сознание, как и индивидуальное, может испытывать влияние неко­торых социально-дезорганизующих процессов, и тогда ценности могут быть изменены. Следовательно, изменения произойдут и в потребностях, а значит, и в целях, поступках и действиях.

Цель выступает как конкретизация мотивов оппонентов. Цели в конфликте могут быть стратегическими и тактическими. Основная цель – это стремление к овладению тем или иным объектом конфликта, и именно на этой основе строятся все тактические цели. Иногда цель-средство может стать ведущей целью.

Цели, преследуемые людьми в конфликтах, должны быть предметом присталь­ного внимания. Анализ различных подходов к этой проблеме позволил Н.В. Гри­шиной сформулировать и обосновать целевую структуру конфликтной ситуа­ции, которая может быть описана в трех основных измерениях.

1. Цели участников конфликтной ситуации, связанные с предметной стороной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого результата.
Предметная сторона конфликта связана с конкретной зоной противоречий,
которые существуют между участниками ситуации. Их действия будут ори­ентированы на достижение результата, желательного для каждой из сторон.

2. Цели участников конфликта, связанные с социальными аспектами конф­ликта (их взаимоотношениями друг с другом). Социальный аспект конфликта описывается через характер отношений учас­тников ситуации и их эмоциональных установокотносительно друг друга. Например, они могут стремиться добиваться своего, не принимая во внима­ние возможную негативную реакцию партнера и последствия для их отно­шений. Напротив, усилия сторон (или одной из них) могут быть ограничены желанием сохранить отношения на приемлемом уровне. Можно сделать вывод, что эмоциональные аспекты конфликта, ограничивая или не ограничивая действия участников в предметной сфере, могут нести важную нагрузку в виде функции, корректирующей поведение в конфликт­ной ситуации.

3. Цели участников конфликта, связанные с психологической потребностью обоснования своей позиции/действий для себя и/или для других. Возможность неоднозначной интерпретации противоречия между участника­ми конфликта усиливает у них мотив «быть понятым», а если речь идет об окру­жающих, то, следовательно, и быть поддержанным (реальными действиями или сопереживанием).Сама конфликтная ситуация, в определенном смысле, содер­жит в себе парадокс. С одной стороны, в конфликте изначально присутствует оп­равдание своей позиции и действий («смысла для себя»): каждый из участников конфликта уверен в своей правоте и неправоте партнера. С другой стороны, кон­фликтная ситуация «по определению» содержит в себе множественность альтер­натив: само противодействие сторон направлено на то, чтобы добиться от партне­ра желаемых действий, желаемого поведения, т.е. заведомо предполагается возможность другого поведения партнера. Поскольку партнер, в свою очередь, имеет аналогичные ожидания, возникает рассогласование: смысл позиции «для себя» не тождественен смыслу позиции «для других».

Такая двойственность заставляет оппонентов стремиться к обоснованию сво­их поступков тем сильнее, чем больше осознается ими возможность неоднознач­ного подхода к интерпретации своего поведения.

Рассмотрение целей изолированно не позволяет однозначно определить стра­тегии взаимодействия в конфликте. В рамках ориентации на предметное содер­жание можно реализовывать как кооперативное поведение, так и соперничество. То же самое касается и других компонентов целевой структуры.

Однако даже рассмотрение всей системы целей участников конфликта не ис­черпывает ситуацию с прогнозом поведения. Для ее анализа важно помнить об изменчивости целей, учитывать их иерархию, а также возможное ее изменение.

Позиция – это определенным образом выстроенная система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, которая проявляется в соответствующем поведении. В эту систему включены фактические права, обязанности и возможности оппонента, которые он реализует в конкретной ситуации через особенности общения, поведения и деятельности. Позиция устойчива, но в то же время может быть динамичной и гибкой.

Пристрастная позиция по отношению к формированию образа оппонента в конфликте является одной из фундаментальных характеристик. Учитывая то, что социально-перцептивные образы «пристрастны» в принципе, в конфликтной ситуа­ции, где в основе взаимодействия лежит противоречие, противоположная сторона испивается еще более тенденциозно. Как отмечает Н.В. Гришина, объектом, вызывающим подобные проявления, может стать любая зона образа другого – интерпретация его поведения, его мотивов и личностных особенностей. Возложение ответственности за конфликт на другого, как и наделение его «негативными» чертами, типично для формируемого образа ситуации, на основании второго оппоненты строят свои дальнейшие действия.

Образ является идеальным представлением сторон о данном конфликте и определяет их поведение, при этом степень его соответствия реальной ситуации может иметь следующие разновидности:

— отсутствие осознания и восприятия конфликтной ситуации при ее объективном существовании;

— восприятие сторонами ситуации как конфликтной и ее объективное существование, но ее восприятие имеет некоторые отклонения от реальности;

— объективное отсутствие конфликтной ситуации, но ошибочное восприятие сторонами своих взаимоотношений как конфликтных;

— объективное существование и восприятие ситуации участниками конфликта.

Искажение конфликтной ситуации ситуативно, т.е. может изменяться в зависимости от определенных фактов. Искажение конфликтной ситуации может иметь разные виды и степени.

1. Искажение конфликтной ситуации в целом. То есть происходит искажение восприятия не только каких-то отдельных элементов, но и всей ситуации. Это проявляется в упрощении, отбрасывании сложных неясных элементов, схематизации ситуации и выделении только основных связей, уменьшении перспективы восприятия, неучитывании последствий, поляризации и категоричности оценок ситуации в пределах «плохое – хорошее», «черное – белое», отсеивании информации, которая не соответствует, противоречит убеждениям и собственно образу конфликтной ситуации.

2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте. Искажается как собственная мотивационная сфера, так и мотивы противника. Искажение собственной мотивации проявляется в приписывании себе социально одобряемых мотивов, оценке своих устремлений как благородных и возвышенных и поэтому достойных реализации. Такое искажение формирует вывод о правильности собственных действий. Искажение мотивации оппонента проявляется в оценке его целей, устремлений и мотивов как недостойных, подлых, а при наличии у оппонента объективных положительных мотивов проявляется неправильная их оценка, а также неправильная оценка его действий.

3. Искажение восприятия действий, высказываний, поступков. Искажаться может как собственная позиция, так и позиция оппонента. При искажении собственной позиции наблюдаются формирование нормативной обоснованности и целесообразности своей позиции, когда действия рассматриваются как единственно верные или вынужденные, ответственность за свои действия возлагается на оппонента или вообще размывается. При искажении позиции оппонента его действия рассматриваются как ошибочные, не имеющие доказательств и нормативного подкрепления. На основании этого оппоненту приписывается необходимость уступить. Поступки оцениваются как недостойные, подлые, аморальные; нейтральные действия расцениваются как проявления агрессии, а непреднамеренные – как умышленные.

4. Искажение восприятия личностных качеств. При искаженном восприятии самого себя внимание направлено на выделение и активную пропаганду своих положительных черт и качеств. Любые замечания, сомнения и указание на какие-либо негативные качества отвергаются, игнорируются. Такое выделение собственно положительных качеств осуществляется с целью оправдания своих действий и поступков как положительных. Искажение личности оппонента предполагает усиление и преувеличение его негативных, даже самых незначительных черт. Осуществ­ляются активные действия по поиску новых негативных ка­честв, компромата, природных недостатков (например, физических) и т.п., при этом не признается наличия у оппонента каких-либо положительных, социально одобряемых и общечеловеческих качеств. Действия могут включать и унижение, оскорбление оппонента.

Искажение образа оппонента, его действий, мотивов, личностных качеств способствует формированию так называемого «образа врага», под которым понимается целостное представление об оппоненте, включающее в себя и его истинные, и ложные, придуманные и искаженные качества, особенности. Признаками сформировавшегося «образа врага» являются недоверие, возложение ответственности и вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии.

Возникновение искажения восприятия конфликтной ситуа­ции, а также его степень и сила зависят от ряда факторов. К этим факторам относятся стрессовое состояние, которое влияет на протекание психических процессов, затрудняя мышление и восприятие; высокий уровень негативных эмоций; уровень информированности участников друг о друге; особенности перцептивных процессов участников конфликта; неумение правильно оценить и спрогнозировать конфликтную ситуацию, а также неумение предвидеть ее последствия; уровень значимости потребностей и мотивов участников конфликта; доминирование агрессивного восприятия среды в сознании участников; наличие негативной установки на оппонента, которая сформировалась до возникновения конфликта; ограниченность кругозора, низкий уровень общей культуры; состояние алкогольного или наркотического опьянения; временной фактор.

Исследование описаний участниками конфликтных ситуаций друг друга, проведенное Н.В. Гришиной, дает яркое представление о формировании компонентов информационной модели конфликта у оппонентов, а именно «собственного образа» и «образа другого».

Из психологических составляющих образа «другого» лишь 24,0 % от общего числа имели позитивный или нейтральный характер («энергичный», «принципиалъная», «рациональная», «сдержанная» и т.д.). Все остальные содержат выраженные негативные оценки. Они могут (с известной долей условности) быть разделены на следующие категории: характеристики эмоционального поведения («вспыльчивая», «эмоционально холодная», «нервный» и т.д.) – 31,2 %; указания на эгоистические черты характера и поведения («не признает позиции другого», «из любых ситуаций старается выйти «сухой», «переложить ответственность на другого» и т.д.) – 14,6 %; осуждаемые привычки («любит власть», «любит деньги» и т.д.) – 11,5 %; коммуникативные проблемы («не очень разговорчивая», «несколько отстраненная» и т.д.) – 9,3 %; плохие отношения с окружающими («ее больше боятся, чем уважают» и др.) – 6,2 %и указания на внешние недостатки («внешне непривлекательная») – 3,1 %.

В противоположность «другому» психологические характеристики собствен­ного образа имеют откровенно позитивный характер: «общительная», «доброжелательная», «веселая», «умная», «интересная», «широкий круг общения и интересов», «спокойная», «любит свое дело», «организатор» и др., что составляет 66,6 % от общего числа оценок. Собственные недостатки приводятся в смягчающей форме – «да... но...»: «обидчивая, но отходчивая», «вспыльчивая, но быстро отхожу», «легко теряю интерес к делу, если встречаю сопротивление», «уверена в том, что делаю в данный момент, – в связи с этим не слышу совета других, даже если не права» и т.д. Они составляют 18,5 %. Нейтральная самооценка составляет 7,4 %. Однозначно негативную окраску содержат собственные оценки в 7,4 % случаях.

В результате можно еще раз подтвердить, что данные исследований демонстрируют значительную степень пристрастности в ходе формирования образа «другого» и отражают тенденцию к неуклонному возложению ответственности за конфликт на этого «другого» и наделению его «плохими» чертами. Такой подход к формированию образов оппонентов в конфликтной ситуации приводит к обесцениванию позиции противника и усилению своей позиции. Тем самым можно говорить о реализации защитной функции в ходе противопоставления «Я – Другой» (как и «Мы – Они»).

Искажение восприятия собственной стороны:

· мотивация рассматривается как социально приемлемая;

· действия как справедливые;

· позиция как нормативная, целесообразная;

· операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать;

· восприятие самого себя происходит с преобладанием белых красок.

Искажения восприятия действий, высказываний, поступков, мотивов оппонента:

· друг;

· союзник (помощник в определенной области);

· партнер (постоянное сотрудничество);

· сотрудник (временное взаимодействие);

· противник (непримиримая борьба);

· соперник (противоборство по определенному вопросу);

· враг.

Оценка оппонента происходит по следующим направлениям:

· мотивы расцениваются как подлые и низменные;

· действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые;

· позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная;

· операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает;

· восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.

Детерминанты степени искажения восприятия конфликтной ситуации:

· состояние стресса;

· высокий уровень негативных эмоций, уровень информированности друг о друге;

· неумение предвидеть последствия, степень важности и жизненности мотивов и потребностей;

· доминирование в сознании оппонента агрессивной концепции среды;

· негативная установка на оппонента, ограниченность кругозора или особенность перцептивных процессов, физиологическое состояние (алкогольное или наркотическое опьянение);

· рост эмоционального напряжения;

· переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику;

· переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери;

· рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия;

· потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником;

· расширение социальных границ конфликта за счет увеличения числа участников;

· переход от мягких тактик противостояния к жестким.

Конфликтное поведение как психологический компонент конфликта включает в себя противоположно направленные действия его участников. Совокупность этих действий, основанных на соответствующих принципах, предполагает определенную стратегию (способы) и тактику (приемы) поведения.

Стратегия поведения в конфликте включает в себя ориентацию, свойственную личности или группе по отношению к этому конфликту, и установку на определенные формы поведения. Выделяются стратегии соперничества (конкуренции), сотрудничества, компромисса, приспособления и избегания.

Стратегия соперничества – это навязывание другой стороне выгодного для себя решения, мнения. Стратегия сотрудничества – поиск решения, удовлетворяющего обе стороны. Стратегия компромисса – это взаимные уступки обеих сторон в чем-то важном и значимом для них. Стратегия приспособления – это пониже своих стремлений и принятие позиции оппонента, уступка ему. Стратегия избегания – это бездействие одной из сторон, отсутствие активности с ее стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: