Структура культуры

Культура – сложная, многоуровневая система. С одной стороны – это массив накопленного, с другой – саморазвивающийся живой организм.

Именно во встречном генезисе – устоявшегося и становящегося, в обмене умениями. Знаниями, навыками состоит смысл культурогенеза.

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты.

Материальная Духовная
Культура труда и материального производства Социально значимое знание (религия, искусство, наука, философия)
Культура воспроизводства человека и общества (быт, семья) Культурные аспекты социальной организации (власть, политика, система права, мораль)
Культура топоса (жилища, города, деревни) Формы социальной организации (народ, нация, семья)
Культура тела Физическая культура Формы трансляции социокультурного опыта (образование, воспитание, СМИ, учреждения культуры, традиции, обряды)

Кроме этого, культура подразделяется на мировую, национальную и региональную, региональная в свою очередь состоит из городской и сельской. По качественным признакам и уровню распространенности культура делится на элитарную, массовую и народную. По характеру мировоззрения – на светскую и религиозную. По способам самоорганизации, сложившимся в истории, можно различать три глобальных культурных типа: дописьменный (традиционный), письменный, основанный на книжности как тексте и экранный (по новым способам сомоорганизации – компьютерные технологии, кино, видео, TV). В мировой культуре существует градация по конфессиональному признаку: христианская, индо-буддистская, мусульманская, конфуцианско-даосистская, иудаистская.

Кроме основных типов культуры, существует так называемая субкультура; это локальное культурное пространство, ограниченное интересами относительно небольшой группы людей, таковы молодежная, детская, студенческая, армейская и т. д. Некоторые из типов субкультур являются оппозиционными по отношению к доминирующему типу в данном обществе, тогда такие явления называют контркультурой,таковы хиппи, панки, рокеры, металлисты, скинхеды, неонацисты и т. д. Существует еще множество локальных понятий, характеризующих культурное пространство каждого типа социума, например экологическая, политическая, экономическая культура.

По М.С Кагану:

Культура как система имеет три подсистемы:

- материальная.

- духовная,

- художественная.

Каждая из них имеет ряд модификаций.

Материальная культура:

- физическая,

- техническая,

- социальные организации (политическая культура).

- материальное общение.

Духовная культура:

- мир знаний,

- мир ценностей,

- мир проектов.

- духовное общение.

Художественная культура:

- пространственные искусства,

- временные искусства,

- пространственно-временные искусства.

- художественное общение.

Онтологическая структура культуры может быть представлена как взаимодействие её модальностей.

Модальности (от лат. modulus – мера) культуры (или модусы существования культуры) – это формы её бытия:

1. Человеческая модальность: качества человека, которые не врождённы ему, а приобретены в ходе жизни (знания, умения, ценности, способности, потребности, отношение к себе и людям);

2. Деятельностная модальность: способы человеческой деятельности, в которых реализуются культурные качества человека;

3. Предметная модальность: опредмеченные плоды культурной деятельности человека, «вторая природа», создаваемая как искусственная среда его обитания (материальная, духовная и художественная).

Структурировать культуру однозначно невозможно. Критериев и оснований может быть много, отсюда и вариативность концепций.

1. ПО НОСИТЕЛЮ И АРЕАЛУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ культура делится на мировую, национальную, этническую и локальную.

Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой деятельностью, единством «крови и почвы». Исторически, в процессе приспособления определенного социокультурного сообщества к условиям существования, создания устойчивых сетей межличностного взаимодействия складываются этноспецифические черты культуры. Они передаются от поколения к поколению с помощью механизма традиции и поддерживаются за счет коллективной реализации в социокультурной жизни людей.

Национальная культура – термин, который используется в культурологии и социологии для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. Если государство однородно в лингвистическом и этническом отношении, как правило, рождается одна национальная культура. Но многие страны имеют несколько различных национальных культур.

Срединная культура – этот культурологический термин обозначает устойчивую и противоречивую совокупность ценностных ориентаций в обществе. Эта культура обеспечивает единство и целостность духовной жизни. Кроме этого в социуме можно зафиксировать специфические культуры, которые не отражают данную устойчивость. В рамках срединной культуры складывается стойкий нравственный идеал, который оказывается приемлемым для широких масс на длительный срок.

Локальные культуры – термин, который отражает разнообразие географических и социальных параметров, которые накладываются на культуру. Вместе с тем локальные культуры в процессе их освоения рождают конкретные исторические типы культур.

2. ПО СУБЪЕКТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – культуры социальных общностей/классов (дворянская, сельская, армейская). По сути это разделение на субкультуры.

3. ПО ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – производственная, правовая, художественная, физическая.

4. ПО ВЛИЯНИЮ НА КУЛЬТУРОГЕНЕЗ – прогрессивная и реакционная.

5. Ещё одно деление – ПО ПРИНЦИПУ АКТУАЛЬНОСТИ. Об этом мы говорим подробно в теме «Бинарные оппозиции культуры».

6. ПО ФОРМЕ – материальная и духовная. Это – наиболее часто употребляемое разделение, но при этом и самое спорное.

Разберём данный пример подробнее.

В материальную культуру традиционно относят:

1. Культуру труда и материального производства

2. Культуру быты

3. Культуру топоса (места жительства)

4. Культуру отношения к телу (мода; гигиена)

5. Физическую культуру

В духовную культуру включают:

1. Познавательную (интеллектуальную)

2. Нравственную (проблемы этики и морали)

3. Художественную

4. Правовую

5. Педагогическую

6. Религиозную.

Однако, существует ряд феноменов, которые невозможно отнести однозначно к материальной либо духовной. Например, экономическая, политическая, экологическая. Они представляют собой вертикальное сечение культуры.

В некоторых областях науки деление на материальную и духовную культуру оправдано, например, в этнографии и археологии. Однако деление это весьма условно. В любом процессе материального производства всегда присутствует в той или иной форме духовное начало, а все и предметные и чисто словесные проявления духовной культуры материальны, т. к. материален язык. Куда мы отнесём книжную культуру? По форме она материальна, по содержанию – духовна, сама по себе книга как ВЕЩЬ, АРТЕФАКТ может быть красивой и роскошной в материальном плане, но СУЩНОСТНО эти характеристики – ничто в сравнении с содержанием, самим текстом, составляющим смысл написания и издания книги.

Ярким примером тому могут служить памятники архитектуры и прикладного искусства. Здесь, употребляя традиционную терминологию, материальная и духовная культура настолько переплетаются, что трудно со всей определенностью отнести их только к той или другой категории. Например, храм – безусловно материальный объект, но его форма, назначение и сам факт его постройки обусловлены религией, культом, который в нем отправляется. Другой пример – телепередача. Что это – явление духовной культуры или материальной? Безусловно, телепередачу невозможно потрогать. Но существование ее немыслимо без чисто технических средств, без телевизора, передатчика и пр. Поэтому в современной культурологии не принято «делить» культуру на материальную и духовную части. Выделяются два аспекта ее рассмотрения: личностно-деятельностный и предметный. Личностно-деятельностный аспект культуры – это передача от поколения к поколению через воспитание форм деятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии и пр. Предметный – нечто материализованное, имеющее предметное воплощение.

Весьма важной проблемой является установление соотношения понятий культуры и искусства. В обыденной жизни они часто смешиваются. Границы обыденного понимания культуры включают в себя обычно театры, музеи, библиотеки, книги, фильмы, музыку. Нельзя не заметить, что в этом перечне есть своя внутренняя логика. На самом деле перечень этот более подходит под значение понятия «искусство». Попробуем разобраться, каким же образом сочетаются наука и искусство. Для этого обратимся к следующему примеру: проведенная в 60-е гг. ХХ в. массовая застройка городов так называемыми «хрущевскими» домами потребовала определенного уровня развития строительной культуры: технологии изготовления строительных блоков, монтажа и пр. Конструкция их отличалась стереотипностью, простотой и легкостью изготовления. Жизнь в этих домах, правда, была сопряжена со многими неудобствами, но, в целом, возможна.

Любой житель «хрущевки» с удовольствием сменил бы квартиру в ней на мраморный дворец, с продуманной планировкой, богато украшенными интерьерами, с анфиладами залов, с фонтаном во дворе, дворец, который радовал бы глаз и был удобен для житья. Но для постройки такого дворца необходим уже не средний уровень развития строительной культуры, а искусство архитекторов и строителей. Таким образом, «искусство – высшая элитная часть культуры, самые сложные формы деятельности, исполнение которых не может быть произведено по шаблону». Будучи элитой культуры, искусство в известном смысле может служить лицом, визитной карточкой культуры. Однако впечатление, составленное по одному только лицу и визитной карточке, будет по меньшей мере поверхностным. Для более глубокого знакомства с культурой необходимо рассмотреть все ее сферы.

Через всю историю проходит противостояния КУЛЬТУРЫ и ВАРВАРСТВА. Но на каждом историческом отрезке в понятие варварство вкладывают разный смысл.

Знаменита фраза Геббельса «Когда я слышу слово «культура», мне хочется схватиться за пистолет». Имеется в виду мощное влияние культуры на жизнь социума и её сложные взаимодействия с идеологией. Любая тоталитарная идеология стремится культуру подчинить себе, своим шаблонам. Отсюда – различные оценки одного и того же культурного события, явления, деятеля в зависимости от контекста. Так, работы Фридриха Ницше и фильмы Лени Рифеншталь были запрещены к печати и показу в СССР. Но после распада жёсткой идеологически структурированной системы советской культуры стали культовыми среди интеллектуалов и эстетов, их стали рассматривать с применением других критериев – а именно научной и художественной значимости, оригинальности авторского дискурса (способа высказывания). Фашизм, нацизм, сталинизм стремились поставить культуру на службу своим интересам и делали это однозначно, но в реальности любая историко-культурная общность имеет свою идеологию и соответствующее стремление воздействовать на культуру – конкретно литературу, киноискусство, театр – то есть на те формы, которые формируют общественное мнение. И чем острее политическое противостояние, тем ярче выражен конфликт Художника и Власти.

Социально-революционные взрывы рубежа 19-20 веков и первых десятилетий прошлого столетия породили стремление создать дистиллированный вид культуры, «чистой», гармоничной с властным режимом. Отсюда – Пролеткульт в СССР и «культурная революция в Китае», «почвенная» культура нацистов в Германии. Такие насильственные действия привели к кострам из книг и репрессиям неугодных власти деятелей культуры и искусства. В нашей стране физически и морально травили поэтов и писателей (например, Осипа Мандельштама, Бориса Пильняка), учёных-генетиков и кибернетиков. В середине 1930-х годов Т.Д. Лысенко начал кампанию против генетики, которая была поддержана Сталиным.

В конце 1930-х годов среди учёных начались аресты. Н.И. Вавилов был в 1940 году, приговорён к смертной казни (позднее заменена на 20 лет лагерей) и умер в тюрьме в 1943 году, многие другие учёные также попали в лагеря, а некоторые были расстреляны (С.Г. Левит, И.И. Агол и другие). Среди репрессированных учёных — С.С. Четвериков, который подвергся аресту в 1929 г. и был сослан на 5 лет в Свердловск с последующим запретом поселяться в Москве, Ленинграде и ряде других центральных городов, а также В.П. Эфроимсон, дважды осуждённый на длительные сроки и отбывавший наказание в тюрьмах и лагерях. Исследования в области генетики начали возобновляться только в середине 1960-х.

Гитлер предал анафеме и Карла Маркса, и Альберта Эйнштейна, и Бертольда Брехта. Примеров этому можно привести массу. Такая позиция власти выполняла деструктивную роль, однако называть её «антикультурной» неправомерно, если исходить из сущностного понимания культуры. Следует учитывать КОНТЕКСТ эпохи, взаимовлияние различных эпифеноменов культуры.

7. ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА в культуре выделяется мейнстрим и субкультуры, внутри субкультур, в свою очередь, некоторые специалисты выделяют контркультурные явления.

8. ОНТОЛОГИЧЕСКИ в культуре выделяют субстанциальные элементы (ценности, нормы права, морали и религии, нормы этикета) и функциональные (проективные) элементы, которые включают сам процесс культурной деятельности, включая его результаты.

Функциональный блок включает:

- традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу, обеспечивающие архитектоническую целостность культуры;

- институты культуры (институт семьи, образования, развлечения/досуга);

- учреждения, обеспечивающие функционирование культуры как пространства деятельности: библиотеки, театры, музеи, образовательные учреждения, зрелищные заведения).

Отдельно приведём точку зрения на вопрос о структуре/морфологии культуры известного культуролога А.Я. Флиера.

Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.

В своем рассуждении о морфологии культуры я исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши дни теории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами. Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

Флиер выделяет четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности (у Орловой — только три), представленые следующими областями социальной практики:

а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:

- хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансы и т. п.; на обыденном уровне - домашнее и приусадебное хозяйство);

- правовая культура (специализированная — право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность, общественное мнение);

- политическая культура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);

б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:

- философская культура (специализированная — труды специалистов-философов; обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость);

- научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная — повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);

- религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, профессионально построенная эзотерика; обыденная — мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);

- художественная культура (специализированная — построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п.);

в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:

- культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);

- культура массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная — слухи, сплетни и т. п.);

- информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная — предания, верования, легенды и т. п.);

- культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институций социализации и инкультурации личности; обыденная — система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.);

г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:

- сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существует только в обыденных формах);

- культура физического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т. п.);

- культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная — самолечение, знахарство и пр.);

- культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно);

- культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная — система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная — неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).

Представляется, что подобная (видимо, далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии и дополнении) классификация морфологической структуры культуры серьезно продвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторые мифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура».

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ, распадение, расчленение единой культуры на составные части. Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая культура распадается на множество культур. Распадение не обязательно сопровождается катастрофой и гибелью народа, хотя подобное случалось в истории. Д.К. может быть частичной и представлять собой не что иное, как увеличение степени разнообразия культуры. Д.К. выражается в форме разветвления доминирующей культуры на множества субкультур. Подобный процесс надо оценивать скорее позитивно, поскольку нередко он ведет к образованию многочисленных субкультур и увеличению культурного разнообразия.

МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ, стратегия в культурной политике развитых индустриальных странах, предполагающая уважение к культуре национальных меньшинств, предоставление равных условий для развития доминирующей и недоминирующих культур, для свободного и беспрепятственного овладения наряду с официальным также родным языком. При такой стратегии правительство выделяет значительные средства для развития местных этнических центров, культурных памятников, строительства школ и подготовки педагогических кадров для обучения молодежи на родном языке. М.М. ориентирована на сохранение и развитие культурной самобытности национальных меньшинств и малых этносов, исследование малых культур, публикацию книг на родных языках и диалектах.

М.М. поощряет межнациональные контакты и воспитывает уважение к ценностям чужой культуры. Особенно благоприятно она сказывается на подрастающем поколении: дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьем, а не по учебникам, они знакомятся с культурной географией мира. Современные города, где в супермаркетах можно купить продукты и одежду из любого уголка мира, отведать в ресторанах национальное кушанье на любой вкус, выбрать в магазине книгу о любой стране и культуре, помогают процессу формирования М.М., который усиливается благодаря росту культурного разнообразия и культурного плюрализма в развитых странах.

Таким образом, мы выяснили, что структура культуры является многогранной и сложной. Все элементы её взаимодействуют друг с другом, образуя системную целостность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: