Понятия народности и национальности художественного творчества долго не различались. Когда начали формироваться национальные литературы, то немецкий ученый И. Гердер выступил с теорией национального своеобразия, основанной на изучении народных преданий и устного народного творчества. В 1778—1779 гг. он издал сборники народной поэзии под названием «Голоса народов в песнях». По словам Гердера, народная поэзия была «цветком единения народа, его языка и его старины, его занятий и суждений, его страстей и неисполненных желаний» (62, 213). Таким образом, немецкий мыслитель находил выражение народного духа, национальной «субстанции» прежде всего в психологическом складе трудящегося народа и ему пришлось вытерпеть немало насмешек за обращение к поэзии «плебеев».
Интерес к народному творчеству в связи с проблемой национального своеобразия был и закономерен и прогрессивен для XVIII в. В феодальную эпоху национальная самобытность ярче всего проявилась в устном народном творчестве и в произведениях, которые испытали влияние этого творчества («Слово о полку Игореве» в России, «Песнь о Роланде» во Франции и т. п.) Господствующий класс, стремясь противопоставить себя трудящейся массе, подчеркнуть исключительность своего положения, тянулся к космополитической культуре, зачастую пользуясь даже чужим для народа языком. В конце XVIII и начале XIX в. прогрессивные деятели — просветители и романтики — обратились к народной поэзии.
|
|
Особенно сильно это проявилось в России. Для дворянских революционеров-декабристов, которые по образу жизни были далеки от народных, трудящихся масс, знакомство с народным творчеством стало одним из путей познания своего народа, приобщения к его интересам. Иногда в своих произведениях им удавалось проникать в дух народного творчества. Так, Рылеев создал думу «Смерть Ермака», принятую массами как народную песню.
В России поэзия декабристов и близких им по духу писателей во главе с Пушкиным с большой силой выражала интересы передового, революционного движения. Их поэзия была национальной по своему характеру инародно и, демократической по своему значению. Но сами они и критики последующих десятилетий еще не видели различия этих понятий. Так, Белинский
постоянно называл Пушкина и Гоголя «народными поэтами», подразумевая под этим высокую национальную самобытность их творчества, и только к концу своей деятельности он постепенно подошел к пониманию собственно народности.
В 30-е годы XIX в. правящие круги самодержавной России создали националистическую теорию «официальной народности». Под «народностью» ими понимались преданность самодержавию и православию; от литературы требовалось изображение исконно русского быта, пронизанного религиозными предрассудками, исторических картин, прославляющих любовь русского человека к царю. Пушкин, Гоголь, Белинский сделали немало, чтобы показать ограниченность авторов (Загоскина, Кукольника и некоторых других), выступавших в русле националистически понимаемой «народности».
|
|
Решающий перелом в понимании народности в литературе произвела статья Добролюбова «О степени участия народности в развитии русской литаратуры» (1858). Критик показал, что народность определяется не кругом тем, интересующих писателя, а выражением в литературе «точки зрения» трудящихся, народных масс, составляющих основу национальной жизни. Причем, оценивая народность творчества писателя, критик требовал, чтобы интересы угнетенных народных масс возводились на высоту интересов общегражданского, общенационального развития. Поэтому он упрекал в ограниченности даже Кольцова (55, 263). Выражение передовых идей своего времени, отвечающих так или иначе интересам народных масс, является условием для достижения литературой подлинной народности.
Революционно-демократические писатели, следуя за Добролюбовым, сознательно стремились к народности в своем художественном творчестве, но народность может быть и неосознанной. Так, Добролюбов, например, писал о Гоголе: «Мы видим, что и Гоголь хотя в лучших своих созданиях очень близко подошел к народной точке зрения, но подошел бессознательно, просто художнической ощупью» (55, 271; курсив наш. — С. К.). Оценить при этом народность произведений можно только исторически, ставя вопрос о том, какими произведениями, как и в какой мере тот или иной писатель мог в свою эпоху национального развития выражать интересы народных масс.
Наибольшее значение при этом имеют произведения,
изображающие исторические события. Изображая события, в которых неизбежно участвуют все слои общества, автор особенно наглядно показывает, в чем он видит силу своей нации на данном этапе ее развития и насколько его позиция соответствует «народной точке зрения». Например, в романе-эпопее «Война и мир» народность поэзии Л. Толстого выражается не только тогда, когда писатель рисует подвиги русских солдат на поле боя или крестьян, включившихся в партизанскую борьбу, но и тогда, когда он разоблачает пустоту патриотических фраз, звучащих и на военных советах штабных генералов, и в аристократических салонах. Восхищение народным подвигом и возмущение паразитизмом правящего класса порождены одним общественным идеалом писателя. Это же миропонимание руководит Л. Толстым, когда он изображает мирную жизнь во всем ее разнообразии: в заботах и праздниках, в любви и ненависти.
Народны произведения, посвященные жизни трудящихся масс, их деятельности, борьбе против угнетателей за утверждение своего достоинства. Такова, например, поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В то же время писатель может ограничиться и критическим изображением жизни класса эксплуататоров, показать ее с народной точки зрения, так как для прогрессивного развития народа очень важно передать, как искажается национальная жизнь в результате паразитизма господствующих слоев общества. Так, «Мертвые души» Гоголя народны не только потому, что автор включил в них лирические отступления о величии России, но и потому, что он раскрыл оскудение личности в среде крепостников, полную утерю ими гражданских интересов и общенациональных идеалов, превращение таких людей в «мертвые души». То же самое можно сказать и о всей сатирической литературе, обличающей противоречия классового общества.
|
|
Народными по своему значению могут быть и такие произведения, в которых изображаются лучшие представители господствующего класса, неудовлетворенные бессмысленностью существования среды, к которой они принадлежат по рождению и воспитанию, ищущие путей к деятельности и к иным формам человеческих отношений. Таковы «Евгений Онегин» Пушкина, лучшие романы Тургенева и Л. Толстого, «Фома Гордеев» и «Егор Булычев» Горького и т. д. В. И. Ленин придавал большое значение творчеству Л. Толстого прежде всего потому, что находил
в его произведениях выражение народного протеста в эпоху «подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками...» (14, 19).
И лирические произведения, воспроизводящие внутренний мир, отражающие многообразие эмоциональных откликов поэта на окружающую действительность, также могут быть народны по своему значению, если они отличаются глубиной и правдивостью своей идейной направленности. Таковы сонеты Петрарки и Шекспира, лирика Байрона и Шелли, Пушкина и Лермонтова, Гейне, Блока, Есенина, Маяковского. Они обогащают моральный, эмоциональный и эстетический опыт нации и всего человечества.
Для создания произведений, имеющих народное значение, важнейшую роль играет прогрессивность мировоззрения писателя, его идеалов. Но произведения народные по своему значению могут создавать и писатели с противоречивым мировоззрением. Тогда мера их народности определяется глубиной критической проблематики их творчества. Об этом можно судить по творчеству А. Островского или Диккенса. Стихийно-демократическое миропонимание давало им возможность создавать ярчайшие картины, разоблачающие мир наживы. Но писатели, прогрессивные только критической стороной своего творчества, обычно бывают неустойчивы в своих позициях. Рядом с острыми разоблачительными образами у них появляются неправдоподобные идиллические картины патриархальной жизни. Исследователь должен уметь вскрыть подобные противоречия писателя, народное значение которого признано историей литературы. Именно в таком подходе к пониманию художественного творчества методологический смысл ленинской оценки Л. Толстого, идеалы которого отражали «незрелость мечтательности» патриархального крестьянства, но в то же время приводили писателя к реалистическому срыванию «всех и всяческих масок» (13, 212, 209).
|
|
Литература народная по своему значению вооружает передовые силы нации, ее прогрессивные общественные движения, которые служат раскрепощению трудящихся масс и установлению новых форм общественной жизни. Она поднимает гражданскую активность социальных низов, освобождая трудящихся от авторитарных представлений, от зависимости их от власть имущих. Современному пониманию народности отвечают слова В. И. Ленина, пересказанные К. Цеткин: «Искусство принадлежит
народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их» (16, 657).
Чтобы выполнить эту функцию, искусство должно быть доступно народу. Одну из главнейших причин отсутствия народности в долгие века развития русской литературы Добролюбов видел в том, что литература оставалась далекой от масс из-за неграмотности последних. Критик чрезвычайно остро переживал узость русских читательских кругов: «...великость ее (литературы. — С. К.) значения ослабляется в этом случае только малостью круга, в котором она действует. Это последнее такое обстоятельство, о котором невозможно без сокрушения вспомнить и которое обдает нас холодом всякий раз, как мы увлечемся мечтаниями о великом значении литературы и о благотворном влиянии ее на человечество» (55, 226—226).
О таком же трагическом отрыве основной массы народа от национальной культуры пишут современные писатели Латинской Америки и многих стран Азии и Африки. Подобный барьер преодолевается только социальными преобразованиями общества. Примером могут служить преобразования в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции, когда достижения культуры перестали быть достоянием «верхних десяти тысяч».
Народность искусства определяется не только достоинствами его содержания, но и совершенством формы. Народный писатель добивается емкости и выразительности каждого слова, художественной детали, сюжетного поворота. Иногда это дается ему с большим трудом. Читая в «Воскресении» Л. Толстого простую, на первый взгляд, фразу: «Катюша, сияя улыбкой и черными, как мокрая смородина, глазами, летела ему навстречу»,— читатель представляет себе обаятельную в юной беззащитности девушку. Но он даже не догадывается, как долго художник работал над этими словами, пока не нашел единственно необходимое сравнение (первоначальное сопоставление глаз Катюши с вишнями разрушало художественный эффект).
Простота и доступность художественной формы в данном смысле определяются творческой требовательностью писателя, его эстетическим чутьем, мерой его талантливости. Чтобы донести до читателя идейное богатство своих
произведений, художник должен придать им высокое совершенство художественной формы и стиля.
Подлинно народная литература выражает наиболее полно общенациональные интересы, поэтому она обладает и ярко выраженным национальным своеобразием. Именно по творчеству таких художников, как Пушкин, Гоголь, Достоевский, Л. Толстой, Чехов, Горький, Шолохов, Л. Леонов, Твардовский, определяется наше представление и о народности искусства, и об его национальном своеобразии.
Однако процесс развития никогда не происходит изолированно в одной национальной культуре. Очень важно понять взаимодействие не только между народным и национальным значениями литературы, но и их связь с общечеловеческим ее значением. Она вытекает из той роли, которую нация, создавшая свою литературу, играет в общечеловеческом развитии. Для этого необходимо, чтобы писатель в национальной самобытности процессов, происходящих в жизни его народа, раскрыл особенности поступательного развития всего человечества.
Так, поэмы Гомера благодаря своей национальной самобытности с особенным совершенством отразили, по мысли К. Маркса, ту раннюю стадию развития всех народов, которую можно назвать детством «человеческого общества»1. Подобное же мировое значение имела для эпохи Возрождения итальянская поэзия (Данте, Петрарка и др.), а также английская драматургия (Шекспир); для эпохи абсолютизма — драматургия французского классицизма; для эпохи буржуазных революций — романтическая поэзия Байрона; для эпохи развития буржуазного общества — реалистическая литература Франции (Бальзак, Флобер), Англии (Диккенс), России (Пушкин, Гоголь, Л. Толстой, Достоевский, Чехов).
Наиболее ярко слияние народного, национального и общечеловеческого проявляется в литературе социалистического реализма. Процессы формирования человеческой личности в борьбе за построение нового, бесклассового общества важны для всего человечества. Писатели социалистического реализма вооружены научным пониманием объективных закономерностей исторического развития,
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 737.
они сознательно становятся на защиту интересов народа, К советской многонациональной литературе в полной мере относятся слова о советской культуре, прозвучавшие в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии: «Вбирая в себя богатство национальных форм и красок, она становится уникальным явлением в мировой культуре» (17, 53).
Лучшие произведения художественной литературы, в которых художники запечатлевают настоящее народа в его связи с прошлым, а тем самым отражают общее движение от настоящего к будущему, сохраняют непреходящее общенациональное, а нередко и всемирно-историческое значение. Они живут веками в сознании общества, являясь памятниками закономерных ступеней развития и отдельных народов, и всего человечества. Они переосмысляются общественностью разных народов на новых этапах их исторического развития в разных аспектах своего содержания, приобретая каждый раз новую идейно-эстетическую актуальность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857—
1858 годов)// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12.
2. Маркс К. Письмо Фердинанду Лассалю, 19 апреля 1859 г.//
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 29.
3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
Т. 20.
4. Энгельс Ф. Письмо Фердинанду Лассалю, 18 мая 1859 г.//
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 29.
5. Энгельс Ф. Письмо Минне Каутской, 26 ноября 1885 г. //
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 36.
6. Энгельс Ф. Письмо Маргарет Гаркнесс, начало апреля 1888 г.//
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 е изд. Т. 37.
7. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика
его в книге г. Струве // Поля. собр. соч. Т. 1.
8. Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против
социал-демократов // Поли. собр. соч. Т. 1.
9. Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся? // Поли,
собр. соч. Т. 2.
10. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература //
Поли. собр. соч. Т. 12.
11. Ленин В. И. Социалистическая партия и беспартийная револю
ционность // Поли. собр. соч. Т. 12.
12. Ленин В. И. Аграрная программа социал-демократии в первой
русской революции 1905—1907 // Поли. собр. соч. Т. 16.
13. Ленин В. И. Лев Толстой, как зеркало русской революции //
Поли. собр. соч. Т. 17.
14. Ленин В. И. Л. Н. Толстой // Поли. собр. соч. Т. 20.
15. Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу //
Поли. собр. соч. Т. 24.
16. Ленин В. И. О литературе и искусстве. 7-е изд. М., 1986.
17. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского
Союза. М., 1986.
18. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 23 апреля
1985 г. М., 1985.
19. Горбачев М. С. Избранные речи и статьи. М., 1985.
20. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
21. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
22. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования раз
ных лет. М., 1975.
23. Белинский В. Г. О русской повести и о повестях г. Гоголя
(«Арабески» и «Миргород») // Поли. собр. соч.: [В 13 т.] М., 1953.
Т. 1.
24. Белинский В. Г. Горе от ума. Сочинение А. С. Грибоедова //
Поли. собр. соч.: [В 13 т.] М., 1953. Т. 3.
25. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды//Полн.
собр. соч.: [В 13 т.] М., 1954. Т. 5.
26. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина//Полн. собр.
соч., [В 13 т.] М., 1955. Т. 7.
27. Белинский В. Г. Русская литература в 1843 году//Полн. собр.
соч.: [В 13 т.] М., 1955. Т. 8.
28. Белинский В. Г. Иван Андреевич Крылов // Поли. собр. соч.:
[В 13 т.] М., 1955. Т. 8.
29. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года //
Поли. собр. соч.: [В 13 т.] М., 1956. Т. 10.
30. Белый А. Будем искать мелодии [предисловие к сб. «После
разлуки»] //Белый А. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966.
31. Бехер И. Любовь моя, поэзия. Мч 1965.
32. Блок А. Возмездие [предисловие! // Собр. соч.: [В 8 т.] М.,
1960. Т. 3.
33. Брехт Б. Добавления к «Малому органону» // Брехт Б. Театр:
[В 5 т.] М., 1965. Т. 5. Ч. 2.
34. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.
35. Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923.
36. Веселоеский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
37. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980.
38. Винокур Г. О. «Горе от ума» как памятник русской художест
венной речи //Винокур Г. О. Избр. работы по русскому языку. М.,
1959.
39. Винокур Г. О. Язык «Бориса Годунова» // Винокур Г. О. Избр.
работы по русскому языку. М., 1959.
40. Винокуров Е. Поэзия и мысль. М., 1966.
41. Гегель. Логика//Соч. М.; Л., 1929. Т. 1.
42. Гегель. Лекции по эстетике. Соч., М., 1938—1958. Т. 12—14.
43. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: [В 4 т.] М., 1968—1973.
44. Гете И. В. Об искусстве. М., 1976.
45. Гоголь Н. В. Театральный разъезд после представления новой
комедии // Поля. собр. соч.: [В 15 т.] М., 1949. Т. 5.
46. Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине // Полн. собр. соч.:
[В 15 т.] М., 1953. Т. 6.
47. Горький М. О том, как я учился писать // Собр. соч.: В 30 т.
М., 1953. Т. 24.
48. Горький М. Беседа с молодыми // Собр. соч.: В 30 т. М., 1953.
Т. 27.
49. Горький М. Письмо к Г. Мамедли, 19 ноября 1934 г. // Собр.
соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 30.
50. Горький М. О литературе. М., 1953.
51. Гюго В. Предисловие к «Кромвелю» // Избр. соч.: В 2 т. М.,
1952. Т. 2.
52. Дидро Д. Парадокс об актере//Собр. соч.: В 10 т. М.; Л., л
1936. Т. 5. *
53. Дидро Д. О драматической поэзии//Собр. соч.: В 10 т. М.;
Л., 1936. Т. 5.
54. Дидро Д. Разрозненные мысли//Собр. соч.: В 10 т. М.. 1946.
Т. 6.
55. Добролюбов Н. А. О степени участия народности в развитии
русской литературы //Собр. соч.: В 9 т. М., 1962. Т. 2.
56. Добролюбов Н. А. Темное царство // Собр. соч.: В 9 т. М.,
1962. Т. 5.
57. Добролюбов Н. А. Когда же придет настоящий день? // Собр.
соч.: В 9 т. М., 1963. Т. 6.
58. Достоевский Ф. М. Письмо М. М. Достоевскому, 1 февраля
1846 г./ /Достоевский Ф. М. Письма. М.; Л., 1928. Т. 1.
59. Залыгин С. О художественном языке и художественном об-разе//Вопр. литературы. 1969. № 6.
60. Зельдович М. Г. Вопросы теории реализма. Харьков, 1957.
61. Золя Э. Натурализм в театре // Собр. соч.: В 26 т. М, 1966
Т. 24.
62. История немецкой литературы. М., 1963. Т. 2.
63. Кон И. Национальный характер — миф или реальность? //
Иностр. литература. 1968. № 9.
64. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.,
1957.
65. Ломоносов М. В. Предисловие о пользе книг церьковных в рос
сийском языке // Ломоносов М. В. Стихотворения. М., 1935.
66. Ломоносов М. В. Письмо о правилах Российского стихотворст
ва //Ломоносов М. В. Стихотворения. М., 1935.
67. Луначарский А. А. Силуэты. М., 1965.
68. Любимов Н. М. Сервантес — мастер слова: Наблюдения пере
водчика // Сервантес и всемирная литература. М., 1969.
69. Манн Т. Опыт о театре//Собр. соч.: В 10 т. М., 1960. Т. 9.
70. Немирович-Данченко В. И. Письмо А. М. Горькому, 4 февраля
1936 г./ /Немирович-Данченко В. И. Избр. письма: В 2 т. М., 1979.
Т. 2.
71. Олеша Ю. Ни дня без строчки. М., 1965.
72. Островский А. Н. Записка об авторских правах драматического
писателя // Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1978. Т. 10.
73. Павловский А. О психологическом анализе в советской литера
туре (В историографическом аспекте) // Проблемы психологизма в со
ветской литературе. Л., 1970.
74. Плеханов Г. В. Письма без адреса // Плеханов Г. В. Литература
и эстетика. М., 1958. Т. 1.
75. Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь //Плеха
нов Г. В. Литература и эстетика. М., 1958. Т. 1.
76. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы.
М., 1972.
77. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. статей. М.,
1983.
78. Пришвин М. Незабудки. М., 1969.
79. Пушкин А. С. О классической трагедии//Собр. соч.: В 10 т. М.,
1962. Т. 6.
80. Пушкин А. С. ТаЫе-Та1к//Собр. соч.: В 10 т. М., 1962. Т. 7.
81. Пушкин-критик. М.; Л., 1934.
82. Русские писатели о литературном труде (XVIII—XX вв.): В 4 т.
Л., 1954—1956.
83. Русские писатели о языке (XVIII—XIX вв.). Л., 1954.
84. Сергеенко П. Толстой и его современники. М., 1911.
85. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве//Собр. соч.: В 8 т.
М., 1954. Т. 1.
86. Тальма. О сценическом искусстве. М., 1888.
87. Теория литературы. Основные проблемы в историческом осве
щении. Роды и жанры литературы. М., 1964; Стиль. Произведение.
Литературное развитие. М., 1965.
88. Толстой Л. Н. Что такое искусство?//Полн. собр. соч.: [В 90 т.]
М., 1951. Т. 30.
89. Толстой Л. Н. О Шекспире и его драме//Полн. собр. соч.:
[В 90 т.] М., 1950. Т. 35.
90. Толстой Л. Н. Письмо А. А. Фету, 17 ноября 1870 г.//Полн.
собр. соч.: [В 90 т.] М., 1953. Т. 61.
91. Толстой Л. Н. Письмо С. А. Рачинскому, 27 января 1878 г.
// Полн. собр. соч.: [В 90 т.] М., 1953. Т. 62.
92. Л. Н. Толстой о литературе. М., 1955.
93. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М.; Л., 1930.
94. Тургенев И. С. Предисловие к VII тому собр. соч. 1869 г.//
Собр. соч.: В 12 т. М., 1956. Т. 9.
95. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,
1977.
96. Фадеев А. Разгром//Собр. соч.: В 5 т. М., 1959. Т. 1.
97. Фадеев А. За тридцать лет. М., 1959.
98. Хемингуэй Э. Избр. произведения. М., 1959. Т. 2.
99. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: В 2 т./
Сост. и пер. С. Мокульский. 2-е изд. М.; Л., 1953. Т. 1.
100. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к дейст-
вительности//Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1949. Т. 2.
101. Чернышевский Н. Г. О поэзии. Сочинение Аристотеля//
Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1949. Т. 2.
102. Чернышевский Н. Г. Детство и отрочество. Сочинения графа
Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого//Полн. собр.
соч.: В 15 т. М., 1947. Т. 3.
103. Чернышевский Н. Г. Заметки о журналах (июнь 1869 г.)//
Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1947. Т. 3.
104. Чернышевский Н. Г. Сочинения и письма Н. В. Гоголя//Полн.
собр. соч.: В 15 т. М., 1948. Т. 4.
105. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.
106. Шиллер Ф. Преступник из-за потерянной чести//Собр. соч.:
В 7 т. М., 1956. Т. 3.
107. Шиллер Ф. О трагическом искусстве//Собр. соч.: В 7 т. М.,
1957. Т. 6.
108. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М, 1935.
109. Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.
ПО. Щедрин Н. (Салтыков М. Е.) Помпадуры и помпадурши// Собр. соч.: В 20 т. М., 1969. Т. 8. 111. Эккерман Н. П. Разговоры о Гете в последние годы его жизни. М.; Л., 1934. |
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ1 |
' Указываются страницы, где дается определение понятия (термина) или характеризуются основные сферы его применения. |
Авторские психологические характеристики 225
— рассуждения 81, 220
Авторство 6
«Агиографические» произведения 445 Акт в драме 248
Акцент (ударение) логический 332
— метрический (стоповой) 373
— речевой 331 — 332
— ритмический 357—358
— словный 332
— эмфатический 333
Александрийский стих 380—381, 414,
Алкеева строфа 386
Аллегория 323—324
Аллитерация 393
Амфибрахий 372
Амфимакр 378
Анапест 372
Анафора 341
Антибакхий 378
«Антироман» 97
Антитеза словесная 344
Античная литература 442
Антология, антологическое стихотворение 425
Антропоморфизм 45
Архаизм 266, 287—289
Ассонанс 392
Ассоциативность лирической образности 268
— представлений 87
Аэды 49
Бакхий 378 Баллада 426 Басня 324, 405, 426 Белые стихи 362 Биография писателя 12 «Бог из машины» 456 Былина 115, 401
Вариант произведения, текста — см.
Редакция произведения, текста «Век героев» 114 Вестники (в драме) 243 «Вещный мир» 228—229 Виды искусства изобразительные 47,
62, 70, 78
— — экспрессивные 48, 63, 70, 78,
257
«Вирши» 368
Водевиль 419
Возвышенный идеал 140—141
Возрождение, литература эпохи Возрождения 448
Вольный ямбы 381, 426
Воспитательное значение искусства 65
Время в литературе 73—74, 220, 241, 263
— сценическое 241
Всемирно-историческое значение ли
тературы 514
Вставные рассказы 237 «Вульгарная социология» 155 Вымысел художественный 52, 54, 58
— сюжетный 199
Высказывания персонажей 220
«Высокий» стиль 288
Газель 421
Галлицизмы 273, 276—277 Гекзаметр 380, 423 Героика в синкретическом творчестве 114
— — художественном творчестве
116—117
Героический пафос (героика) 113 Герой 144, 189
— положительный в литературе со
циалистического реализма 178—
179, 481
— резонер 105
Гимн 422
Гипербола 46, 326—327
— и гиперболизация в драме 244—
245
— — — в синкретическом творчест
ве 46
— — — в художественной речи 327
— — — в художественном творчест
ве 65, 404, 446
Градация 343 Гротеск 62
Дактиль 372
Действие внешнее и внутреннее 200— 202
— драматическое 245—246
Действующее лицо 189
Декламационно-тонические стихи 388
— трехударные 389
— четырехударные 389
Декламация патетическая в драме
Детали предметной изобразительности 181, 231 — 233, 281 «Диалектика души» 191 — 192 Диалекты социально-речевые 272— 273
— языковые (говоры) 272—273, 278
Диалог 216, 251 — 253, 275
Диалогичность внутренняя эпическо
го произведения 238
Дольники 385
— хорео-дактилические 387
— ямбо-анапестические 387
Драма (как род литературы), драматические произведения 4°, 84—85, 240—242, 253, 256, 412
— (как жанр) 414—415
— для чтения 254, 412
— «интеллектуальная» 417
— «мещанская» 245, 416—417
— «эпическая» 250
«Драматизация» эпоса 223
Драматизм в жизни 118
Драматический пафос (драматизм)
87, 118—119 Драматургия театра и кино 253
Единоначалие — с.и. Анафора Единство действия 207—208
— и взаимодействие содержания и
формы произведения 429, 436
— времени, места и действия в драме
(«три единства») 414, 455, 462
Жанр литературный 398 Жанров система 399
— — в лирике 421
— — — теории классицизма 399,
454—455
Жанровая проблематика (жанровое
содержание) 401 «Жанровое ожидание» 399 Жанровые авторские обозначения 400
— группы 402
Жанры «высокие», «средние», «низкие» 399
— драматические 412
— лирические 420—422
— лиро-эпические 426
— эпические 403
«Жизнеподобие» 243
«Жития» 445
Завязка 209 Заговор 5
«Заимствование», теория «заимствования» 18, 199
Закономерности развития литературы
13, 29, 159, 441—442, 447 Замысел писателя 168, 436 «Заумный язык» 284 Звукопись 395 Звукоподражание 396
Идеалистическая эстетика 15—16 Идейно-художественные различия в
национальных литературах 447 Идейно-эмоциональная оценка жизни
в произведении 100—102, 261 Идейное утверждение (оправдание)
изображаемой жизни 54, 100, 137
— отрицание (осуждение) изобра
жаемой жизни 54, 101, 127
Идея произведения 89, 102—103
— — исторически правдивая 108
— — — ложная 109
Идиллия 406
Инверсия 345
Иносказательность художественной
речи 303
Инсценировка эпического произведения 255
Интерпретация, истолкование произведения 103, 185
Интонация 329
—• эмфатическая 350
Ироническое отношение к жизни 130
Ирония (как троп) 301, 310 — 311, 425
Искусство 8—10, 47
«Искусство для искусства» («чистое искусство») 28, 169
Историзм литературного мышления в литературоведении 14
— мышления писателей 465
Историко-культурная школа 16
Историческая конкретность характе
ров 90, 180
История литературы 23—24
«Йенская школа» 462
Каламбур 425
Кантилена 85
«Катарсис» 413
Классицизм, классицисты 399, 454
Классовость литературы 144, 154
— — в «вульгарной социологии» 155
— социалистической литературы
162—163
Клаузула 361
— гипердактилическая 362
— дактилическая 362
— женская 361
— мужская 361
— удлиненная 372, 379
— усеченная 372, 379
Комедия 401, 418—420
— «плаща и шпаги» 452
— «слезная» 416
Комизм, комическое 129, 133—134, 418
— положений 419
— речи 419
Компаративизм, компаративисты 18 Композиция 182—183
— деталей предметной изобразитель
ности 231 — 233
— «монтажная» 215, 250
— повествования 238
— «ретроспективная» 215
— речевых средств 267
— сюжета 212—213
Компоненты предметной изобрази
тельности 181, 183, 232
Константа 360
— двойная 365
Контекст 55, 67
Контраст (антитеза, противопоставление) характеров 97 Конфликт 79, 203
— в драме (роде) 245—246, 412
— — — (жанре) 415
— — комедии 418
— — трагедии 412—413
— общий (устойчивое конфликтное
положение) 204, 417
— частный («локальный») 204, 417
Корифей обрядового хора 49, 85
Корпус стиха 361
Критерии художественности 435—
Критика литературная 26 Кульминация сюжета 209
Легенды 5, 85, 115
Лексико-морфологическая выразительность слов 284
Летопись, летописцы 42
Лирика, лирические произведения 50, 84/257, 420
— автопсихологическая 259
— в прозе 421
— и экспрессивные искусства 257
— мысли 262
— описательная 263—264
— первобытная 50
— повествовательная 263 — 264
— ролевая 258
— чувства 262
Лиризм 69
Лирическая проза 270 Лирические отступления 270 «Лирический беспорядок» 269, 423 Лирический герой 84
Лирическое переживание 258 Лиро-эпические произведения 269—
Литературоведение 4 •— и искусствознание 8
— — исторические науки 11
— — лингвистика 54
Логаэдические стихи, «логаэды» 386
Логико-риторические виды интонации
Магия в синкретическом искусстве 46
Мадригал 425
«Манифест» литературный 458 Марши 50, 358
«Материал» в формалистической теории 19
Медитация 262 Мелодия речевая 330—331 Мемуары 41, 237 «Местный колорит» 462 Метафора 37, 267, 296, 307
— двучленная 309
— лексическая 300
— овеществляющая 300
— олицетворяющая 299—300, 307
— отвлеченная 300—301, 307
Метод, методология литературоведе
ния 14, 22
— творческий 164
Метонимия 295, 304
— вещества 298
— времени 298
— места 295, 297, 304
— отвлеченная 305
— признака 298, 304
— принадлежности 298, 304
— средства 298, 304
Метр в стихе 372
Метрическая стиховая система 371 Мировоззрение писателя 169, 177 «Миросозерцание» писателя 169 Мифология, мифологические сказания, мифы 44, 47, 85, 115, 327 «Многоголосие» 239 «Модернистская» литература 472, 478 Монолог, монологическая речь 216
— в драме 251—253
— внутренний 224—226, 236
— повествователя 234
Мотив, система мотивов 185
— в компаративистской теории 18
— внутренний, эмоциональный 395—
396
Мышление как предмет изображения в литературе 77
Направления в литературе и искусстве 81, 453, 458
Направленность идейно-эмоциональная (тенденция) произведения 104
Напряженность драматического действия 247
Нарицательное значение характеров 95
Народность литературы 510
«Натуральная школа» 470
Национальное своеобразие литературы 462, 503
Национально-историческая жанровая проблематика 401, 403—405
«Невещественность» словесных образов 70—72
Неологизмы 266, 292
Нереалистическое отражение жизни 173—176
«Низкий» стиль 288
Новелла 408, 410
Номинативное значение слов 280
Номинативно-изобразительное значение слов 281
Нравоописательная жанровая проблематика 402, 405—407
Образ в философии и науках об искусстве 38
— и понятие 37
— и эстетическое восприятие 20
— научно-иллюстративный 39
— персонажа 174
— публицистически-иллюстративный
40
— фактографический 41, 432
— художественный 43, 431—432
Образность речи 67—68
— синкретического творчества 45
Обрамление сюжета 237
Обращение 313
Обрядовый хор, хоровод 48, 85
Обстоятельства, формирующие характеры — см. Характеры и обстоятельства
Общенациональное значение литературы 513—514
Общечеловеческое значение литературы 513—514
Объем жанра 398
Объем произведения, текста 401, 422
Ода 422
«Одноголосие» 217
«Озерная школа» 142, 460
Оксюморон 344
Октава 383
Олицетворение 312—314
— в синкретическом творчестве 46,
313
— общих представлений 314
— предметов 314
— природы 313
Онегинская строфа 383
Описание 220
— формы (научное) 184
«Отставание» содержания от формы
— формы от содержания 440
Очерк 411
Палеография 6 Параллелизм образный 314
— — одночленный 321
— — отрицательный 317
— — прямой двучленный 315
Пародия, пародийность 237, 419
Партийность литературы 144—145,
154, 160, 475 Пауза логическая 330
— речевая 329
— ритмическая 360
«Паузник» 387
Пафос 111, 401
— в драме (роде) 412
— — лирике 420
Пейзаж 230—231
Пентаметр 380
Перипетия 201
Перифраз 306, 425
Персонаж 97, 174, 189
Персонажей система 194—195
Персонажи в драме 242, 248
— главные и второстепенные 195
Песенно-тонические стихи 364
— — — двухударные 366
— — — трехударные 366
— — — четырехударные 365—366
Песня лирическая 50, 422
— — трудовая 50, 358—359
Песня эпическая 49—50, 401
— — героическая 49—50, 403
Пиррихий 374
Письма 237 Письменность 5, 82 Пластика словесная 72 Повествование 83, 219
— в драме 243
— — лиро-эпическом произведении
270—271, 409—410
Повествователь, образ повествователя
233—234 Повесть 403
— национально-историческая 404
— нравоописательная 407
— романическая 409
Повторы звуковые 392
— корневые 341
— синонимические 341
— словесные 340
«Подражение природе» 32
Подтекст 193
Познавательное значение искусства,
литературы 65, 76, 79 Портрет 226—227 Послание 421 Последующая история 211 «Поток сознания» 236 Поэзия стихотворная 86, 400 Поэма 50, 404
— героическая (национально-истори
ческая) 49, 85, 404
— лирическая 264, 422
— лиро-эпическая 270, 409—410,
426
— нравоописательная 406—407
— романическая 409
«Поэтика» 26
Предметная изобразительность 181
Предыстория 211
Принципы художественного отражения жизни 164
Проблема, проблематика произведения 94, 261
Проблемность литературы 80
Программа эстетическая (творческая) литературного направления, программность творчества 453, 459— 460
Проза, прозаическая речь 85, 353,
Пролог 212 Просодия языка 355
— — древнегреческого 371
— — русского 355, 369
Пространство художественное 74—
75, 221, 263
Противоречие замысла и реализма произведения 168
Прототипы 56, 194
Психологизм, психологический анализ 190—192, 408
— в драме 247
— — советской литературе 193
Публицистика, публицистическое на
чало в художественном произведе
нии 40—41, 81, 105
Пьеса 254, 412 Пятистишие 382
Раешный стих 391
Развитие действия 209
Развязка 209
Размеры стихотворные 373
«Разноречие» 218
Рапсоды 50
Рассказ 403, 410
— нравоописательный 404
— романический 410
— с национально-исторической жан
ровой проблематикой 404
Рассказчик 236
Реализм 80, 164, 435—436, 465
— критический 171, 465, 476—477
— социалистический 474, 476
— — в его героической идейной на
правленности 489
— — — — критической идейной на
правленности 498
— — — — романтической идейной
направленности 497
— — — изображении драматических
ситуаций 491—493
Редакция произведения, текста 7 Ремарки 6
Ренессанс — см. Возрождение Реплики (в драме) 251
— в сторону 244
Рефрен 343
Речевой строй произведения 182 Речь и язык 66, 271—272
— в ее «мыслеоформляющей» функ
ции 66
— — — экспрессивной функции 66
— несобственно-прямая 226
— художественная 76—77, 274
Ритм 352
— и метр в силлабо-тонических сти
хах 372
— стихотворной речи 357
— хоровых песен (плясовых, трудо
вых, маршевых) 358—359
Ритмичность прозы 353
Риторический вопрос 350 Риторическое восклицание 350 Рифма 362
— бедная 362
— богатая 363
— гипердактилическая 362
— дактилическая 363
— двухсловная 363
— женская 363
— мужская 363
— неполная (приблизительная) 363
— полная (точная) 362
Рифмовка в четверостишии 381
— — кольцевая 381—382
— — парная 381—382
— — перекрестная 381 — 382
Родовые формы 400
— — в драме (роде) 412
— — — лирике 421
— — — эпосе 403
Роды литературные 84
Роман 403, 407
— античный 407
— плутовской 408
— рыцарский 408
Романическая жанровая проблематика 402, 407
Романс 422 Романтизм 459
— гражданский 461—463
— религиозно-моралистический 460,
462—463
Романтический пафос (романтика)
140 Рубай 421
Саги 85
«Самовыражение» в лирике 259
Сапфическая строфа 386
Сарказм 130
Сатира (лирический жанр) 423
— (сатирический пафос) 128
«Свободное» стихосложение 390
Секстана 383
Сентиментализм 139
Сентиментальный пафос (сентимен
тальность) 136, 139—140
«Серьезный драматический жанр» 416—417
Силлабические стихи 368
Силлабо-тонические стихи 370
Символ 320—323
Символизм, символисты 153, 308
Синекдоха 296, 299, 304
Синкретическое творчество 45, 82, 313
Синтаксис 329, 347
«Система приемов» в формалистической теории 19
Сказ, сказовые формы 237, 351
Сказание 50
Сказители 49
Сказка 50, 85, 400
— богатырская 115
— волшебная 407
— о животных («животная», тотеми
стическая) 50, 324
— сатирическая 405
Скандирование стихов 360
Славянизмы 273, 288
Словесно-предметная иносказатель
ность 312
Словесность художественная 5 Содержание идейное произведения 88, 429
— лирики 261
Сонет 384
Социалистическая литература 160 Спектакль 255
«Список» 6 Спондей 376 Сравнение простое 301
— развернутое 318
— «сочиненное» 320
Средневековые литературы 444
«Средний» («посредственный») стиль
288 Стадиальная общность национальных
литератур 441 Стансы 421—422 Стиль как общеискусствоведческое
понятие 438
— литературного произведения 439
Стих, стихотворная речь 74, 357,
Стихотворение 421 Стопа 359, 370 Строфа, строфика 50, 381 Структура произведения 20 Структурализм 20 Сюжет 197—199
— авантюрный 206, 408
— в драме 245—246
— концентрический 205, 408
— многолинейный 208
— хроникальный 205
Сценарий 253
Сценичность драмы 254
Тавтология синтаксическая 343
Такты речи 353
Театр как синтетическое искусство
Театральность 242 Текст, текстология 7—8
— в драме основной 241
— — — побочный 241
Тема, тематика произведения 89
Темп речи 333
Тенденциозность произведения 104, 455—456
Тенденция произведения — см. Направленность идейно-эмоциональная произведения
Теоретические взгляды писателя 104, 169
Теория литературы 23—26
— «трех штилей» 288
Термин 37
Терцины 384
Тип, типическое 35, 39—40
— — в жизни 56
— — в искусстве 60—61, 173
Типизация в синкретическом твор
честве 45
— в художественном творчестве 43,
53—54
Тотемизм 46, 58
Точка зрения повествователя 234
Трагедия 49, 412
— «мещанская» 417
Трагическая «вина» 124
./Трагический герой 125, 413
— пафос (трагизм) 123—124
Трагическое в жизни 124—125
— в советской литературе 127—128
— в эпосе и лирике 127—128
Трибрахий 377
Тринадцатисложные стихи 369 Триолет 385
Тропы 27, 295
Ударение — см. Акцент Узнавание 213—214 Умолчание 213
Универсальность литературы 79 Условность в драме 243
— художественная 52, 224
Устное народное творчество (фольклор) 5, 115
Утопические идеалы писателя 153 Утопия (жанр) 406
Фабула 198
Фантастическая образность в искусстве 6, 437, 501
Фантастичность синкретического
творчества 45, 51—52
«Феррарская школа» 451
«Физиология» 411
Филология 4
Фольклор — см. Устное народное творчество
Фонетика поэтическая 392
Форма литературно-художественная 181, 429
— — в ее совершенстве 514
Формализм в литературоведении, фор
мальная школа 19, 68—69, 199
Формы поведения персонажей 198, 242—245
Функция литературно-художественной формы 183
— — — «конструктивная» 183—184
— — — содержательная 184
Футуризм, футуристы 68, 258
Характер в драме 248
— — его «самодвижении» («самораз
витии») 167, 172
— — модернистской литературе 97
— — национально-исторических
жанрах 405
— — нравоописательных жанрах 405
— — романических жанрах 407
— национальный 506
— односторонний 164, 444, 455—
457
— разносторонний (многосторонний,
многогранный) 96, 175
— социальный 54, 89, 173
Характеристики действий 221
Характеры и обстоятельства 165—
Хорей 367, 372
Хронологические перестановки событий 214
Художественная литература 4—5
Художественность произведения как его принадлежность к искусству 433
— — как его совершенство (цен
ность) 433
Цезура 363
— дактилическая 363
— женская 363
— мужская 363
Ценность произведения — см. Художественность произведения как его совершенство
Цикл 401
Цикл новелл 408
— очерков 411
— стихотворений 421
Четверостишие 381—382 «Чистота жанров» 454—455
Шестистишие 382
Эвфония 392
Элегическое двустишие (элегическ-ий дистих) 380, 424
Элегия 424
Эллипсис 338—339
Эмблема 325
Эмоциональная настроенность произведения 87
Эмоциональное размышление в лирике 258
Эмоционально-риторические виды интонации 349
Эмоциональность художественных образов 43
Экспозиция 211
Экспрессивность лирической речи 264
Эпиграмма 424—425
Эпизод описательный 221
— сценический 221, 249
Эпилог 212
Эпиникий 422
Эпитафия 425
Эпитет 334
— метафорический 308
— метонимический 305—306
— постоянный 338
Эпифора 342
«Эпическое» миросозерцание 235 Эпичность 87
Эпопея 50, 85, 115, 234, 401 Эпос (род литературы), эпические произведения 83, 219—221, 283, 403
— стихотворный первобытный 49
Эстетическое значение искусства 65
— совершенство (достоинство) про
изведения 439—440
— — художественной речи 83—84
Юмористический пафос (юмор) 133
Явление в драме 248
Язык и речь — см. Речь и язык
— литературный 273
Ямб 372
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...................................................................................................... 3
Введение
Глава I. Литературоведение как наука............................................... 4
Литературоведение и лингвистика............................................................ 4
Литературоведение и искусствознание................................................... 8
Литературоведение — общественно-историческая наука... 11
Литературоведение и его методология................................................... 14
История и теория литературы....................................................... 22
Литературоведение и литературная критика.......................................... 26
Раздел первый СВОЕОБРАЗИЕ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
Глава II. Специфика искусства..................................................... 31
Искусство и наука, понятия и образы............................................. 31
, Виды образности............................................................................. 38
Происхождение искусства и его видов.................................................. 44
Художественное творчество.................................................................. 53
Глава Ш. Литература как вид искусства. Роды литературы.. 65
Художественные возможности речи....................................................... 66
«Невещественность» словесно-художественных образов... 70
Время и пространство в литературе.............................................. 73
Познавательные возможности литературы и ее проблемность. 75
Место литературы в ряду искусств......................................................... 81
Деление литературы на роды......................................................... 83
Раздел второй
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ
Глава IV. Идейное содержание литературных произведений
Тематика литературных произведений
Проблематика литературных произведений..................................
Идейно-эмоциональная оценка жизни в литературных произ
ведениях......................................................................................
89 94
102 107 111 113 118 123 128 133 136 139 |
Идея произведения......................................
Историческая правдивость и ложность идеи
Глава V. Пафос и его разновидности
Героический пафос..............................
Пафос драматизма..............................
Трагический пафос..............................
Сатирический пафос............................
Юмор...................................................
Пафос сентиментальности.... Романтический пафос (романтика).
144 144 154 |
Глава VI. Партийность и классовость художественной лите
ратуры...............................................................................................
Партийность литературы...............................................................
Классовость литературы.-...."................................
Партийность и классовость литературы социалистических
стран...............................................................................................
Глава VII. Творческие Методы (принципы художественного
отражения жизни)................................................................................... 163
Сущность реализма.................................. -.................................... 164
Реализм и другие принципы отражения жизни............................ 168
Основные типы реализма.............................................................. 176
18 180 188 188 197 203 205 208 212 215 219 219 221 233 240 242 245 248 250 253 257 257 262 |
Г л г в а VIII. Литературно-художественная форма в ее соотне
сенности с содержанием........................................................................
Основные стороны формы............................................................
Функции формы и принципы ее изучения. Понятие интер
претации......................................................................................
Г л а в а IX. Общие свойства эпоса и драмы......................................
^j Персонажи и их система.................................................................
Понятие о сюжете..........................................................................
Сюжет и конфликт.........................................................................
Сюжеты хроникальные и концентрические.................................
Компоненты сюжета......................................................................
Композиция сюжета.......................................................................
Высказывания персонажей............................................................
Глава X. Особенности эпических произведений....
Основные средства изображения.........................................
Компоненты предметной изобразительности \... Повествователь в его отношении к персонажам...
Глава XI. Особенности драматических произведений..
Формы поведения персонажей............................................
Напряженность действия и внутренний мир персонажей
Композиция сюжета.............................................................
Особенности речи..............................................................
Драма в чтении и на сцене....................................................
Глава XII. Лирические произведения Предмет и содержание лирики.. Лирическая медитация и ее виды.
Экспрессивность лирической речи Лиро-эпическке произведения..
Глава ХШ. Художественная речь 271
Речь и язык. Разновидности речи.................................................
Речь художественная......................................................................
Глава XIV. Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи
Номинативная изобразительность слов Лексико-морфологическая выразительность слов
Глава XV. Иносказательная изобразительность и выразитель
ность слов............................................................................................
' Метономия и ее виды....................................................................
, Метафора и ее виды.................................................................. '.
Ирония как троп............................................................................
Простое сравнение........................................................................
Иносказательность художественной речи...................................
Глава XVI. Виды словесно-предметной иносказательности..
Олицетворение...............................................................................
Образный параллелизм.................................................................
Развернутое сравнение..............................................................
Образы-символы......................................................................
Образы-аллегории..........................................................................
Образы-эмблемы...........................................................................
Гипербола как вид словесно-предметной выразительности..
выразительность
Глава XVII. Интонационно-синтаксическая
художественной речи...........................................
Речевая интонация.......................................
Художественные эпитеты.............................
Эллипсис....................................................
Словесные повторы......................................
Словесная антитеза...................................
Инверсия.......................................................
Эмоционально-риторические интонации
Глава XVIII. Ритмика и фонетика художественной речи.352
Ритмичность прозы.............................................................. 353
Ритм стихотворной речи....................................................... 357
Песенные тонические стихи................................................. 364
Силлабические стихи........................................................... 368
Силлабо-тонические стихи............................................... 370
Строфика.............................................................................. 381
Дольники............................................................................... 385
Декламационно-тонические стихи....................................... 388
«Свободное» стихосложение............................................... 390
Поэтическая фонетика........................................................... 392
Глава XIX. Литературные жанры 398
Понятие о жанре. Системы жанров в литературном процессе. 398
Основные принципы жанровой классификации литературных
произведений 400
Эпические жанры 403
280 280 284
297 294 301 301 303
312 312 314 318 320 323 325 326
328 329 334 338 339 344 345 349
353 357 364 368 370 381 385 388 390 392
398 398
400 403
' Драматические жанры.......................................................................... 412
•Лирические жанры.............................................................................. 420
Лиро-эпические жанры........................................................................ 426
Глава XX. Содержание и форма произведений. Стиль, худо
жественность............................................................................................... 427
Единство и взаимодействие содержания и формы.... 427
Художественность и ее критерии........................................................ 431
Стиль литературных произведений..................................................... 438
Раздел третий ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава XXI. Закономерности исторического развития литера
туры......................................................................................................... 441
Стадиальные общности в национальных литературах................ 441
Идейно-художественные различия в национальных литера
турах................................................................................................ 447
Литературные направления. Классицизм................................................. 453
Романтизм как стадия литературного развития........................................ 459
Стадия развития критического реализма..................................................... 465
Глава XXII. Литература социалистического реализма.... 474
Принципы литературы социалистического реализма.... 474
Многообразие литературы социалистического реализма.. 487
Глава XXIII. Национальное своеобразие и народность лите
ратуры................................................................................................. 502
Национальное своеобразие литературы.................................................. 502
Народность литературы....................................................................... 508
Список использованной литературы.................................................................. 514
Предметный указатель................................................................................. 518
Введение в литературоведение: Учеб. для филол.. спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков и др.; Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 528с.