Культура первобытного общества

Большая часть истории человечества приходится на эпоху первобытности. Это время формирования самого человека, как биологического вида, и основных закономерностей исторического развития человечества. Биологическая эволюция человека завершилась примерно 35–40 тыс. лет тому назад. Ведущими источниками изучения первобытного общества являются археологические открытия (орудия труда, жилища, памятники искусства и т.д.), данные этнографии, антропологии и т.д. В то же время реконструкция первобытной культуры из-за нехватки археолого-антропологических данных имеет гипотетический характер и в значительной степени основывается на этнографических аналогиях. В соответствии с найденными материалами историю первобытного мира делят на каменный век (2 млн. лет тому назад – IV тыс. до н.э.), медный век (III тыс. до н.э.), бронзовый век (II тыс. до н.э.) и железный век (начало I тыс. до н.э.).

Наиболее значительное влияние на формирование первобытной культуры оказала неолитическая революция, содержанием которой стал относительно быстрый переход от присваивающего хозяйства к производящему. Главное ее достижение – одомашнивание растений и животных, принципиально изменившее все существование человека. В этот период происходит широкое развитие орудий труда, рост знаний, опыта и развитие самосознания человека, изменение семейных отношений (формирование патриархального типа семьи), становление новой формы социальной организации отношений (переход от родовой к военной демократии).

Ключевой особенностью первобытной культуры является синкретизм – объективный процесс объединения разнородных по своей природе и функциям элементов в целостную систему. Синкретизм первобытной культуры находил свое выражение в единстве человека и природной среды; в отсутствии развитых форм социального самосознания; в доминировании чувственного восприятия мира; в отсутствии различия между субъектом и объектом познания и деятельности, бытием и небытием, естественным и сверхъестественным. Синкретический характер первобытной культуры наиболее ярко проявляется в мифологической форме освоения мира. Низкий уровень развития средств воздействия на окружающий мир определял и низкий уровень познавательных возможностей человека. Человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, поэтому его мышление сохраняло черты диффузности, нерасчлененности и было почти слито с эмоционально-аффективной, моторной сферой. В результате мысль выражалась в конкретных эмоциональных и поэтических образах, метафорах. Неопределенность знания компенсировалась определенностью веры.

В качестве способа познания реальности использовался антропоморфизм, т.е. человеческие черты переносились на явления окружающего мира, природные стихии одушевлялись. В мифологии как единой образной картине действительности сочетались реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, знание и вера, мысль и чувства. Мифологическое мировоззрение представляло собой сплав, переплетение зачатков научных знаний, религиозных верований, политических и социальных взглядов, разных видов искусств, философских элементов. Миф выполнял различные функции в жизни первобытного общества: объяснение и обоснования мироздания и социальной жизни, регуляции человеческих отношений, передачу социального опыта и др.

Другой характерной чертой первобытной культуры является появление в зародышевой форме и постепенно развивающихся и усложняющихся форм языка, мышления, общения и трудовой деятельности, нравственных норм (запреты) и основных символов коллективного бессознательного (архетипы).

Реконструировать первобытную культуру позволяют дошедшие до нас материалы художественного творчества. Древнейшие произведения первобытного искусства относятся к стадии ориньякской эпохи (33–18 тыс. до н.э.). Например, женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами (палеолитические «Венеры»), связанные с культом матери-прародительницы (Италия, Чехия и др.) – один из первых в истории символов культуры. В это время появляются и выразительные изображения животных – наскальная живопись. В первобытную эпоху зарождаются практически все виды искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (изображения минеральными красками), скульптура (глина и камень), архитектура жилища (стоян­ки, поселения, крепости из камня, а также погребения с курганами и гробницами – дольмены, менгиры, кромлехи).

Первобытное искусство было непосредственно вплетено в практическую деятельность человека. По мере развития социальной организации общества, перехода от присваивающей экономики к производящей происходит и усложнение культурных форм. Так, в бронзовый и железный века появляются изображения, передающие более отвлеченные понятия и сюжеты, что отражает развитие абстрактного мышления. Формируются многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика). Переход от скотоводческого к земледельческому образу жизни повлек за собой развитие металлообработки (бронза, золото, серебро), появлению художественных ремесел.

Духовным базисом первобытной культуры выступает религия в своих ранних формах: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия. Фетишизм – наделение предметов окружающей среды наряду с естественными и сверхъестественными свойствами (удвоение мира), тотемизм – вера в сверхъестественное родство группы людей с определенным видом животных и связь с ним, анимизм – вера в существование душ и духовных существ, приписываемых предметам внешнего мира. Религиозные верования отражали не только страх и бессилие человека перед стихийными и таинственными силами природы, но и выражали его стремление подчинить их своему контролю. В этом плане особое место в жизни первобытного общества занимала магия – вера в достижение естественной цели сверхъестественным образом.

Религиозные ритуалы пронизывали всю жизнедеятельность первобытного коллектива: сопровождали важнейшие события (рождение, смерть, промысел и т.д.), служили способом интеграции племенной группы, поддержания ее устойчивости в ситуации кризиса (природные катаклизмы, война, смерть и т.д.). Ранние формы религии стали ядром последующих религиозных систем, возникающих в ходе эволюции первобытного общества. В них отражались не только силы природы, но и специфика производственной деятельности, особенности социальных отношений и быта (культ семейно-родовых святынь, культ семейно-родовых предков, культ вождей, культ племенного бога). По мере развития первобытного общества происходит усложнение форм культурной жизни (экономика, искусство, мораль, религия и др.), послуживших фундаментом формирования и существования культур Древнего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: