Культура Нового времени. Европейская культура Нового времени охватывает период XVII–XIX вв

Европейская культура Нового времени охватывает период XVII–XIX вв. Она базируется на капиталистическом способе производства и имеет общую систему духовных ориентаций – антропоцентризм и гуманизм, рационализм, прогрессизм, европоцентризм.

Согласно новоевропейскому антропоцентризму и гуманизму, центральное место в мире занимает человек – субъект познания и деятельности, его власть и самочувствие, его порождение окружающей действительности. Мир предстает как природа, как личность-субъект и как культура. Провозглашается величие человека в качестве творца мира культуры и его отличие от всей остальной природы, которая противостоит человеку как объект. Важнейшей чертой гуманистического идеала Нового времени является признание самоценности человеческой индивидуальности, однако культ индивидуальности истолковывался в духе автономии и самозамкнутости индивида.

Классическим выражением такого настроения стало выделение индивидуального сознания в качестве единственно неоспоримого человеческого достоинства, формирование представления о возможности достижения полного контроля над мыслительными операциями и обоснования идеи метода, с помощью которого можно получать новые знания (Декарт). Новоевропейский гуманизм связывает свободу человека с овладением природным и социальным окружением, т.е. снятием его зависимости от внешних сил. Человеческое освобождение понимается как контроль и господство над внешними силами, а средством его реализации считается разум и созданные им различные технологии. При таком истолковании «гуманизация» действительности выступает как ее «рационализация».

Рационализм основывается на убеждении в том, что мир есть упорядоченная совокупность устойчивых, воспроизводимых объектов и связей между ними, подчиняющихся строгим законам. Путем активного преобразования объектов (эксперимента) человек может их познать и практически освоить. В разуме особую ценность приобретает его созидательная, конструирующая сила, способность логически структурировать, давать последовательное приращение знания. Естественнонаучный эксперимент задает идеал человеческому отношению к миру. Это ведет к пониманию природы как объекта безграничной преобразовательной деятельности человека и к идее проектирования социальных процессов и даже самого человека, утопическим иллюзиям. Вера в могущество разума, опираясь на который люди могут совершенствоваться, продвигаться к свободе и всеобщему счастью, питает исторический оптимизм и прогрессизм.

Прогрессизм возводит в ранг высших ценностей прогресс – историческое совершенствование человеческого рода на основе расширяющего применения разума. Его характеризует вера в предзаданность движения истории и неизбежность постоянного совершенствования человека и общества. Этапы истории и будущее рисуется единообразным для всего человечества (дикость, варварство, цивилизация), поскольку принципы разума считаются абсолютными, едиными всех людей. Главным барьером на пути прогресса объявляются невежество и предрассудки и поддерживающие их социальные институты, прежде всего, церковь. Отсюда задача переустройства общественных отношений в соответствии с требованиями разума, просвещение народных масс и воспитание их в духе нового мировоззрения. Только просвещенный разум делает человека свободным и самостоятельным, подлинным носителем общественного прогресса.

Научно-технические достижения Европы определили восприятие технического прогресса как определяющей черты культуры и породили противопоставление «передовой» западной цивилизации «отсталым» цивилизациям других стран. Это приводит к формированию европоцентризма – установки, согласно которой Европа является центром мировой цивилизации, европейские ценности становятся основой для анализа других культур, европейская модель культуры превращается в универсальный способ решения мировых проблем.

На каждом этапе новоевропейской культуры данные установки специфически преломляются и определяют его историческое лицо.

XVII век – период становления капитализма, ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии, разработки нового буржуазного мировоззрения, создания новой картины мироздания, бурного развития научного прогресса. Рационализм становится доминантой культуры, наука обретает мировоззренческий статус, а познание – социальную направленность. Основой экономической жизни выступают мануфактурное производство, фондовые и товарные биржи, рынки. Растет торговый капитал, эксплуатируются богатства колоний, в рыночные отношения втягивается деревня. Изменяется социальная структура общества – появляются арендаторы-фермеры, работники мануфактур, растет класс буржуазии. Формируется буржуазная мораль, принципы которой (бережливость, прагматизм, осуждение праздности) стимулировали предпринимательскую активность. В Голландии впервые возникает буржуазная республика. В большинстве европейских стран устанавливается абсолютизм как форма государственного правления.

Развитие буржуазного способа производства порождало острую потребность в научных знаниях. Зарождающееся естествознание соединяло идею эксперимента с установками математического описания природы. Ведущее место занимает механика (Галилей, Кеплер, Ньютон и др.), добившаяся крупных успехов. Главным итогом научной революции стало создание новой модели Вселенной, в рамках которой мир выступает результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не божественным провидением. В сфере социального познания появляются теории естественного права, которые имеют ярко выраженную антитеологическую и антифеодальную направленность. В концепциях общественного договора (Гоббс, Локк) утверждается гармония естественных и гражданских законов в лице государства, неотчуждаемость важнейших естественных прав человека (на жизнь, свободу и собственность). Ведущими стилями искусства являются барроко и классицизм.

Культура XVIII в. (эпоха Просвещения) стала завершающим этапом процесса перехода от феодализма к капитализму, поворотным пунктом в духовном развитии Европы. Идеология Просвещения провозгласила культ Разума и Природы – развитие Разума, прежде всего прогресс науки и просвещение народа могут изменить общество в соответствии с законами Природы. Деятели Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо и др.), подвергая критике религиозно-феодальное мировоззрение и способствуя распространению знаний через систему образования, повернули общественный интерес в сторону науки, которую подчинили общественной пользе. Дальнейший научный прогресс связан с усиленным развитием физики (Лаплас), биологических наук (Линней, Бюффон), химии. Идет широкая популяризация научных достижений через учебные и научные учреждения, научные журналы и труды.

В понимании природы доминируют качественные признаки, образ мира-механизма вытесняется образом мира-организма. От лица Природы ведется критика отживших общественных отношений, она выступает средством борьбы за торжество истины и перехода к естественному порядку. «Естественное право», «естественное состояние» в философии Просвещения выступают как синонимы добродетельного и прекрасного. Человек начинает рассматриваться как часть природы. Разум как естественная способность человека, развиваемая воспитанием и образованием, становится главным средством познания и преобразования мира. Осознав свое единство с природой, человек обнаруживает и свое отличие от нее. Социальные и гражданские качества человека выдвигаются на передний план. Человек осознает себя господином судьбы и не нуждается более в «гипотезе Бога».

Важнейшим результатом человеческого творчества является мир культуры. Здесь особое место принадлежит государству, системам законов, воспитания и искусства, поэтому интерес общественной мысли к вопросам рационального государственного устройства возрастает, что отражает процесс созревания правового сознания буржуазного общества (Морелли, Мелье, Джефферсон). В сфере искусства совершается переход от рационализма к сенсуализму, от возвышенного – к непосредственно данному, человеческому. Доминирует культ наслаждения и ощущения, ориентация на приятное и развлекательное, что получает выражение в таких художественных стилях, как рококо, ампир, сентиментализм, а также в светской направленности искусства.

Культура XIX в. – это время практического воплощения демократии, науки и техники, индустриализации. Главным содержанием экономической жизни западных стран выступил промышленный переворот. Итог промышленной революции – образование индустриального общества. Индустриальную цивилизацию характеризуют фабричное производство, рост уровня жизни, формирование среднего класса, выдвижение на передний план технического прогресса как высшей ценности и отождествление его с прогрессом культуры. Несмотря на индустриализацию, Европа XIX в. была неоднородной в социально-экономическом и политическом отношениях: появились передовые буржуазные республики, Англия, США, но оставались еще отягощенные феодальными пережитками Испания, Австро-Венгрия, Италия. От общества свободной конкуренции Европа в конце столетия переходит к монополистическому капитализму, начинается борьба империалистических держав за передел мира, кульминацией которой стала мировая война 1914–1918 гг.

Движущим мотивом социокультурного развития в XIX в. становится проблема идеала и действительности. Великая Французская буржуазная революция 1789–1793 гг. обозначила кризис просветительских идеалов, неспособных обеспечить приспособление человека к новым реалиям. Ценности Просвещения (разум, свобода, всеобщее равенство и братство) на практике обернулись торжеством буржуазного рассудка, формального равенства, капиталистической эксплуатации, подавления личности, расколом общества, ростом классовой борьбы и социальных антагонизмов.

Бурный научно-технический прогресс XIX столетия сопровождался взрывом открытий в области физики (электромагнитная теория света, явление радиоактивности, структура атома); химии (закон химических элементов и др.); биологии (теории эволюции, клеточного строения, генетической наследственности и др.); медицины (учение об иммунитете и др.). Идет резкий рост технического использования науки. XIX в. – это эпоха стали, железных дорог и электричества. Паровой двигатель находит применение в сельском хозяйстве, транспорте, строительстве. Изобретение телеграфа, радиоприемника, автомобиля, метро радикально изменяет жизнь человека. Благодаря открытиям и изобретениям техническое господство над миром достигло небывалых высот.

Концепция народного суверенитета, согласно которой верховная власть принадлежит народу, управляющему через своих представителей, составила стержень политической системы большей части стран Европы и Америки. Идейно-политические движения – либерализм, консерватизм, социализм, организованные в политические партии, выступили ведущими элементами политической жизни Европы. Политический опыт стимулировал развитие принципов либеральной демократии (многопартийность, принцип разделения властей, свободные выборы, защита собственности и сводная конкуренция, принцип равенства возможностей, самоценности индивида, борьба идей и свобода мнений). В сфере этики господствует принцип утилитаризма и индивидуализма. При этом утилитаризм не обязательно согласуется с требованием гуманизма, поэтому прогресс осуществляется ценою свободы и счастья отдельных людей. Деформация нравственных ценностей и распространение идей имморализма была в значительной степени связана с кризисом христианского мировоззрения и морали, института церкви в европейском обществе («Бог умер»).

Товарно-денежные отношения приводят к обмирщению искусства, увеличению в нем доли светского компонента, утверждающего ведущую роль человека. Противоречивость эпохи отчетливо проявляется в развитии разных по своему характеру художественных стилей. Например, в романтизме (бегство от современности), реализме (точное изображение и критика социальной действительности); декаденсе (отражение настроений пессимизма и разочарования, поклонение эмпирической реальности); символизме (передача настроений страха и тоски как альтернативы рационалистическому оптимизму) и др.

Во второй половине XIX в. явно проступают симптомы надвигающегося кризиса западной культуры, основанной на вере в линейный прогресс, абсолютизации роли экономическо-технического фактора в развитии общества. Понимание того, что значительное отставание темпов духовно-нравственного развития общества от темпов научно-технического освоения мира может привести к гибели культуры, происходит в Первую мировую войну – точки отсчета нового этапа развития западноевропейской цивилизации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: