Конркультура

В качестве реакции на «массовую культуру» к 70-м г. двадцатого века в определенных слоях общества, особенно в молодежной и материально обеспеченной среде промышленно развитых стран, складывается неформальный комплекс поведенческих установок, получивших название «контркультура». Термин этот был предложен американским социологом Т.Роззаком в его труде «Становление контркультуры» (1969), хотя, в целом, идейным предтечей этого явления на Западе считают Ф.Ницше с его преклонением перед «дионисийским» началом в культуре. Пожалуй, наиболее наглядным и ярким выражением контркультуры стало быстро распространившееся по всем континентам движение так называемых «хиппи», хотя оно отнюдь не исчерпывает этого широкого и достаточно неопределенного понятия. К ее адептам можно отнести, например, и «рокеров» — фанатиков мотоспорта; и «скинхедов» — бритоголовых, обычно с фашиствующей идеологией; и «панков», связанных с музыкальным движением «панкрок» и имеющих невероятные прически разных цветов; и «тэдов» — идейных врагов «панков», защищающих физическое здоровье, порядок и стабильность (вспомним у нас недавнее противостояние «хиппи» и «люберов»), и многие другие неформальные молодежные группы. За последнее время, в связи с резким имущественным расслоением в России, появились и так называемые «мажоры» — обычно наиболее процветающие юнцы из коммерческого полууголовного мира — «богачи», поведение и жизненные установки которых восходят к западным «попперам», американским «йоппи», стремящимся внешне показать себя «сливкам общества».

Движения хиппи, битников и другие подобные им социальные явления были бунтом против послевоенной ядерной и технотронной реальности, угрожавшей новыми катаклизмами во имя чуждых свободному человеку идеологических и бытовых стереотипов. Проповедников и приверженцев контркультуры отличали шокирующая обывателя манера мышления, чувствования и общения, культ спонтанного, неконтролируемого разумом поведения, склонность к массовым тусовкам, даже оргиям, нередко с применением наркотиков (наркотическая культура), организация разного рода молодежных коммун и коллективных семей с открытыми, беспорядочно-упорядоченными интимными связями, интерес к оккультизму и религиозной мистике Востока, помноженным на сексуально-революционную мистику тела и т.д.

Как протест против материального благополучия, конформизма и бездуховности наиболее богатой части человечества контркультура в лице ее последователей делала главным объектом своей критики, а точнее, своего презрения, существующие социальные структуры, научно-технический прогресс, противоборствующие идеологии и постиндустриальное общество потребления с его повседневными стандартами и стереотипами, культом мещанского счастья, накопительства, жизненного успеха и нравственной закомплексованностью. Собственность, семья, нация, этика труда, личная ответственность и другие традиционные ценности современной цивилизации провозглашались ненужными предрассудками, а их защитники рассматривались как ретрограды. Нетрудно заметить, что все это напоминает извечный конфликт отцов и детей, и действительно, некоторые ученые, обращая внимание на преимущественно молодежный характер контркультуры, рассматривают ее как социальный инфантилизм, детскую болезнь современной молодежи, физическое созревание которой намного опережает ее гражданское становление. Немало бывших бунтарей становятся позднее вполне законопослушными представителями истэблишмента.

Тем не менее возникают вопросы: как относиться к молодежной, неформальной, часто бунтующей культуре? Быть ли за нее или против? Является ли она феноменом нашего века или существовала всегда? Ответы достаточно ясны: к молодежной субкультуре следует относиться с пониманием. Отвергать в ней агрессивное, разрушительное, экстремистское начало: как политический радикализм, так и гедонистически-наркотический эскапизм; поддерживать стремление к созиданию и новизне, помня, что величайшие движения нашего столетия — в защиту природной среды, антивоенное движение, движение за нравственное обновление человечества, как и новейшие художественные школы, рожденные из смелого эксперимента, — стали результатом бескорыстного, хотя порой и наивного порыва молодежи к совершенствованию окружающего мира.

Молодежная неформальная культура, которая отнюдь не сводится к префиксам контр- и суб-, существовала во все времена и у всех народов, как существовали вечно интеллектуальные и психологические потенции определенного возраста. Но так же как отдельную личность нельзя разорвать на юношу и старика, так и молодежную культуру нельзя искусственно отделять от взрослой и стариковской, ибо все они взаимно уравновешивают и обогащают друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: