Сущностные параметры культуры

Исследование культуры невозможно без понимания ее сущности, создания онтологии культуры. При этом необходимо иметь в виду языковое и содержательное многообразие определений культуры, которое свидетельствует о полифункциональности мира культуры. Культурологические исследования последних десятилетий показывают ограниченность широко распространенных в прошлом чисто суммативных определений (культуры как итог, совокупность созданных человеком предметов), понятие «культура» не может быть выражено через какое-то одно определение. В настоящее время в культурологии разработаны различные варианты понимания культуры, которые выступают как ее интерпретация в зависимости от определенного аспекта анализа культуры. Можно выделить ряд ведущих подходов к осмыслению культуры, достаточно обоснованных в зарубежной и отечественной науке.

Аксиологический (ценностный) подход представляет культуру как мир ценностей. В центре внимания аксиологического подхода – проблема природы ценностей, их происхождение и общезначимость. Понятие «ценность» выражает социальную значимость предметов и явлений для человека и общества. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, сложная иерархия смыслов и идеалов, регулирующих поведение и отношение людей к миру. Ценности образуют фундамент культуры, поскольку ориентируют поведения людей в мире путем оценки его предметов и явлений с позиции их места и роли для жизнедеятельности человека. При всей важности ценностного измерения культуры данный подход замыкает культуру в сравнительно узкую сферу. Он сводит культуру только к области положительных ценностей (желаемое, полезное, необходимое), при этом все негативное и деструктивное полагается как «не-культура», а также не учитывает относительность понимания позитивного, полезного, справедливого и т.д. в разных культурах.

Гуманистический подход рассматривает культуру как совокупность условий, обеспечивающих развитие человека в качестве духовно-нравственного существа. Культура – это процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств и потребностей, превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство человека, созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке. Как проявление человеческой сущности культура включает все виды человеческого творчества, охватывает все стороны жизнедеятельности человека и общества.

В рамках деятельностного подхода культура выступает как специфический способ человеческой жизнедеятельности. Культура – это система внебиологических выработанных механизмов (технология), с помощью которых стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Тем самым культура предстает как исторически развивающаяся совокупность процедур и норм, обеспечивающих регуляцию, сохранение, воспроизводство и развитие индивидуальной и общественной жизни.

В семиотическом походе культура трактуется в качестве знаковых систем, информационных структур, закрепляющих и транслирующих исторически накапливаемый и постоянно обновляемый социальный опыт. Культура – это особая кодирующая система общества – социокод, посредством которого от человека к человеку, от поколения к поколению передается развивающийся массив социального опыта. Способами кодирования этого опыта является функционирование субъектов поведения, символика человеческого тела, естественный и искусственные языки. Материальные предметы, созданные человеком, также могут выступать средствами хранения и передачи смыслов, регулирующих деятельность, поведение и общение. Тем самым культура имеет текстовую природу. В культурологии термин «текст» обозначает любой предмет, вещь, явление (книга, инструмент, здание, одежда, способ деятельности и т.д.), содержащие социальную информацию. Прочтение текста означает извлечение заложенной в знаках информации, проникновение в ее смысл. В ходе развития общества происходит появление новых способов кодирования, которые закрепляют изменения характера общения и способов включения индивида в социальные связи и отношения.

Таким образом, каждый из рассмотренных подходов, несмотря на его недостатки и принципиальную неполноту, фиксирует какое-то важное сущностное измерение культуры. Исходя из этого, культуру можно определить как совокупность исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей воспроизводство и изменения социальной жизни. Программы человеческой жизнедеятельности (знания, нормы, идеалы, цели, образцы поведения, верования, ценностные ориентации и т.д.) в своей совокупности и динамике образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит и передает этот опыт от поколения к поколению, создаёт новые программы деятельности, поведения и общения, которые реализуются в различных формах человеческой активности и порождают реальные изменения общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: