Социально-психологические факторы в управлении УИС

Для управленческой науки особый интерес представляет изучение социально-психологических факторов управленческой деятельности. Как отмечают отдельные исследователи, «общественные отношения в России значительно отличаются от аналогичных во многих других странах, прежде всего, более тесными личными и эмоционально окрашенными связями, которые не позволяют реализовать многие модели управления, связанные с применением властных функций без потенциальной угрозы конфликтов»[268].

В управлении всегда задействованы люди со своими интересами, целями, идеалами, ценностями, волей, мотивами, установками и другими психологическими элементами. Часто как раз эти субъективные элементы играют решающую роль в управлении, определяют его содержание, форму и результативность[269]. В связи с этим эффективность процесса управления в УИС напрямую связана с социально-психологическими условиями его реализации, где личность управленца и межличностное общение выступают основополагающими факторами. Личностные характеристики персонала и осужденных, особенности их мотивационной сферы, индивидуальные и групповые ценностные ориентации в значительной мере проявляются как в сфере внутриорганизационного, так и внешнего управления УИС. В свою очередь, особенности организации системы и процесса управления в органах и учреждениях УИС оказывают влияние на динамику социально-психологических отношений в коллективах сотрудников и осужденных.

Изучение неформальных (социально-психологических) факторов в управленческой науке и практике берет свое начало с хотторнских исследований Элтона Мэйо в 20-х гг. XX века. Мэйо открыл влияние факторов, связанных с социальными и социально-психологическими отношениями в организации, на производительность труда. С тех самых пор опора на неформальные межличностные структуры, диагностика неформального лидерства, использование энергетики малых групп прочно вошли в арсенал управленцев как наследие теории «человеческих отношений» Э. Мэйо[270].

Социально-психологический контекст изучения вопросов управления в УИС предполагает исследование межличностных отношений в коллективах сотрудников и осужденных с целью диагностики положительных и деструктивных явлений и соответствующей корректировки управляющего воздействия на объект управления.

В числе основных социально-психологических факторов, оказывающих влияние на процесс управления в УИС, можно выделить факторы, в большей степени связанные с субъектом управления (социально-психологическая компетентность руководителя, стиль руководства и психологический тип руководителя, его авторитет и др.) и объектом управления (личностные характеристики персонала и осужденных, особенности их мотивационной сферы, групповые нормы, поведенческие стереотипы, стереотипы общения, горизонтальный социально-психологический климат и горизонтальные межличностные управленческие конфликты, наличие и особенности неформальных межличностных структур и неформальных лидеров, др.), а также факторы, влияющие непосредственно на реализацию управляющего воздействия со стороны субъекта управления на объект управления (социально-психологические методы управления, вертикальный социально-психологический климат и вертикальные межличностные управленческие конфликты, социально-психологические аспекты коллегиального способа подготовки и принятия управленческих решений, др.). Названные группы факторов тесно взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на процесс управления органами и учреждениями УИС. Наряду с внутренними по отношению к системе управления факторами существует ряд внешних социально-психологических факторов управления (межличностные взаимоотношения с вышестоящим руководством, руководством контролирующих и иных организаций, влияние криминала на деятельность учреждений УИС и др.)[271].

Осуществление эффективного управляющего воздействия на объект управления с учетом перечисленных выше факторов возможно только при наличии у руководителя, его реализующего, должной социально-психологической компетентности. Когда говорят о социально-психологической компетентности руководителя, то имеют в виду глубокое понимание социально-психологических явлений, закономерностей и умение учитывать их в процессе управления организацией. Следовательно, социально-психологическая компетентность предполагает знание широкого круга закономерностей поведения личности в организации, понимание социально-психологических явлений в группе (коллективе) сотрудников, осознание социально-психологических факторов, влияющих на оперативную обстановку в конкретном отряде осужденных, исправительном учреждении или территориальном органе ФСИН России (например, этнические стереотипы и межнациональные отношения)[272]. Сущность социально-психологической компетенции руководителя заключается не столько в особенностях его личности, сколько в специфике его взаимодействия с подчиненными в системе деловых и личностных отношений (например, умение сочетать различные стилевые приемы управленческой деятельности с требованиями ситуации и особенностями служебного коллектива, предупреждать и разрешать конфликты)[273].

Далее рассмотрим основные социально-психологические факторы, оказывающие влияние на процесс управления в УИС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: