Учебная цель: изучить требования к организации питания в коллективах (образовательных, ЛПУ).
Практические навыки: научиться осуществлять медицинский контроль за питанием в организованных коллективах
??
1. Гигиеническое значение питания. Критерии адекватности питания.
2. Физиологическая роль основных питательных веществ.
3. Особенности энерготрат и обмена веществ у людей разного возраста. Факторы, учитываемые при разработке норм физиологических потребностей в питании
4. Определение рационального и сбалансированного питания. Гигиенические принципы организации рационального питания.
5. Лечебное, лечебно-профилактическое и диетическое питание, основные требования к организации, режиму, ответственность должностных лиц.
6. Основные методы оценки питания.
7. Задачи и содержание медицинского контроля питания в организованных коллективах.
":заполните таблицу 1.
&: приложения №№ 30, 33, 35-38, 59.
Таблица 1
Характеристика незаменимых и заменимых питательных веществ
|
|
Параметры | Незаменимые | Заменимые |
Название | ||
Синтез в организме | ||
Содержание в депо | ||
Роль в организме | ||
Доступность: распространение в продуктах, цена |
Р а б о т а н а з а н я т и и:
1. Провести оценку питания детей дошкольного возраста при 12-часовом пребывании в ДО № 204 по следующей схеме:
1.1. Указать: Pнаименование документов, необходимых для оценки питания в организованном коллективе; P наименование учреждения; P период, за который проведена оценка.
1.2. Оценить набор продуктов питания на одного ребенка в сутки по накопительной ведомости за месяц, в сопоставлении с утвержденным постановлением правительства (см. табл. 2); отметить P отсутствующие продукты; Pпродукты, выдаваемые в избытке и недостатке.
Таблица 2
Набор продуктов (в день на одного ребенка), г
Наименование продуктов | Нормы питания * | Фактически** |
Хлеб ржаной | – | |
Хлеб пшеничный | 143,0 | |
Мука пшеничная | 19,0 | |
Мука картофельная | 3,0 | |
Крупа, бобовые, макароны | 45,9 | |
Картофель | 253,2 | |
Овощи | 257,3 | |
Фрукты сухие | 7,2 | |
Фрукты свежие | 40,8 | |
Сахар | 59,6 | |
Кондитерские изделия | 19,6 | |
Кофейный напиток | 1,4 | |
Мясо | 54,2 | |
Рыба | 39,2 | |
Молоко | ||
Сметана | 11,1 | |
Творог | 24,0 | |
Масло сливочное | 43,0 | |
Яйцо /шт./ | 0,5 | 0,5 |
Соль | 9,4 | |
Масло растительное | 6,0 | |
Чай | 0,2 | 0,2 |
Сыр | 4,3 | |
Дрожжи | 1,0 |
* - согласно постановлению правительства при 12-часовом пребывании в детском учреждении детей в возрасте 3-7 лет.
** - выдано в ДО № 204в январе.
1.3. Оценить питание по меню и выходу (объему порции) блюд (см. табл. 3): Pчастота повторения одних и тех же продуктов, блюд по приемам пищи в течение дня и недели; Pналичие в рационе овощных блюд, салатов из свежих овощей, винегретов; P наличие жидких блюд на каждый приём пищи; Pрациональное распределение блюд рыбных, мясных, молочных, овощных и крупяных по приемам пищи; Pотсутствие нарушений в применении запрещенных продуктов и блюд; P объем и масса порций.
|
|
1.4. Оценить достаточность питательных веществ, полученных детьми в данном учреждении, в сопоставлении с нормами физиологических потребностей, утвержденными Министерством здравоохранения в 1991г. Медсестра учреждения провела расчет химического состава питания за январь. Установлено, что калорийность питания в среднем составила 1951 ккал. Дети получили: P белков 54,9 г, в т.ч. 29,8 – животного происхождения; P жиров 65,7 г, в т.ч. 9,5 – растительного происхождения; P углеводов 264,8 г; P витамина С – 30 мг, P кальция – 683,5 мг, P фосфора – 1479,7 мг.
1.5. Провести качественную оценку питания по расчету химического состава: Pдостаточность белков животного происхождения; Pдостаточность жиров растительного происхождения; P витаминную ценность и качество проведения витаминизации. Рассчитайте сбалансированность рациона - соотношения по массовым долям: P белков, жиров, углеводов по массовым долям; P кальция и фосфора. Каков удельный вес калорийности за счет белков, жиров и углеводов в обеспечении организма энергией?
1.6. Оценить режим питания (см табл. 4): P время приема пищи; P интервалы между приемами; Pпродолжительность ночного интервала; P распределение суточной калорийности по приемам пищи.
Таблица 4
Режим питания детей
Прием пищи | Распределение суточной калорийности по приемам пищи, % | Время приема пищи |
Завтрак | 8.00 – 8.30 | |
Обед | 12.00 – 12.30 | |
Полдник | 16.00 – 16.30 | |
Ужин | 17.45 – 18.15 | |
Ужин дома* | - | 20.00 – 20.30 |
* - данных нет
2. Дать заключение о рациональности питания, его недостатках и мерах по улучшению.
Таблица 3
Меню. Выход блюд, г
завтрак | выход | обед | выход | полдник | выход | ужин | выход | |
Понедельник | каша ячневая | щи со свежей капустой | молоко | каша пшенная | ||||
хлеб с маслом | 50/70 | рыба отварная с картофелем | 50/70 | печенье | хлеб | |||
яблоко | хлеб | чай | ||||||
чай | кисель | |||||||
Вторник | каша пшенная | свекольник на костном бульоне | кефир | каша рисовая | ||||
грейпфрут | мясная котлета с тушеной морковью | 50/70 | хлеб | хлеб | ||||
хлеб | хлеб | чай | ||||||
кофе | компот | |||||||
Среда | каша пшенная | суп с вермишелью | морс | творог со сметаной | 150/10 | |||
яблоко | курица с вермишелью | 50/150 | сдоба | хлеб | ||||
хлеб | хлеб | какао | ||||||
морс | морс | |||||||
Четверг | каша гречневая | суп с зеленым горошком | молоко | каша манная | ||||
яблоко | бигус | печенье | хлеб | |||||
хлеб | хлеб | кофе | ||||||
молоко | кисель | |||||||
Пятница | каша рисовая | суп полевой | кефир | сельдь соленая с картоф. пюре | 150/20 | |||
грейпфрут | плов | пряники | хлеб | |||||
хлеб | хлеб | чай | ||||||
чай | компот консервированный |