ВВЕДЕНИЕ
В учебных заведениях России ведется преподавание сравнительно новой научной дисциплины – культурологии. Преподавание и освоение этой научной дисциплины вносит свой вклад в овладение достижениями мировой и отечественной культуры, способствует свободному самоопределению молодежи в мировоззренческих позициях, формированию духовной личности.
Учебное пособие включает в себя краткое изложение содержания каждой темы с выделением наиболее важных проблем. В конце каждой темы даны вопросы, а также контрольные тесты, которые способствуют закреплению знаний студентов, заставляют их обращаться к дополнительной литературе, вырабатывают элементы творческого самостоятельного мышления, расширяют кругозор, учат связывать теорию с практикой.
Пособие включает в себя терминологический словарь-минимум, содержащий основные категории культурологии, методические рекомендации для выполнения научно-исследовательских работ, их примерную тематику.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
|
|
Становление науки о культуре
В настоящее время, в резко меняющихся социальных условиях, небывало возрастают требования к личности специалиста любого профиля, не только к его профессиональной, но и в целом интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке. Работодатели отдают предпочтение коммуникабельным, гармонично развитым специалистам. При этом принципиальное значение имеет решение законодательных и правительственных органов Российской Федерации по развитию гуманитарного образования в высших учебных заведениях. Эти решения дают право гражданства новой гуманитарной дисциплине – культурологии.
Культурология – относительно новая научная дисциплина социально-гуманитарного характера, которая описывает, классифицирует и объясняет явления культуры. Культурология изучает сущность, структуру, закономерности функционирования культуры, ее развития от возникновения до современности в ходе взаимодействия различных культур, имеющих определенные исторические, типологические и этнические черты.
Культура в той или иной форме становилась объектом размышлений с момента возникновения философии, то есть с самых ранних этапов развития европейской цивилизации. И это не случайно, поскольку существование культуры (обычаев, традиций, норм и т.д.) было осознано практически одновременно с возникновением науки. Однако как особая сфера исследование культуры оформилось только в XVII – XVIII веках, когда свои концепции создали Дж.Вико, И.Г.Гердер, Г. Гегель.
Культурология как особая научная дисциплина начала формироваться лишь в XX веке, хотя еще в XIX веке Э.Тайлор выдвинул идею создания особой науки о культуре. Данный термин стал широко использоваться благодаря Л.Уайту.
|
|
Предмет культурологии:
-объективные закономерности мирового и национального культурного процесса;
- происхождение, функционирование и развитие культуры как специфического человеческого образа жизни.
Объект культурологии:
- культурные аспекты различных областей общественной жизни;
- особенности и достижения основных культурно-исторических типов;
- тенденции и процессы в современной социально-культурной среде.