Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждение, преодоления или конструктивного разрешения конфликта. Длительное время в социологии считалось, что существует одна причина конфликтов:
· Маркс считал, что такой причиной является частная собственность и порождаемые ею отношения социального неравенства;
· Зиммель все относил на счет конфликтной природы человека;
· Дарендорф видел причину конфликта в отношениях господства и подчинения;
· Козер считал универсальным источником конфликтов борьбу за ресурсы.
В современной конфликтологии выделяют существование четырех групп причин конфликтов. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием следующих групп факторов и причин:
· объективных;
· организационно-управленческих;
· социально-психологических;
· личностных.
Существует множество собственно объективных факторов конфликта, которые не поддаются строгой классификации, однако можно выделить наиболее и наименее часто встречающиеся факторы. К наиболее часто встречающимся собственно объективным факторам конфликтов относятся:
|
|
1) естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности. Такая ситуация может возникнуть в рабочем коллективе, где помимо тесно профессионального взаимодействия присутствует еще и личное общение, когда интересы сотрудников могут сталкиваться. Именно это и создает объективную основу для возникновения той или иной конфликтной ситуации;
2) слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей. На сегодняшний день в российском обществе очень плохо разработаны эффективные неконфликтные приемы разрешения межличностных противоречий, к тому же отсутствует культура их использования. Именно поэтому в большинстве случаев люди предпочитают применять конфликтные приемы и способы, которые тем не менее уже проверены и доказали свою «эффективность»;
3) недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
4) образ жизни многих россиян. На этой основе возникает определенная часть межличностных конфликтов, связанных с материально-бытовой неустроенностью, недостаточностью финансовых средств для удовлетворения элементарных жизненных потребностей, деятельностью, не позволяющей человеку реализовать свои способности и творческий потенциал. Очевидно, что бедный, неустроенный человек, которому не удалось реализовать себя и свой потенциал, более конфликтен по сравнению с человеком, который более-менее успешно решил эти проблемы;
|
|
5) достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, СССР, Российской Федерации, способствующие возникновению конфликтов. Эти стереотипы формировались достаточно долго и являются частью национального мышления и менталитета. Так, человек, родившийся и выросший в советское время, с детства впитывал в себя определенные стереотипы разрешения конфликтов — ведение непримиримой классовой борьбы, беспощадное уничтожение врага, нетерпимость к классовым противникам. Постоянная борьба с внешними врагами и внутренними «вредными элементами» оказала определенное влияние на характер и особенности межличностного взаимодействия людей в целом.
Также к объективным причинам и факторам возникновения конфликтов относятся серьезные нарушения экологии, что особенно касается городов, где сильное влияние могут оказать такие факторы экологической нестабильности, как химически загрязненная вода, воздух, пища и т. п.; отклонения от нормы в характеристиках электронных полей, которые могут быть вызваны повышенной солнечной активностью или применением технических устройств; техногенные катастрофы; стрессовые ситуации, в которых находится человек, что также особенно явно прослеживается в городах и мегаполисах, где ритм жизни сам по себе формирует постоянное стрессовое состояние организма и психики.
Организационно-управленческие причины конфликтов — это вторая группа объективных причин возникновения конфликтов. Эти причины имеют тесную связь с созданием и функционированием разного рода организаций, коллективов, групп и т. п. и потому имеют больший по сравнению с группой собственно объективных факторов субъективный элемент.
Организационно-управленческие факторы конфликта можно разделить на четыре подгруппы: структурно-организационные; функционально-организационные; личностно-функциональные; ситуативно-управленческие.
1) Структурно-организационные причины. Основанием для возникновения этих причин является несоответствие структуры организации и требований и деятельности, которой данная организация занимается. При таком несоответствии организация не выполняет своих задач. Чем больше это несоответствие, тем менее эффективно данная организация функционирует, и это приводит к возникновению большего количества межличностных и межгрупповых конфликтов внутри коллективов. Несоответствие решаемых задач и структуры организации также имеет свои причины: во-первых, ошибки при планировании структуры организации и, во-вторых, постоянные изменения в задачах и деятельности организации, что приводит к естественному несоответствию организационной структуры. Негибкость руководства, которое не может приспособить созданную структуру к изменившимся требованиям и обстоятельствам, и ведет к конфликтам.
2) Функционально-организационные причины. Эти причины основаны на неоптимальных внешних и внутренних организационных связях: связи организации и среды, между структурными элементами организации, а также между отдельными ее работниками. Так как любая организация — это часть более обширной системы, важно, чтобы внешние связи со средой имели максимально полное соответствие с теми задачами, которые она решает. Конфликт возникает тогда, когда эти связи нарушаются. А так как сама организация является системой более высшего порядка по отношению к входящим в нее коллективам и отдельным работникам, важно, чтобы и внутренние связи были четко отлажены и соответствовали тем задачам, которые ими выполняются.
3) Личностно-функциональные причины. Эти причины основаны на неполном профессиональном, нравственном и ином соответствии работника занимаемой должности и тем задачам, которые она предполагает. Конфликт может возникнуть как на вертикальном уровне (с начальством, с собственными подчиненными), так и на горизонтальном (с коллегами). Такие конфликты будут основываться на тех ошибках, которые совершает данный человек и которые каким-то образом затрагивают, задевают интересы тех, с кем он взаимодействует внутри данной организации.
|
|
4) Ситуативно-управленческие причины. Данная группа причин основана на ошибках, которые допускают в процессе решения различных профессиональных и управленческих задач как подчиненные, так и руководители. Когда управленское решение неправильно, ошибочно, оно становится источником конфликта между тем, кто его принял, и теми, кто его должен исполнять. При этом невыполнение решения также выступает источником конфликта. Оценка качества управленческих решений должна строиться на следующих аспектах: предметная компетентность и соответствие решения, конфликтный потенциал решения. Чем более значимо, масштабно решение и чем больше сфер и людей оно затрагивает, тем более тщательно и углубленно должны проводиться его конфликтологический анализ и оценка.
Социально-психологические причины конфликтов относятся к группе субъективных факторов. Их возникновение обусловлено непосредственным взаимодействием людей, самим фактом их принадлежности к определенной социальной группе. При определенной размытости границ между всеми четырьмя группами факторов возникновения конфликта — объективными, организационно-управленческими, социально-психологическими и личностными — все же можно выделить типичные, основные социально-психологические причины возникновения такого явления, как конфликт. К подобным причинам относятся:
1) возможные существенные искажения и потери информации в процессе взаимодействия. Искажения информации в процессе общения являются нормальным явлением, но при условии, что они кардинально не меняют смысл сказанного или сделанного. Искажению, потере информации могут способствовать: бессознательное, содержащее в себе определенную ее часть, которую невозможно выразить словами; ограниченность словарного запаса человека; недостаток, ограниченность во времени; утаивание важной части информации; неспособность собеседника воспринять информацию из-за определенных субъективных личностных ограничений (трудности в понимании информации, невменяемость и т. п.). Часто полученная информация не воспринимается непосредственно, в чистом виде, а анализируется, оценивается, и оппонентом делаются соответствующие выводы;
|
|
2) несбалансированное ролевое взаимодействие людей. Эта причина обусловлена неправильными ожиданиями, которые связываются, во-первых, с выполняемыми людьми ролями и, во-вторых, с тем, что люди могут выполнять не те роли, которые они ждут друг от друга в процессе взаимодействия. Рассмотрение данной социально-психологической причины межличностных конфликтов активно осуществляется в теории трансактного анализа Э. Берна. Любой человек в своей жизни всегда играет не одну, а множество ролей, и иногда эти роли отыгрываются неправильно: неадекватно месту, требованиям, обстоятельствам и т. п. Наиболее вероятной причиной возникновения конфликта на почве несбалансированного ролевого взаимодействия является неадекватное отыгрывание тех ролей, которые основаны на психологическом статусе старшего, главного или младшего партнера. Например, в ситуации общения начальник — подчиненный присутствуют две статусные роли: начальник является старшим, а подчиненный — младшим. Если подчиненный адекватно оценивает свой ролевой статус в данном взаимодействии, то конфликта не происходит, но если он рассматривает свою роль как роль старшего, то это может стать причиной начала конфликта;
3) непонимание партнерами по общению того факта, что не совпадение позиций и проблема могли возникнуть не из-за принципиальных разногласий между ними, а из-за подхода к данной проблеме с различных сторон. Те проблемы, которые впоследствии могут стать причиной развития конфликта, как правило, являются многосторонними и многоуровневыми. Один партнер может видеть одну сторону данной проблемы, другой — другую, и эти видения могут быть кардинально противоположны друг другу. Даже оценка одного и того же аспекта может быть совершенно противоположной у двух людей, и это во многом связано с их индивидуальными психологическими особенностями. Такая ситуация естественна, но когда один из партнеров слишком болезненно относится к тому, что его мнение не принимается или не совпадает с мнением других, это может повлечь за собой начало конфликта;
4) различные способы оценки оппонентами результатов деятельности и личности друг друга. Эта оценка основана на сравнении, и в связи с этим можно выделить пять таких сравнений-оценок:
— с идеальным положением дел;
— теми требованиями, которые предъявляются к данной деятельности существующими нормативными документами;
— степенью достижения выполняемой деятельностью поставленных целей;
— теми результатами, которые были достигнуты при выполнении данной деятельности другими людьми;
— тем положением дел, которое существовало до начала деятельности.
Оценка деятельности другого основывается на ее соответствии с идеальным вариантом и тем, что человек не смог сделать. При этом оценка собственной деятельности строится на сравнении ее, во-первых, с тем, как обстояли дела до начала ими деятельности, и, во-вторых, что не удалось сделать для реализации поставленной задачи другим людям. Таким образом, оценка одной и той же работы может быть различной, а порой даже противоположной, что зависит от применяемых способов оценивания данной деятельности;
5) психологическая несовместимость. Можно выделить четыре уровня психологической несовместимости:
— психофизиологический, когда недовольство вызывает рост, запах, невербальные проявления и иные физиологические признаки оппонента;
— индивидуально-психологический, когда не сочетаются темпераменты и характеры оппонентов;
— социально-психологический, когда налицо противоречия жизненных ценностей, идеалов, установок и т. п.;
— социальный, когда не совпадают идеологические, религиозные ценности, мировоззрение и т. п.;
6) напряженные межличностные отношения партнеров по общению. Такие неблагоприятные отношения могут сложиться на основе предыдущего взаимодействия и спровоцировать конфликт, в то же время возникший конфликт еще больше ухудшает существующие взаимоотношения.
К другим социально-психологическим причинам, обусловливающим возникновение конфликта, относятся следующие причины:
— внутригрупповой фаворитизм, под которым понимается предпочтение членов своей группы всем остальным;
— конкурентный характер взаимодействия между людьми;
— ограниченные способности человека к децентрации, т.е. способности изменить свою позицию через сравнение ее с позициями других;
— желание получать от окружающих людей больше, чем отдавать, которое может осознаваться или не осознаваться;
— стремление к власти.
Личностные причины возникновения конфликтов относятся к группе субъективных факторов. Они в первую очередь связаны с индивидуально-психологическими особенностями личности людей и с протекающими психическими процессами во время взаимодействия друг с другом и с окружающей средой. Личностные причины возникновения конфликтов по сути являются психологическими причинами. К ним относятся:
1) оценка поведения партнера по взаимодействию как недопустимого. При взаимодействии людей всегда существуют определенные ожидания и оценивание поведения друг друга. Существуют следующие варианты такого ожидания и оценивания: желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое поведение. То, каким именно будет поведение человека, обусловливает его индивидуально-психологические особенности, психическое состояние, эмоциональное отношение к конкретному партнеру по общению, а также те актуальные особенности, которые присутствуют в конкретной ситуации взаимодействия. Предконфликтная ситуация формируется на основе нежелательного поведения, а конфликт возникает тогда, когда поведение партнера недопустимо, т. е. не соответствует ожиданиям другого. Также причиной конфликта на основе несоответствия ожиданий может стать зауженность, косность рамок допустимого, приемлемого поведения одного из партнеров. При этом по отношению к разным партнерам эти рамки могут быть не одинаковыми, а также они могут зависеть от актуального психического и эмоционального состояния человека;
2) низкий уровень социально-психологической компетентности одного или обоих партнеров по общению. Под социально-психологической некомпетентностью понимаются неподготовленность человека к определенному поведению, неумение прочувствовать напряженные моменты, неумение выразить правильную реакцию на действия другого, незнание способов бесконфликтного решения возникшего противоречия без ущемления собственных интересов или неумение пользоваться такими способами и приемами на практике;
3) недостаточная психологическая устойчивость (толерантность) к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия,
4) плохо развитая способность к эмпатии, которая означает умение понять эмоциональное состояние другого человека, сопереживать и сочувствовать ему. Недостаточная развитость эмпатии является основой неадекватного поведения человека, когда его поступки не соответствуют ситуации и тем ожиданиям, которые предъявляют к нему партнеры по взаимодействию. Конфликтная ситуация может быть вызвана тем, что человек, не обладающий достаточным уровнем эмпатии, может неправильно оценивать поведение партнера и воспринимать его как нежелательное или вообще недопустимое, тогда как на самом деле оно таковым не является;
5) неадекватный уровень притязаний и самооценки, большие расхождения между ними. Уровень притязаний и самооценка могут быть завышенными или заниженными. Уровень притязаний характеризует следующие аспекты совместной деятельности:
— уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель);
— выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий;
— желаемый уровень самооценки личности.
Неадекватный уровень притязаний, основанный на завышенных желаниях, а также низкий уровень реальных возможностей их удовлетворения часто приводят к глубоким внутриличностным конфликтам, которые, в свою очередь, могут спровоцировать конфликтные отношения во взаимодействии с другими людьми.
Негативная реакция со стороны окружающих людей может быть вызвана непомерно завышенной самооценкой, которую индивид может активно демонстрировать. В то же время заниженная самооценка может стать причиной высокого уровня тревожности, неуверенности в делах. В результатах деятельности — тенденции к избеганию ответственности, что, в свою очередь, может привести к межличностным конфликтам, например в совместной трудовой деятельности;
6) тип темперамента. Относительно часто основой конфликтного взаимодействия является холерический темперамент, который отличается неустойчивой и подвижной нервной системой. Но также этот тип темперамента быстрее переходит на неконфликтный тип взаимодействия после соответствующей эмоциональной разрядки;
7) акцентуации характера. Под акцентуацией характера понимается наличие нескольких ярко, чрезмерно выраженных черт характера, которые, являясь крайним вариантом нормы, граничат с психопатией.