Дисциплинарное производство в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы

Нарушение служебной дисциплины сотрудниками УИС выражается в форме совершения ими дисциплинарных проступков. Дисциплинарные проступки сотрудников УИС являются основаниями их дисциплинарной ответственности.

Общим объектом дисциплинарного проступка сотрудника УИС является служебная дисциплина. Любой дисциплинарный проступок сотрудников УИС наносит или создает реальную угрозу нанесения вреда служебной дисциплине в органах и учреждениях УИС. В то же время, служебная дисциплина представляет собой одно из важнейших условий выполнения поставленных перед органами и учреждениями УИС задач со стороны общества, и нанесенный ей ущерб не может не отражаться на безопасности общества.

На данную сторону причиняемого дисциплинарным проступком вреда указывал в своих работах В.И. Туранов. По его мнению, такой проступок одновременно связан не только с нарушениями служебных обязанностей в сфере трудовых (внутренних) отношений, но и с другими отношениями (внешними), складывающимися в сфере государственного управления[256].

Основная доля среди дисциплинарных проступков, совершаемых сотрудниками, приходится на нарушения исполнительской дисциплины (более 50 %). Достаточно распространенным дисциплинарным проступком является невыход на службу без уважительных причин (8 – 10 %). К одному из видов дисциплинарных проступков, наиболее часто совершаемых сотрудниками УИС, следует отнести утрату табельного оружия, служебных документов, имущества, специальных средств (3 – 5 %).

Наиболее острой проблемой правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников УИС является проблема нормативного закрепления конкретных составов дисциплинарных проступков.

Существуют различные мнения ученых по поводу путей решения данной проблемы. Одни предлагают закрепить все составы дисциплинарных проступков государственных служащих в едином Дисциплинарном кодексе государственных служащих РФ[257]. Другие предлагают принятие подобных кодексов применительно к каждому из трех видов службы[258]. Третьи говорят о целесообразности принятие ведомственных дисциплинарных кодексов[259]. Как отмечает В.М. Манохин, по мнению большинства ученых, закрепить исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков невозможно[260].

По нашему убеждению, потребность в кодифицированном законодательном акте, который бы урегулировал отношения дисциплинарной ответственности на государственной службе, назрела. Закрепленная в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации»[261] классификация государственной службы на три вида: гражданскую, военную и правоохранительную, предполагает дальнейшее развитие правового регулирования прохождения государственной службы по трем направлениям. Поэтому вполне закономерным будет принятие дисциплинарных кодексов для каждого вида службы.

Особенности службы в органах и учреждениях УИС должны быть отражены в нормах Дисциплинарного кодекса правоохранительной службы Российской Федерации.

Дисциплинарные взыскания являются разновидностью мер дисциплинарно-правового принуждения. Наряду с ними в зависимости от непосредственных целей дисциплинарно-правового принуждения могут применяться меры пресечения и восстановительные меры[262].

Меры пресечения направлены на прекращение совершения сотрудником дисциплинарных проступков. К таким мерам относятся временное отстранение от исполнения должностных обязанностей.

Так, статьей 16 Положения о службе в органах внутренних дел предусмотрена возможность временного отстранения сотрудника от должности в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. В статье 8.3 Инструкции о порядке применения Положения данная норма детализируется: «отстранение от должности применяется в крайних, не терпящих отлагательства случаях, а также в целях полноты и объективности расследования уголовного дела или служебной проверки».

Восстановительные меры своим назначением имеют восстановление правового положения, существовавшего до совершения правонарушения. Среди действующих в настоящее время восстановительных мер следует назвать такие, как меры материальной ответственности, которые закреплены Трудовым кодексом РФ.

Мерами дисциплинарной ответственности являются дисциплинарные взыскания. В отношении сотрудников УИС, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, могут быть применены следующие взыскания:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- понижение в должности;

- снижение в специальном звании на одну ступень;

- лишение нагрудного знака;

- увольнение.

Отрицательные последствия, связанные с применением дисциплинарной ответственности могут выражаться не только в материальных, но и в моральных лишениях. В любом случае при наложении на лицо дисциплинарного взыскания создается его отрицательная служебная характеристика.

Применение мер взыскания осуществляется в рамках дисциплинарного производства, которое является одним из видов административного юрисдикционного производства.

По словам Ю.С. Адушкина, дисциплинарное производство процессуально оформляет установление и реализацию дисциплинарной ответственности, а в ее едином правовом институте представляет собой процессуальную часть норм, регулирующих процедурные отношения, складывающиеся в связи с соответствующей правоприменительной деятельностью[263].

Дисциплинарное производство в УИС состоит из нескольких стадий. Исходя из содержания норм, закрепленных в Положении о службе, можно выделить стадии служебной проверки, рассмотрения и решения дела, исполнения дела и его пересмотра.

Ведомственная Инструкция о применении данного положения в органах и учреждениях УИС не регламентирует с достаточной четкостью содержание стадий дисциплинарного производства. В связи с этим, актуальным направлением совершенствования законодательства о дисциплинарной ответственности сотрудников УИС является закрепление стадий дисциплинарного производства. Это позволит ввести данное производство в четкие правовые рамки и снизить возможности злоупотреблений со стороны соответствующих субъектов дисциплинарного производства. Игнорирование стадий может привести к ошибкам в разрешении дел, к нарушению принципа законности[264]. Кроме того, следование научно обоснованным и закрепленным в законе стадиям позволит повысить эффективность дисциплинарного производства.

Возбуждение дисциплинарного дела.

Задачей данной стадии является получение субъектом дисциплинарной власти информации о совершении сотрудником дисциплинарного проступка. Субъектом, принимающим решение о возбуждении дисциплинарного дела, является прямой начальник, то есть субъект дисциплинарной власти. Субъекты дисциплинарного обвинения лишь инициируют возбуждение дисциплинарного производства. Предоставленная ими информация, облеченная как в официальную, так и в неофициальную форму, является поводом для возбуждения дела.

Результат стадии возбуждения дела может быть процессуально оформлен решением начальника о проведении служебной проверки.

Служебная (дисциплинарная) проверка.

Следует отметить, что служебная проверка проводится не только в связи с дисциплинарным производством, но и для обоснования принятия руководителем других важных решений. Такие решения могут быть связаны с возникновением чрезвычайных происшествий.

Так, в соответствие с Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах УИС основаниями для ее назначения могут быть:

- факт нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины;

- необходимость наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка;

- гибель сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия:

- возбуждение в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения;

- требование сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

- для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника[265].

Задачами проверки являются:

  • полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий совершения дисциплинарного проступка;
  • подготовка предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;
  • выработка рекомендаций, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка;
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов работников УИС, подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
  • Решение о проведении проверки принимается следующими должностными лицами учреждений и органов УИС:
  • директором ФСИН России - в отношении всех сотрудников, проходящих службу в УИС;
  • первым заместителем директора ФСИН России, заместителями директора ФСИН России - в отношении сотрудников учреждений и органов УИС в пределах предоставленной компетенции;
  • начальниками учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений;
  • начальниками территориальных органов ФСИН России - в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС;
  • начальниками учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений в пределах предоставленной компетенции.

Решение о проведении проверки в отношении сотрудников подразделений собственной безопасности учреждений и органов УИС принимает директор ФСИН России.

Решение о проведении проверки оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения. Резолюция также должна содержать сведения о должностном лице, ответственном за организацию ее проведения.

Ответственное должностное лицо организует подготовку проекта приказа учреждения, органа УИС о проведении проверки.

Приказ о проведении проверки должен содержать: факт (сведения, информация), послуживший основанием для проведения проверки; состав комиссии по проведению проверки с указанием должностей, специальных званий, фамилий, имен и отчеств сотрудников; должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество сотрудника, в отношении которого(ых) проводится проверка; срок проведения проверки.

Комиссия состоит из трех и более сотрудников. В состав комиссии включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председателем комиссии назначается сотрудник подразделения учреждения, органа УИС, к компетенции которого относится предмет проверки.

Приказ о проведении проверки является основанием для получения объяснений по вопросам, имеющим отношение к совершенному дисциплинарному проступку, ознакомления с документами, запроса их копий (либо их изъятия в установленном порядке), а также для получения экспертных заключений по конкретным вопросам.

При проведении проверки должны быть установлены:

  • факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения;
  • наличие вины сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами;
  • данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;
  • причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
  • наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка;
  • другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Актуальной проблемой является закрепление прав сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

В соответствии с Приказом ФСИН России № 198, сотрудник, в отношении которого проводится проверка, имеет право:

  • знакомиться с приказом о проведении проверки;
  • давать письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих проверку, в установленном порядке;
  • знакомиться по окончании проверки с заключением и другими материалами проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В содержание служебной проверки входят процессуальные действия субъектов, ее осуществляющих. При этом служебную проверку можно разделить на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе составляет план проведения служебной проверки, определяются конкретные обязанности членов комиссии, сроки проведения мероприятий.

Основной этап включает действия членов комиссии по сбору сведений, необходимых для решения всех задач служебной проверки. В частности, осуществляется сбор и анализ информации об обстоятельствах совершения дисциплинарного проступка, его причинах, о личности сотрудника, совершившего проступок. Данная информация может быть получена из различных источников. Она должна быть облечена в соответствующую закону форму. В качестве доказательств используются объяснения, справки, данные по результатам осмотра места происшествия, материалы ревизий, проверок, заключения экспертиз, показания специалиста. Анализ многочисленных материалов служебных проверок показывает, что на практике не всегда уделяется должное внимание сбору информации, характеризующей дисциплинарный проступок и лицо, его совершившего. Так, в некоторых случаях в материалах проверки отсутствует служебная характеристика на сотрудника, в отношении которого проводилась проверка.

Полученная в ходе основного этапа служебной проверки информация анализируется. Результаты анализа закрепляются в мотивированном письменном заключении по результатам служебной проверки.

Нецелесообразно, по нашему мнению, включать в заключение сведения, отражающие ход проведения проверки и анализа документов. Поскольку целью проверки является обеспечить руководителя необходимой для принятия решения по дисциплинарному делу информацией. На наш взгляд, достаточно указать в заключении лишь результаты проверки. При возникновении необходимости руководитель может обратиться к материалам проверки самостоятельно. Следует отметить, что определение конкретного вида и размера дисциплинарного взыскания является прерогативой руководителя. Поэтому включение в содержание заключения предложений о наложении конкретного взыскания на сотрудника (что достаточно распространено на практике) не целесообразно.

По окончании проверки формируются материалы проверки, которые включают в себя: документ (либо его копия), содержащий сведения, послужившие поводом для назначения проверки; копию приказа учреждения, органа УИС о назначении проверки; справочные материалы; материалы, характеризующие сотрудника(ов), в отношении которого(ых) проводилась проверка; объяснения сотрудника(ов) и иных лиц, прочие документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения проверки; заключение; материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении; копия приказа учреждения, органа УИС о привлечении сотрудника(ов) к дисциплинарной ответственности (если приказ издавался).

Проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом информации, являющейся основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня издания приказа о назначении проверки. Срок проведения проверки не может быть менее 5 рабочих дней. В случае если последний день проверки приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока ее проведения считается следующий за ним рабочий день. В срок проведения проверки не включается время нахождения сотрудника, в отношении которого проводится проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности.

Стадия рассмотрения и разрешения дела.

Логическим продолжением дисциплинарного производства после стадии служебной проверки следует признать стадию рассмотрения и разрешения дела.

Назначение стадии рассмотрения и разрешения дела заключается в установлении вины привлекаемого к ответственности сотрудника, а также в решении вопроса о его дисциплинарной ответственности.

К субъектам рассмотрения и разрешения дела следует отнести руководителя, то есть субъекта дисциплинарной власти.

По результатам рассмотрения дисциплинарного дела субъект дисциплинарной власти принимает одно из следующих решений:

1. Не привлекать лицо к дисциплинарной ответственности (при отсутствии факта или состава проступка, истечении сроков давности, при установлении факта уже состоявшегося дисциплинарного или общественного воздействия за тот же проступок либо при наличии других, исключающих производство обстоятельств).

2. Ограничиться мерами внушения или мерами общественного воздействия.

3. Привлечь лицо к дисциплинарной ответственности.

Исполнение решения по дисциплинарному делу.

Назначение данной стадии дисциплинарного производства в УИС состоит в практической реализации наложенного взыскания. На данной стадии обеспечивается учет взыскания и своевременность его снятия.

Субъектами исполнения решения по делу являются руководитель органа или учреждения УИС, руководитель структурного подразделения, сотрудники кадрового и других подразделений.

В содержание данной стадии входит информирование сотрудника, привлеченного к дисциплинарной ответственности, о наложении на него дисциплинарного взыскания. Такое информирование может осуществляться различными способами.

В Положении о службе закреплено требование, согласно которому приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику, подвергнутому взысканию, под расписку.

Такое объявление может быть личным, а может осуществляться перед строем или на совещании коллектива сотрудников. Публичность при объявлении взыскания направлена на решение задач: общей и частной превенции, обеспечения гласности и объективности в оценке служебной деятельности.

В соответствии с Положением о службе замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены как письменно, так и устно. При устной форме приказа отсутствует возможность обеспечить привлеченного к ответственности сотрудника его копией, что ущемляет гарантии его процессуально-правового статуса.

К стадии исполнения решения по дисциплинарному делу относят обеспечение учета наложенного взыскания, а также его снятие.

Учет наложенного взыскания предполагает следующие действия: сведения о нем заносятся в личное дело сотрудника, подвергнутого взысканию, а также в его служебную карточку. Дисциплинарные взыскания, объявленные приказом, заносятся в послужные списки личных дел сотрудников.

Снятие взыскания осуществляется по истечении установленного законом периода времени. Данный период составляет один год, при условии, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.

Помимо учета и снятия взыскания на стадии исполнения решения по дисциплинарному делу осуществляются другие действия. На практике нашло применение такое действие, как информирование сотрудников других органов и учреждений УИС о дисциплинарном деле. С помощью информационных писем субъекты управления в УИС (в основном, речь идет о центральном аппарате ФСИН России) информируют подчиненные им органы и учреждения УИС о сути дисциплинарного проступка, причин и условий его совершения, принятого по делу решения. Это осуществляется с целью профилактики совершения аналогичных дисциплинарных проступков другими сотрудниками.

Пересмотр решения по дисциплинарному делу.

Назначение данной стадии дисциплинарного производства в УИС заключается в проверке законности и обоснованности наложения взыскания.

Стадия пересмотра решения о дисциплинарном взыскании относится к факультативным элементам дисциплинарного производства. Он возможен в случае обжалования самим сотрудником наложенного на него взыскания или в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Пересмотр решения по дисциплинарному делу по жалобе осуществляется как в ведомственном, так и в судебном порядке.

Ведомственный порядок жестко законодательством и ведомственными правовыми актами не регламентирован. Положение о службе лишь закрепляет, что сотрудник вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра юстиции Российской Федерации, а также в суд.

В соответствии с Приказом Минюста № 76, в случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику учреждения или органа УИС приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

Следует отметить, что в Положении о службе не определяется срок, в течение которого рассматривается жалоба сотрудника по дисциплинарному делу. На наш взгляд, этим ущемляются права сотрудника, подвергнутого взысканию. Рационально в законодательстве о дисциплинарной ответственности сотрудников УИС закрепить такой срок продолжительностью в один месяц. Именно такой промежуток времени отводится на рассмотрение жалобы, в соответствии со статьей 4 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[266].

Пересмотр решения по дисциплинарному делу по жалобе сотрудника в судебном порядке осуществляется по правилам гражданского судопроизводства. Однако, на наш взгляд, достаточно убедительными являются доводы ученых, предлагающих отнести рассмотрение дисциплинарных споров государственных служащих к подсудности создаваемой системы административных судов. При этом необходимо определить подведомственность данных споров в зависимости от уровня органа, в котором служащий занимает должность, в системе звеньев государственного аппарата[267].

Разновидностью пересмотра решения по дисциплинарному делу является пересмотр его в порядке контрольно-надзорной деятельности. В соответствии с действующими правовыми актами, уполномоченные должностные лица органов и учреждений УИС вправе изменять решения нижестоящих начальников, в том числе решения по дисциплинарным делам. К субъектам, осуществляющим процессуальную деятельность на данной стадии, следует относить и должностных лиц органов прокуратуры, которые могут опротестовывать решения по дисциплинарным делам в отношении сотрудников УИС.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие можно выделить элементы (виды) дисциплины в УИС?

2. На что влияет уровень служебной дисциплины в исправительном учреждении?

3. Перечислите нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы служебной дисциплины

4. Какие виды поощрений применяются к сотрудникам УИС

5. Назовите и раскройте принципы поощрительного производства

6. Что является основанием привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности?

7. В каком нормативном правовом акте закреплены виды дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников УИС?

8. Какие дисциплинарные проступки сотрудников УИС отнесены к грубым нарушениям?

9. Дайте характеристику стадий дисциплинарного производства в отношении сотрудников УИС

10. Какие установлены основания и сроки проведения служебной проверки.

ДИСЦИПЛИНА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС
 
ДИСЦИПЛИНА ОСУЖДЕННЫХ (подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей)   ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА РАБОТНИКОВ (вольнонаемный персонал)
Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 01.07.1997 № 1-ФЗ Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
 
СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА СОТРУДНИКОВ
Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» Приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»

 

ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ
исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами
 
осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения
 
уважительно относиться к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций
 
соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений
 
уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию
 
воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа
 
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей
 
не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей
МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОТРУДНИКОВ УИС
Поощрения за успехи в служебной деятельности   Взыскания за нарушения служебной дисциплины
объявление благодарности замечание
выдача денежной премии выговор
награждение ценным подарком строгий выговор
занесение в Книгу почета, на Доску почета предупреждение о неполном служебном соответствии
награждение Почетной грамотой понижение в должности
награждение нагрудным знаком снижение в специальном звании на одну ступень
награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа, учреждения УИС лишение нагрудного знака
награждение именным оружием увольнение из уголовно-исполнительной системы
досрочное присвоение очередного специального звания  
присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности  
досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания  
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: