Элитарная культура как антипод массовой культуры

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное). Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно.

В западноевропейской культуре первые попытки осмысления элитарности можно найти в творчестве античных греков Гераклита и Платона. У Платона человеческое познание делится на знание и мнение. Знание доступно интеллекту философов, а мнение — принадлежность толпы. Следовательно, здесь впервые выделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа-хранитель и носитель высшего знания.

В эпоху Возрождения проблема элиты была поставлена Ф.Петраркой в его знаменитом рассуждении «О подлинном благородстве». Благородство по интеллекту, а не по рождению, дань уважения личным заслугам, а не титулам — вот основа принципиальной новизны в постановке гуманистами этого вопроса. Когда в 1487 г. император Фридрих III короновал лаврами поэта Конрада Цельтиса, возвышая его над всеми придворными, — это была дань таланту. А ведь Цельтис — сын простого крестьянина. Цельтис гордился своим происхождением, постоянно вспоминая о нем. И это не мешало ему быть почетным гостем в домах самых знатных и богатых людей его времени, «ибо он был удостоен самим императором находиться в числе художественной элиты»6.

«Чернь», «презренные» люди для гуманистов — это необразованные сограждане, самодовольные неучи. Именно по отношению к ним сообщество гуманистов ставит себя в позицию избранного общества, интеллектуальной элиты. Так появляется та категория лиц, которую впоследствии стали именовать «интеллигенцией».

Современные итальянские социологи Р.Михельс и Г.Моска считают, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. В философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода, понятием элита обозначается не правящая верхушка. Элита—это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 году, А.Шопенгауэр разделяет человечество на две части: «людей гения» (т.е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т.е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф.Ницше, сформулированных им в известных трудах «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884), элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф.Ницше, и уникальной эстетической восприимчивостью.

В XX веке идеи А.Шопенгауэра и Ф.Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции Х.Ортега-и-Гассета. В 1925 году выходит в свет самое известное сочинение испанца, получившее название «Дегуманизация искусства», посвященное проблемам различия старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого — по Ортеге — заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно необязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того, «...радоваться или сострадать человеческим судьбам, — пишет Ортега, — есть нечто иное отличное от подлинно художественного наслаждения»7. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» и есть основа нового искусства XX века. «Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство — это чисто художественное искусство»8.

Элита — по Ортеге — это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Новое

6 Немилое А. Н. Специфика гуманизма северного Возрождения //Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

7 Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. С.224.

8 Там же. С.226.

искусство и должно содействовать тому,«...чтобы «лучшие» познавали самих себя,...учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством»9.

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западно-европейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX—XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» были редактор одноименного журнала С.П.Дягилев и художник А.Н.Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве», декларируемую Л.Толстым, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К.Леонтьева и Ф.Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения реальности. Под совестью искусства подразумевалась лишь субъективная искренность индивидуального творца в выражении им красоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: