Стратегия Евросоюза в сфере образования: на пути к «пятой свободе»

В итоговом документе мартовского заседания 2008 г. Европейского совета было введено понятие «пятой свободы» и подчеркнута необходимость совместных усилий по модернизации университетов и снятию барьеров «свободному передвижению знаний»[2].

Несмотря на достаточно сложный характер последующего периода, связанный с финансовым кризисом, государства-члены ЕС последовательно продвигались по пути согласования и принятия мер, направленных на дальнейшее развитие и углубление сотрудничества в сфере образовательной политики. По итогам широких консультаций с ними в 2008 г. Европейская комиссия приняла обращение к Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов – «О стратегической рамке для Европейского сотрудничества в образовании и профессиональной подготовке» на период до 2020 г.[3]. Особого рассмотрения заслуживают пять ключевых элементов и принципов стратегической рамки.

1. Анализ достигнутого и формирование новых целей осуществляются в сравнительной парадигме, за основу сопоставления приняты ключевые показатели стран- конкурентов. Основные показатели: уровень образовательных достижений (PISA), количество граждан в возрасте от 25 до 64 лет с высшим образованием, уровень инвестиций в высшее образование и эффективность инвестиций в образование.

2. Стратегия фокусируется на четырех основных целях для всей системы образования (на всех ее уровнях):

· Обеспечение обучения в течение всей жизни и мобильности.

· Повышение качества и эффективности предоставления образовательных программ и их результатов.

· Обеспечение равенства и активности граждан.

· Повышение инновационности, творчества и предпринимательства на всех уровнях образования и подготовки.

3. Для каждой из долгосрочных целей определяются конкретные приоритетные задачи на период 2009-2010 гг. Так, для обеспечения обучения в течение всей жизни и повышения мобильности предполагается завершить процесс внедрения национальных программ обучения в течение всей жизни, увязать национальные системы квалификаций с Европейской квалификационной рамкой, снизить барьеры мобильности в ЕС и за пределами Европы, включив новые цели для увеличения финансирования. Повышение качества и эффективности предоставления образовательных программ и их результатов должно быть достигнуто на основе расширения возможностей повышения квалификации учителей и преподавателей, модернизации высшего образования, улучшения качества профессионального образования, повышения лингвистической компетентности граждан, а также повышения уровня базовых навыков в чтении, математике и науках. Наконец, существенной составляющей должны стать оценка потребностей в новых навыках и их формирование в системе обучения и подготовки.

Обеспечение равенства и активности граждан предполагает облегчение доступности и персонализацию обучения для граждан со специальными потребностями и мигрантов.

В целях стимулирования инноваций, творчества и предпринимательства особое внимание в рамках программ обучения предлагается уделить формированию и оценке междисциплинарных компетенций, а также формированию многостороннего партнерства вузов, бизнеса, исследовательских институтов и организаций культуры.

4. Определяются конкретные индикаторы достижения согласованных целей. Например, увеличение инвестиций в высшее образование до 2% ВНП и повышение доли взрослых с высшим образованием в возрасте от 30 до 34 лет, по крайней мере, до 45%.

5. Определяются (уточняются) инструменты реализации и рабочие процедуры в рамках открытого метода координации (ОМК). Последнее особенно важно.

Политическое управление сотрудничеством в области образования и подготовки осуществляется Советом ЕС по образованию, молодежной политике и культуре, а реализация и координация Программы-2010 с 2005 г. находится в компетенции Координационной группы по образованию и подготовке 2010. С 2002 г., по крайней мере, два раза в год собирается Группа высокого уровня для обсуждения политических приоритетов Президентской программы в сфере образования и подготовки. В результате консультаций с участниками ОМК (32 страны, 5 Европейских социальных партнеров, 52 организации в сфере образования и подготовки) ЕК разработала предложения по возможным подходам совершенствования рабочих методов координации[4]. Четыре подхода основываются на возможности и необходимости корректировки основных элементов ОМК определения целей; организации взаимного обучения; мониторинга и отчетности; горизонтальной координации и управления ОМК.

Вариант 1. Отказ от ОМК для образования и подготовки. Определение целей при этом осуществляется в рамках интегрированных рекомендаций для роста и занятости, взаимное обучение включается в существующие программы Европейской стратегии занятости; отчетность реализуется как составная часть национальных программ реформирования Лиссабонской стратегии. Участники программы «Образование и подготовка 2020» включаются в базовые структуры Лиссабонского процесса. Комитет по образованию сохраняется, но объем его задач существенно сужается.

Вариант 2. Сохранение статус-кво. ОМК для сотрудничества в сфере образования и подготовки сохраняется в объеме, сформированном в процессе осуществления Программы 2010. Его динамическая составляющая позволяет осуществлять дальнейшее пошаговое развитие на основе адаптации к промежуточным задачам и корректировки рабочих методов в контексте представляемых раз в два года докладов.

Вариант 3. Совершенствование стратегической рамки сотрудничества – рационализация, упрощение и повышение эффективности ОМК. Дополнение долгосрочных целей конкретным набором непосредственных и гибких приоритетов, точнее отражающих краткосрочные потребности. Совершенствование методов взаимного обучения, более гибкая и тематически сфокусированная организация мониторинга и оценки. Усиление роли Группы высокого уровня в определении приоритетов, управлении, мониторинге и взаимодействии с Советом по образованию, при сохранении ее неформального статуса.

Вариант 4. Расширение и углубление ОМК во всех сферах образования и подготовки. Формирование новых специфических целей, связанных с конкретными Европейскими индикаторами и национальными целями. Структурированный диалог, мониторинг и отчетность становятся ежегодными и включают национальные планы действий и страновые рекомендации. Для повышения статуса Группы высокого уровня осуществляется подготовка соответствующего законодательного предложения. Координация и последовательность всех действий и инициатив в области образования и подготовки существенно повышается в результате их большей интеграции.

В результате сравнительного анализа по параметрам влияния на качество достижения стратегических целей и возможностям их применения был рекомендован выбор третьего варианта. Причем в части касающейся мониторинга и отчетности, существующие инструменты дополнены ежегодными докладами по основным политическим результатам, с включением индикаторов и контрольных параметров для сопоставления.

По итогам обсуждения «Стратегической рамки для Европейского сотрудничества в образовании и профессиональной подготовке» на период до 2020 г. на февральском заседании Совета по образованию, молодежной политике и культуре был достигнут консенсус относительно четырех стратегических целей, однако для согласования индикаторов было принято решение уточнить их количество, содержание и объем для дальнейшего обсуждения на майском заседании 2009 г.[5].

Совет принял обращение к весеннему заседанию ЕС, в котором представил позицию по стратегии сотрудничества в сфере образования и подготовки[6], и молодежной политике[7]. Совет также заслушал предложение Комиссии о «Новых навыках для новой работы: прогнозируя рынок труда и необходимые навыки», которое является составной частью (обще)европейского плана экономического восстановления и призвано содействовать повышению занятости через подготовку и повышение квалификации[8].

В рамках майского заседания Совета[9] предложение о стратегической рамке было принято и внесено в Заключение о Программе 2020 (“ ET 2020”) с небольшими корректировками по срокам первого короткого цикла, включающего три года, с 2009 по 2011 гг.[10]. Совет утвердил основные стратегические цели и методы управления в рамках ОМК, согласовал Европейские контрольные параметры по пяти ключевым целям:

- Участие взрослых в обучении в течение всей жизни: не менее 15 % взрослого населения к 2020 г. примут участие в различных программах обучения.

- Базовые навыки: к 2020 г. количество учащихся с низкими навыками грамотности не должно превышать 15%.

- Высшее образование: доля 30-34 летних граждан с высшим образованием к 2020 г. должна быть не ниже 40%.

- Раннее завершение обучения: не более 10 % граждан должны выпадать из системы обучения к 2020 г.

- Доступность раннего обучения: по крайней мере, 95% детей старше 4 лет и младше школьного возраста должны участвовать в программах раннего обучения детей.

По трем сферам (мобильность, занятость и лингвистические компетенции) Совет решений не принял и рекомендовал продолжить работу по определению параметров. По мобильности, прежде всего, для высшего образования и с учетом целей Болонского процесса (БП) ЕК должна подготовить соответствующие предложения до конца 2010 г., по занятости – также к концу 2010 г., по лингвистическим компетенциям – к концу 2012 г.

Совет также принял два европейских законодательных акта, призванных повысить уровень мобильности и качество профессионального образования и подготовки. Рекомендации Европейского парламента и Совета ЕС об учреждении Европейской кредитной системы для профессионального образования и подготовки[11] направлены на снятие барьеров по идентификации, валидации и признании результатов обучения, полученных в других странах. Рекомендации Европейского парламента и Совета об учреждении рамочных требований к обеспечению качества профессионального образования[12] должны содействовать развитию образования и мониторингу повышения его качествав странах-членах ЕС на основе общих критериев.

Таким образом, сложный и оцениваемый как достаточно слабый по политическим итогам период председательства Чехии в ЕС оказался вполне успешным в сфере образования. Была согласована и одобрена стратегия на новое десятилетие, подготовленная в процессе выполнения Программы 2010. В принятой Советом стратегической рамке сотрудничества до 2020 г. были определены общие цели и индикаторы развития образования и системы профессиональной подготовки, а также предусмотрены возможности расширения и повышения качества совместных и скоординированных действий в этой сфере на основе дальнейшего развития инструментов ОМК.

Одновременно с процессом разработки и согласования стратегии до 2020 г. создавалась концепция формирования Общеевропейского пространства высшего образования в новом десятилетии, в том числе видение того, как должен развиваться Болонский процесс. Безусловно, это значительно более широкий процесс, включающий 46 стран, однако ЕС и, в частности, Еврокомиссия оказывают несомненное влияние на его развитие, и это нашло отражение целях, зафиксированных в Коммюнике конференции европейских министров, ответственных за образование, принятом 28-29 апреля 2009 г.[13].

Основные цели включают:

1) Расширение доступности высшего образования, включая определение каждой страной-участницей Болонского процесса измеримых целей для интеграции в высшее образование различных социально уязвимых групп.

2) Реализация национальных стратегий обучения в течение всей жизни на основе принципов и процедур, сформулированных Европейской ассоциацией университетов в Хартии по обучению в течение всей жизни, и внедрения до 2012 г. национальных квалификационных рамок, сопряженных с рамкой квалификаций для европейского пространства высшего образования.

3) Формирование в рамках вузовских программ навыков, обеспечивающих занятость выпускников.

4) Совершенствование качества программ обучения на основе компетентного подхода, в тесном взаимодействии с работодателями.

5) Совершенствование качества обучения на основе интеграции науки и образования.

6) Интернационализация программ и деятельности институтов высшего образования, расширение международного сотрудничества, определение качества трансграничного образования стандартами, сформулированными в Европейских рекомендациях по качеству высшего образования и сопряженными с рекомендациями по обеспечению качества трансграничного образования ЮНЕСКО/ОЭСР.

7) Повышение мобильности до 20 % к 2020 г. на основе внедрения совместных программ, осуществления комплекса практических мер, направленных на улучшение качества информации и инфраструктуры, уровня финансирования, гибкости программ повышения привлекательности карьеры преподавателя и исследователя.

8) Совершенствование системы мониторинга и сбора данных, отражающих реализацию основных целей БП в новом десятилетии.

9) Повышение прозрачности механизмов взаимодействия и выявление наилучших практик сотрудничества.

10) Приоритетность государственного финансирования для обеспечения доступности и устойчивого развития высшего образования.

Рабочие методы организации Болонского процесса остаются прежними, однако вводится статус сопредседателя, в качестве которого действует страна, не входящая в ЕС. Порядок ротации сопредседателей еще предстоит выработать. Тем не менее, в определенной степени, расширяется возможность влияния этих стран на Болонский процесс. Одновременно, для реализации приоритетов нового этапа Рабочая группа БП должна подготовить рабочий план мероприятий до 2012 г., а также определить индикаторы оценки мобильности (аналогично решению Совета по стратегической рамке); сформировать сеть с использованием существующих структур, обеспечивающую оптимальный обмен информацией и продвижение общеевропейского пространства высшего образования (ОЕПВО) в глобальном пространстве; осуществить мониторинг мер, нацеленных на увеличение прозрачности и реализацию национальных планов признания квалификаций. Рабочая группа должна представить соответствующие данные на конференции 2012 г.

Система мониторинга и оценки целей БП в целом остается прежней, хотя, безусловно, планируется дальнейшее совершенствование методологии «stocktaking», а также более тесное сотрудничество национальных органов власти с Евростатом и Евродайс. Доклад о новых результатах должен быть представлен в апреле 2012 г. в Бухаресте на встрече министров, ответственных за образование. В принципе, для получения объективного представления относительно ситуации с выполнением вышеизложенных задач в Российской Федерации уже в ближайшее время надо совершенствовать систему мониторинга и сбора данных. Объективное и полное предоставление статистических и качественных аналитических данных не только обеспечит повышение эффективности участия РФ в формировании общеевропейского пространства высшего образования, но и может служить инструментом продвижения российского бренда в международном пространстве. Пока же анализ докладов, представленных к конференции министров в 2009 г., показывает, что по уровню входящей и исходящей мобильности студентов Россия относится к немногочисленной категории стран с менее чем 1% мобильных студентов от общего количества обучающихся[14]. В страновом профиле доклада по ключевым индикаторам социального измерения и мобильности по большинству параметров Россия не представлена, а по имеющимся данным о мобильности российские показатели значительно ниже среднего уровня десяти стран с самым низким уровнем мобильности[15]. Отсутствуют и качественные данные о состоянии разработки и внедрения национальной квалификационной рамки, сопоставимой с общеевропейской квалификационной рамкой[16], призванной содействовать повышению сопоставимости программ и квалификаций, лучшему пониманию национальных систем и повышению качества сотрудничества и мобильности.

Россия, которая как участник процесса формирования общеевропейского пространства высшего образования разделяет общие согласованные цели, в новом десятилетии должна более эффективно использовать Болонский процесс и его механизмы для решения национальных задач многоуровневой интернационализации системы высшего образования и позиционирования российских программ на региональном и международном рынке образовательных услуг. В этом смысле для нас составляет интерес еще один документ, слабо отраженный в Коммюнике. Имеется в виду доклад «Европейское пространство высшего образования в глобальном контексте», одобренный Болонской группой в Праге 12-13 февраля 2009 г., в котором сформулированы базовые рекомендации, направленные на повышение привлекательности европейского пространства высшего образования в мире и развитие сотрудничества с третьими странами[17].

Стратегия «Европейское пространство высшего образования в глобальном контексте» выделяет три уровня действий: институциональный, национальный, европейский, – и формулирует рекомендации для двух последних:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: