Структуралистский подход к анализу культуры

Важное место в современной культурологии занимают структуралистские модели культуры. Структурализм представляет собой ряд направлений в гуманитарном познании XX в. (психологии, философии, литературоведении, лингвистике). В центре их внимания находится исследование не содержания, а формы, выявление многоуровневых связей между элементами познаваемого целого, которые способны сохранять устойчивость при различных изменениях и преобразованиях. При этом речь идет о целостных системных объектах культуры и условиях их происхождения и функционирования, независимых от воли и сознания отдельного человека. Представители структурализма стремились преодолеть субъективистский подход к культуре и поставить ее анализ на научную (объективную) основу, используя методы естественных наук (формализация, моделирование и др.). В качестве образца были взяты методологические принципы концепции языкознания, разработанные Ф. де Соссюром и позволяющие выделить в чистом виде внутренние механизмы языка и исследовать их строгими логико-математическими методами.

Основу культурных объектов образует структура, понимаемая как совокупность объединяющих элементов глубинных отношений, которые безличны, непосредственно не наблюдаются и не осознаются, остаются неизменными, хотя их проявления разнообразны и изменчивы. Особенность культурного объекта в том, что он обладает глубинной структурой, созданной коллективным бессознательным, является основой той или иной знаково-символической системы. Культура устроена по принципам организации и функционирования естественного языка и сама является сложной, знаково-символической системой. Ее структуры, оставаясь по большей части скрытыми от человека, тем не менее, направляют его деятельность подобно тому, как формы языка организуют повседневное речевое общение. Структуралисты называют ложным классический образ человека – сознательного творца культуры, рационально определяющего строй жизни. Они утверждают: говорит не человек, а язык, действует не личность, а безличная структура.

Структурный метод анализа показал свою продуктивность при исследовании примитивных культур с целью обнаружения способов понимания их логики и символики, проявляющихся в закономерностях мышления, присущих носителям данных культур, а также при выявлении структурообразующего признака европейской культуры и его элементов (М. Фуко). Вместе с тем чисто объективистский подход структурализма, его акцент на формальных характеристиках культуры лишал ее человеческого измерения, подменял живые человеческие отношения «мертвой» схемой (структурой).

Крупнейший представитель структурализма французский этнограф и культуролог К. Леви-Стросс использует лингво-семиотический подход для исследования бессознательных культурных систем первобытных народов. Базой структурного метода стало выделение так называемых бинарных оппозиций, рассмотрение сложных культурных явлений в виде комплекта дифференцированных признаков. Все культурные системы жизни первобытных обществ (правила браков, термины родства, мифы, ритуалы, маски) рассматриваются как языки, информационные коды, как бессознательно функционирующие означающие системы, внутри которых происходит постоянный обмен сообщениями и информацией. В их основе лежит структура, общим принципом которой является повторяющиеся противопоставления (бинарные оппозиции): природа – культура, растительное – животное, холодное – горячее, живое – мертвое, свое – чужое, сырое – вареное и т.д.

Бинарность – принцип организации культуры как таковой, поскольку само человеческое бытие изначально противоречиво. Леви-Стросс полагает, что первобытные общества, в отличие от современных, сохранили способ гармоничного сочетания противоречий, который он называет сверхрационализмом. Это свойственное мифу соединение рационального и чувственного начал, при котором происходит опосредование противоположностей. Так, связующее звено между живым и мертвым предстает в образе ворона – живого существа, питающегося падалью. В итоге достигается не только осознание мира, но и стремление сделать его более гармоничным, включить в него самого человека.

Бессознательные структуры разума также бинарны. Как показывает Леви-Стросс, сегодня западное сознание вынуждено отказаться от мировоззрения, основывающегося на постулатах европоцентризма, узко понимаемого рационализма и односторонне трактуемой идее прогресса, когда отличные от европейского человеческие общества объявляются иррациональными, «примитивными» и «первобытными». Современному человеку нужно понять поверхностность и ограниченность его рационализма, понять свою природу и восстановить утраченную гармонию противоположностей, целостность сознания и духа.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: