Олигополистического рынка

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру. На рисунке 3.1 схематически показаны основные черты олигополистического рынка.

 
 


Рис. 3.1. Черты олигополии

Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что фирмы можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих фирм приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 2 до 20 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

При монополистической конкуренции решающей причиной несовершенной конкуренции является дифференциация продукта. В условиях олигополии этот фактор тоже имеет значение. Наличие особого (дифференцированного) продукта может затруднять доступ конкурентов на рынок. Так, разработка удачной модели автомобиля помогает его производителю пользоваться преимуществами уникальности данного изделия на рынке и извлекать в результате этого дополнительные прибыли.

Тем не менее, дифференциация продукта имеет при олигополии необязательный характер, не она определяет суть рыночной ситуации. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например, автомобилестроение). Но существуют и отрасли, где продукт является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, черная и цветная металлургия).

Как уже отмечалось выше, характер рыночной структуры и конкуренции в значительной степени определяется наличием барьеров для вхождения в отрасль. Юридические и другие барьеры, существующие независимо от действий фирм, называются чистыми барьерами. Барьеры, которые выдвигаются фирмами в целях ограждения себя от конкуренции, называются барьерами стратегического сдерживания.

Американский экономист Дж. Бейн различал три типа барьеров - дифференциация продукта, преимущество низких издержек и экономия на масштабах производства. Барьеры второго и третьего типа чаще всего можно отнести к чистым при условии, что они не носят преднамеренного характера.

При слабости чистых барьеров стратегия фирм может быть различной: 1) установление цены, ограничивающей вход в отрасль; 2) создание препятствий для вхождения фирм в отрасль; 3) ценовые войны в случае проникновения конкурента.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими. Однако крупных фирм в отрасли никогда не может быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути проникновения новых фирм в отрасль. При обычном развитии событий фирма укрупняется постепенно и к тому времени, когда в отрасли складывается олигополия, узкий круг крупнейших фирм уже фактически определен. Чтобы вторгнутся в него, «чужаку» надо сразу выложить такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Но, даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.

Большая доля в выпуске продукции, в свою очередь, обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к. повышению цен на рынке. Если же несколько олигополистов начнут предпринимать согласованные действия, их власть и вовсе приблизится к монопольной.

Огромную роль в определении рыночного поведения олигополиста играет такой субъективный фактор, как характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов, их планов, стиля поведения и т.п., невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое множество фирм, что особенности поведения каждой из фирм- конкурентов не поддаются учету, а монополия исключает существование конкурентов. И только на олигополистическом рынке решение каждой из фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что стратегическое поведение функционирующей фирмы может воздействовать на вхождение конкурента в отрасль и, следовательно, на рыночную структуру, исключая случаи достаточно легкого проникновения. Конкуренция же между крупными фирмами предполагает, что барьеры стратегического сдерживания должны обеспечиваться за счет инвестиций, в том числе и в резервные мощности, допол­нительных расходов на НИОКР, понижения цен.

Для лучшего понимания поведения олигополии обычно рассматривают самый простой тип олигополии, так называемую дуаполию. Это рыночная структура с двумя оперирующими в ней фирмами.

Представим себе ситуацию на местном рынке, где существуют только два продавца аналогичного товара, например кирпича.

Если бы речь шла о рынке совершенной конкуренции, то цена установилась бы на уровне предельных издержек и объем производства соответствовал эффективному. На монополизированном рынке цена значительно превысила бы предельные издержки, а объем выпуска был бы гораздо меньше эффективного. Как поведут себя дуаполисты?

Одна из возможных ситуаций состоит в том, что оба производителя кирпича договорятся об объеме производства и назначаемой цене. Такое соглашение можно отнести к картельному. Позднее мы остановимся на нем подробнее. В этой ситуации дуаполисты действовали бы как единая монополия, присваивая экономическую прибыль. Однако, несмотря на преимущества такой стратегии, для дуаполистов подобные соглашения запрещаются антитрестовскими законами. Кроме того, конфликты между участниками подобных соглашений делают их практически невозможными.

При невозможности картельного соглашения можно ожидать, что производители кирпича примут решение о соответствующем монопольной структуре объеме выпуска. Однако такой результат маловероятен. Дело в том, что оба производителя ожидают, что их конкурент ограничится половиной моно­польного выпуска, и полагают, что увеличение объема продаж расширит их долю рынка и принесет дополнительную прибыль. В результате оба производителя будут производить одинаковый объем выпуска, превышающий монопольный, а цена установится ниже монопольной. Данный результат получил название равновесия Нэша. Это ситуация, когда каждый субъект экономики во взаимодействии с остальными участниками выбирает оптимальный вариант стратегии при условии, что остальные придерживаются определенной модели поведения. В этом случае лучшая стратегия продавца кирпича будет заключаться в повторении объема выпуска конкурента до тех пор, пока не установится объем производства, который не стимулирует производителей к его изменению, то есть пока не будет достигнуто равновесие. В данной ситуации равновесия объем выпуска устанавливается выше монопольного, а цена - ниже монопольной.

Итак, основные положения равновесия Нэша применительно к анализу рыночных структур можно выразить следующим образом:

- олигополии стремятся максимизировать свою прибыль;

- в большинстве случаев оптимальная стратегия каждого игрока зависит от страте­гии, избранной другими игроками;

- равновесие возникает при выборе каждым игроком стратегии, учитывающей оптимальные стратегии других игроков..

В отдельных случаях наилучшая стратегия игрока разрабатывается независимо от стратегий, избранных другими. Такая стратегия называется доминантной. Остальные участники в этой ситуации вынуждены в силу тех или иных причин приспосабливаться к доминантной стратегии.

Допустим, две фирмы, производящие однородный товар, подсчитывают свои прибыли как для случая, в котором конкурирующая фирма при понижении цены оставит цену неизменной, так и для случая, в котором она также ответит понижением цены. Итогом этих подсчетов является матрица результатов, иллюстрирующая выгоду или убытки (изменение прибыли) от каждой возможной стратегии и для каждого возможного ответа соперника.

Допустим, что в отрасли действуют две равноправные фирмы А и В, АТС= МС= 5, а функция спроса представлена в табл. 3.1.

Таблица 3.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: