Синергетический подход к развитию культуры

Сложность проблемы изменения в различных системах, в том числе и в культуре, получает свое отражение и разработку в новом междисциплинарном научном направлении – синергетике. Его основателями являются бельгийский физик И. Пригожин и немецкий физик Г. Хакен (70-е гг. ХХ в.). Синергетика занимается изучением законов саморазвития сложных систем. В рамках синергетического подхода формируется новое понимание взаимосвязи частей и целого и согласованности их изменений. В сложных исторически развивающихся человекоразмерных системах (биосфера, «человек – компьютерная сеть», «человек – техническое устройство – экологическая среда», объекты генной инженерии и др.) особую роль играют несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. Они выступают главным фактором формирования саморегулирующихся систем, поэтому в ходе контактов с ними человек должен учитывать, что в результате действия кооперативных эффектов система может порождать новые структуры при минимальном внешнем воздействии, в первую очередь, если она находится в состоянии неустойчивости. Синергетическая модель объяснения динамики различных систем имеет характер гипотезы, которая заставляет по-новому взглянуть на механизмы социокультурных изменений.

Согласно синергетике, культура представляет собой неравновесную, открытую, нелинейную, самоорганизующуюся систему. Открытость означает наличие входов и выходов, обеспечивающих процесс обмена культурной системы веществом и энергией с окружающей средой. Среда выступает носителем различных форм будущей организации, областью различных вариантов развития системы и ее элементов. Процессы обмена протекают в любой точке самоорганизующейся системы по множеству каналов, что обеспечивает определенное состояние ее жизнедеятельности. Однако открытость культурной системы – это необходимое, но недостаточное условие для ее самоорганизации.

Необходимым условием выступает наличие двух полярных начал – созидающего (порядок) и разрушающего неоднородность структуры (диссипативного, хаос). Хаос – это важнейший элемент развития системы. При этом имеет место сложная диалектика созидающего и разрушительного компонентов: если разрушительное сильнее созидающего, то возникновение нового не будет, а при отсутствии определенной величины хаоса не возникнет тенденции структурирования системы (аттрактора). Таким образом, хаос имеет амбивалентную природу. Он деструктивен, ибо система чутко реагирует на малейшие отклонения от нормы, и одновременно конструктивен, т.к. служит механизмом смены режимов функционирования системы и согласования темпов эволюции при синтезе простых и сложных структур. Наличие в системе двух противоположных начал делает ее неравновесной и неустойчивой.

Нелинейность системы означает поливариантностъ путей ее развития. Когда система достигает в своих изменениях предельных параметров и порога устойчивости, возникает несколько возможных направлений ее развития (точка бифуркации). Бифуркации утверждают множественность сценариев динамики культуры. Их уподобляют ветвлению путей в будущее, роль которого предстает как объективно существующее, притягивающее состояние или аттрактор. Пройдя критическое значение, режим движения системы изменяется, и она попадает в сферу действия другого аттрактора, т.е. реализуется иная тенденция самоорганизации. В результате система развивается в сторону относительно устойчивого состояния. Будущее состояние системы как бы «притягивает» и преобразует ее наличное состояние (будущее временит настоящее). При этом большую роль играют случайные отклонения (флуктуации), которые вблизи точек бифуркации (момент выбора пути дальнейшей эволюции) выступают в качестве механизмов, запускающих режим неустойчивости и открывающих поливариантностъ развития.

Нелинейность допускает как качественное развитие системы, так и ее деградацию, сверхбыстрое развитие на отдельных стадиях. Но все это происходит как результат саморазвития самой системы. Бифуркации и аттракторы существуют не в географическом пространстве, а пространстве состояний (фазовом пространстве) – социокультурном пространстве. Выбор вектора дальнейшего движения во многом зависит от возможностей самой культурной системы и ее состояния. При такой трактовке становится очевидным, что нельзя насильственно навязывать сложноорганизованным системам пути развития. Это меняет сам подход к их управлению – акцент делается на обеспечении вывода системы на собственные тенденции развития. Для этого необходимо оказать точечное воздействие-укол на систему в нужном месте, в нужное время и в нужном направлении. Благодаря синергетике достигается понимание альтернативности развития сложных систем, что дает возможность выбора путей эволюции, соответствующих потребностям и целям системы.

Таким образом, синергетика показывает, что равновесность и устойчивость – это тупики эволюции, относительные состояния мира и культуры (определенная стадия и степень). Возникновение нового неразрывно связано с хаосом, случайностью и нестабильностью. Неустойчивость системы – это ее атрибутивное свойство, которое не является во всех случаях негативным. Без неустойчивости нет развития, поэтому она может выступать условием динамики, ибо только неравновесная система способна к спонтанной самоорганизации. Стадии устойчивости и нестабильности постоянно сменяют друг друга и тем самым характеризуют развитие системы. Синергетика открывает новые принципы управления, где главным оказывается не сила влияния, а небольшие, малые, правильно организованные воздействия. Она дает принципиально новое понимание хаотических процессов в культуре как способности к самоорганизации, которая реализуется в непредсказуемых заранее точках бифуркации, что приводит к смене режима движения культуры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: