Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Норильский индустриальный институт»
О.Н. Демченко
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
Норильск 2011
УДК 008(075.8)
ББК 71я73
Д 31
Демченко, О.Н. Культурология [Текст]: учеб.-метод. пособие / О.Н. Демченко; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2011. – 160 с.
ISBN 978–5–89009–505–3
Пособие содержит обзор узловых разделов культурологии как учебной дисциплины. Главное внимание уделено анализу теоретических и методологических основ современного культурологического знания. В пособии раскрываются методология предмета (сущность культуры, ее структурные и функциональные признаки), основные концепции, проблемы типологии и динамики культуры, а также исторические этапы эволюции культуры, состояние и ведущие тенденции развития современной культуры, характерные черты и особенности отечественной культуры.
Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО для обеспечения самостоятельной подготовки студентов. В каждой теме выделяются базовые понятия, представлены контрольные вопросы и компетентностно-ориентированные задания для текущего контроля, итоговые тестовые задания по всему учебному курсу. Материалы пособия могут быть использованы для подготовки к семинарским занятиям, к зачету и экзамену, в качестве средства проверки полученных студентами знаний.
|
|
Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, интересующихся вопросами теории и истории культуры.
Утверждено редакционно-издательским советом Норильского индустриального института в качестве учебно-методического пособия
Рецензенты: О.Д. Федотова, д.п.н., профессор, зав.кафедрой психологии и педагогики высшего образования ФГОУ ВПО «Южный Федеральный Университет»;
Л.Г. Попова, к.п.н., зав.кафедрой менеджмента Заполярного филиала Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина
ISBN 978–5–89009–505–3 © Демченко О.Н., 2011
© ГОУВПО «Норильский
индустриальный институт», 2011
ВВЕДЕНИЕ
Культурология призвана интегрировать теоретические, исторические и прикладные аспекты изучения культуры в ее динамике и функционировании. Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире указывается в числе приоритетных документов ООН и ЮНЕСКО.
В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века подчеркивается, что важнейшая функция образования – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. Современное образование должно способствовать, с одной стороны, осознанию человеком своих корней и тем самым определению своего места в мире, с другой – привить ему уважение к другим культурам. С учетом полиэтничности современной России (более 150 национальностей) становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий в деле расширения знаний о других культурах и народах и формирования взаимной толерантности у будущих выпускников вузов. В этой связи возрастает значимость культурологии как учебной дисциплины в системе гуманитарной подготовки высшего профессионального образования.
|
|
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций – способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области культурологии; способности и готовности к межкультурной коммуникации и восприятию этнокультурных альтернатив; способности и готовности к диалогу с другими культурами на основе принципов толерантности, плюрализма и уважения, эффективному межкультурному взаимопониманию и взаимодействию на основе развития климата согласия и взаимного доверия.